"Две дороги – два пути". Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
(по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
Цели урока:
1. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
2. Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
3. Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
4. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
Тип урока:
урок повторительно-обобщающий с элементами новых знаний.
Оборудование урока:
на уроке используется презентация;
на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа, справочными материалами о славянофилах и западниках.
Основные приемы и методы:
урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления, ИКТ технологии; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Ход урока
На доске слайд с портретом писателя и названием изучаемого произведения. (Смотри слайд 1приложения).
1. Организационный момент. Слово учителя с элементами беседы.
СТАДИЯ ВЫЗОВА.
- Продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На предыдущих уроках мы начали говорить о двух главных героях великой эпопеи: о Пьере Безухове и Андрее Болконском.
1) Как относится Лев Толстой к своим героям? Почему именно так?
2) Почему так подробно писатель говорит об их судьбе в своем романе?
( И Пьер, и Андрей проходят на страницах романа сложный путь самосовершенствования, обретения себя, путь к пониманию своего предназначения в жизни. В человеке, по мнению Л.Н. Толстого, не должна прекращаться внутренняя работа, