Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Андрей и Пьер. Две дороги - две судьбы

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кошенко Елена Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 13 Щелково

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

1.   Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

2.   Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.

3.   Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.

4.   Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Любой учебник литературы 10 класса

Текст романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Используемая методическая литература: 

Любая

Используемое оборудование: 

 

  • на уроке используется презентация;
  • на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа, справочными материалами о славянофилах и западниках.
Используемые ЦОР: 

 

Том 4 часть 1 глава 15

 

Комментарии 

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.

Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.

Он пристально посмотрел на нее.

— Ты об Николушке? — сказал он.

Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.

— Мари, ты знаешь Еван... — но он вдруг замолчал.

— Что ты говоришь?

— Ничего. Не надо плакать здесь, — сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.

«Да, им это должно казаться жалко! — подумал он — А как это просто!»

«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но Отец ваш питает их», — сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по-своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они — не нужны. Мы не можем понимать друг друга». — И он замолчал.

 

 

 

Карточка № 2

 

 

 

 

Карточка № 3

Том 4 часть 1 глава 16

Комментарии


«Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего-то недоставало в них, что-то было односторонне личное, умственное — не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.

 

……………………………………………………………………………………………….. «Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение!» — вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1

 

Том 3 часть 2 глава 37

Комментарии

В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем-то близко и тяжело связан со мною, — думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. — В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью?» — спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь эту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.

Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.

«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

 

 

 

 

Карточка № 5          

Эпилог часть 1 глава 14

Комментарии

— О чем это? — спросил Николай.

— Все о том же и о том же, — сказал Пьер, оглядываясь вокруг себя. — Все видят, что дела идут так скверно, что это нельзя так оставить, и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил.

— Что ж честные люди могут сделать? — слегка нахмурившись, сказал Николай. — Что же именно сделать?

……………………………………………

— Ну, и все гибнет. В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, — мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет, — говорил Пьер (как, с тех пор как существует правительство, вглядевшись в действия какого бы то ни было правительства, всегда говорят люди).

……………..Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна; когда все ждут неминуемого переворота, — надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе. Все молодое, сильное притягивается туда и развращается. Одного соблазняют женщины, другого почести, третьего тщеславие, деньги — и они переходят в тот лагерь. Независимых, свободных людей, как вы и я, совсем не остается. Я говорю: расширьте круг общества; mot d'ordre 5 пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность.

….— Вот в какие! В отношения помощников. Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. Общество джентльменов в полном значении этого слова. Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение, — мы только для этого боремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности.

 

 

 

Карточка № 4              

Том 4 часть2 гл.12

Комментарии

Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.

В разоренной и сожженной Москве Пьер испытал почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек; но, благодаря своему сильному сложению и здоровью, которого он не сознавал до сих пор, и в особенности благодаря тому, что эти лишения подходили так незаметно, что нельзя было сказать, когда они начались, он переносил не только легко, но и радостно свое положение. И именно в это-то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении, — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными. … Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека. ….

Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А между тем впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время.

 

 

Краткое описание: 
<p> <span style="font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: Arial, sans-serif;">урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления, ИКТ технологии; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения</span></p>

 

Учитель русского языка и литературы Кошенко Е.В.

Урок литературы в 10-м классе на тему:

"Две дороги – два пути". Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

(по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Цели урока:

1.   Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

2.   Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.

3.   Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.

4.   Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.

Тип урока:

урок повторительно-обобщающий с элементами новых знаний.

Оборудование урока:

  • на уроке используется презентация;
  • на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа, справочными материалами о славянофилах и западниках.

Основные приемы и методы:

урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления, ИКТ технологии; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.

Ход урока

На доске слайд с портретом писателя и названием изучаемого произведения. (Смотри слайд 1 приложения).

1.   Организационный момент. Слово учителя с элементами беседы.

СТАДИЯ ВЫЗОВА.

- Продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На предыдущих уроках мы начали говорить о двух главных героях великой эпопеи: о Пьере Безухове и Андрее Болконском.

1) Как относится Лев Толстой к своим героям? Почему именно так?

2) Почему так подробно писатель говорит об их судьбе в своем романе?

( И Пьер, и Андрей проходят на страницах романа сложный путь самосовершенствования, обретения себя, путь к пониманию своего предназначения в жизни. В человеке, по мнению Л.Н. Толстого, не должна прекращаться внутренняя работа, и результат ее - обретение истины. Лучшие герои писателя повторяют его нравственный кодекс).

3) Но так ли все просто у Толстого-философа, мыслителя? Только ли о предназначении человека размышляет он в своем романе?

4)Вторая половина 19 века. Писателей, общественных деятелей волнует и судьба России, пути ее развития. Назовите, пожалуйста, писателей второй половины 19 века, на страницах произведений которых встает этот вопрос?

(И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и др.)

5) А что думает Л.Н. Толстой? Каким видит путь развития России? Как представляет его в своем романе? Пожалуйста, предположите. (Учащиеся высказываю свои мнения).

6) Эти вопросы - главные на нашем уроке сегодня.

 Как они могут быть связаны с вопросом о нравственных исканиях главных героев романа “Война и мир”?

На доске слайд с темой урока: “Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова”. (Смотри слайд 2 приложения).

Ребята высказывают свои предположения.

7) Таким образом, на основании изученного материала, проследив еще раз жизненный путь героев, мы попытаемся понять, что думал великий мыслитель, патриот своей страны о ее судьбе. Предлагаю сегодняшний наш урок назвать «Две дороги – две судьбы»

На доске слайд с названием урока: “Две дороги – два пути развития России”На слайде эпиграфы к уроку. (Смотри слайд 3).

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”. (Л.Н. Толстой).

Пока свободою горим,                                                                  Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(А.С. Пушкин)

8) Два эпиграфа – две части в названии нашего урока. Выделите главные слова в этих цитатах .

Как вы понимаете смысл слов “дорога” и “путь” в этом контексте?

Обратимся к толковому словарю (Слайд 4)

Дорога – (перен.) образ действий, направление деятельности.

Путь – направление деятельности, развитие чего-нибудь, образ действий (С.И.Ожегов)

9) Какое понятие шире? Значит дорога – это понятие  для каждого героя, а путь – развитие страны.

На слайде представлен проблемный вопрос урока. (Смотри слайд 5).

Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?

10) Несколько человек получают индивидуальные задания для работы с цитатами.  (Приложение № 2)

 

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

2.1. Чтобы ответить в дальнейшем на наш проблемный вопрос, вспомним, что мы знаем о героях романа Л.Н. Толстого?

 Предлагается работа с таблицей, которая составлена учащимися на предыдущих уроках во время разговора об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Таблица у каждого ученика в тетради. (Слайд 6) Названием таблицы можно сделать пословицу. Как вы понимаете ее смысл?

“Жизнь прожить – не поле перейти”

Вопрос

Андрей Болконский

Пьер Безухов

Где получили образование?

В деревне.

За границей.

С чего начинается Родина?

Крепостная няня и ее песни.

Учитель-швейцарец и его урок о мире-глобусе.

Первая встреча читателя с героем.

Салон Анны Шерер.

Надменный, сдержанный, равнодушный к свету, радуется только тогда, когда увидел Пьера.

Салон Анны Шерер.

 

Веселый, наивный, защищает Наполеона как гаранта идей равенства и братства.

Отношение героев к войне 1805-1807 годов.

Идет на войну, т.к. бежит от света, скрывает истинную цель.

Против войны.

Какой первый эпизод в романе говорит о переоценке ценностей в жизни?

Аустерлицкое сражение: слава – ничто; покой, мир, жизнь. Оставляет военную службу. Государственная служба.

Женитьба на Элен, разочарование в семейной жизни, вступление в масонский орден, хозяйственные начинания.

Наташа Ростова в судьбе героев романа.

Любовь к Наташе, сватовство, роман Наташи с Курагиным.

Разочарование в масонстве, поддержка Наташи после разрыва с Болконским в период ее выздоровления.

Война 1812 года в судьбе героев романа

Возвращение в армию, участие в Бородинском сражении, смертельное ранение.

Остается в Москве, чтобы убить Наполеона; плен, сближение с народом.

 

Итог нравственных исканий героев романа …

Работа с таблицей предполагает беседу с учащимися по вопросам таблицы. Беседа систематизирует знания учащихся об образах главных героев романа.

2.2. Работа учащихся с цитатами из романа. (7 слайд)Предполагается обращение к тексту романа, цитирование эпизодов.

Прочитайте данные вам для анализа цитаты из романа и прокомментируйте их.

Князь Андрей

- Том 3, часть 2, глава 37. Со слов: “В несчастном, рыдающем, обессиленном человеке, которому только что отняли ногу, он увидел Анатоля Курагина” до слов: “Но теперь уже поздно. Я знаю это!”. (карточка 1)

- Том 4, часть 1, глава 15. Со слов: “Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца…” до слов: “ …И он замолчал”.(карточка 2)

- Том 4, часть 1, глава 16. Со слов: “Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь” до слов: “Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор оставляла его”. (карточка 3)

Пьер Безухов (8 слайд)

- Том 4 часть2 гл.12 (карточка 4)

- Эпилог, часть 1, глава 14. Со слов: “Пьер улыбнулся, Наташа засмеялась, но Николай еще более сдвинул брови…” до слов: “…Разговор снова возобновился и уже не в том неприятно враждебном тоне, в котором сказаны были последние слова Николая”. (карточка 5)

2.3. Итог нравственных исканий героев романа Л.Н. Толстого. Вопросы классу.

1) Андрей Болконский. С какими мыслями о смысле жизни умер герой романа?

(Понимание братства, всеобщей любви, вера в Бога, нравственное совершенство человека).

2)Пьер Безухов. В чем смысл его жизни в эпилоге романа?

(Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).

2.4. Возвращаемся к теме урока, к проблемному вопросу.

- Во второй половине 19 века в обществе имел место плюрализм  мнений о путях развития России. (слайд 9) (предполагается словарная работа: объяснить значение слова “плюрализм”)

Наиболее популярными были такие идейные течения, как западничество и славянофильство. Что вы знаете об этих течениях?

В помощь учащимся предлагается таблица. (слайд 9)

Славянофилы

Западники

  • нравственное совершенствование личности;
  • христианская вера;
  • патриархальность.
  • противостояние правительству;
  • широкая социальная деятельность;
  • ориентир на западный путь развития.
 

3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

3.1. Вопросы классу.

1)Мы говорим о двух героях Л.Н. Толстого. К какому идейному направлению мог бы принадлежать Андрей Болконский? Какие идеи близки Пьеру Безухову?

Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос урока. (Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?) (слайд 10)

(Два героя – два пути преобразования России: князь Андрей, символизирующий восточное направление, неучастие в политике, нравственное самосовершенствование, веру; и Пьер, допускающий противостояние правительству, широкую социальную деятельность в этом направлении).

Толстой думал о преобразования России в свое тревожное и неоднозначное время. В не менее сложную эпоху живем мы сейчас. И каждый настоящий патриот своей страны думает о ее будущем.

2) Герои могли выбрать разные пути развития, но есть одна общая черта, которая их объединяет. Попробуйте назвать ее.

(Патриотизм) (слайд11)

3) Докажите примерами из текста, что и Андрей Болконский, и Пьер Безухов являются патриотами своей Родины.

Подводя итоги сегодняшней нашей работы на уроке, прошу составить вас синквейн на одну из тем «Пьер Безухов», «Андрей Болконский», «Путь»

(Слайд  12напомнит правила составления синквейна)

Чтение стихотворений учащимися.

3.2. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека. (Слайд13)

(Классическая литература заставляет задуматься над многими современными проблемами, помогает ответить на вопросы, волнующие сегодня).

3.3. Домашнее задание (слайд 14)

Написать заготовку для сочинения на ЕГЭ по русскому языку, используя материал по сегодняшней теме урока (проблема и литературный пример к этой проблеме).

 

Прикрепленный файл Size
Андрей и Пьерpril.ppt 967.5 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Лидия Смолянова

На: Андрей и Пьер. Две дороги - две судьбы


Большое спасибо за интересный урок.  Творческих Вам успехов.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн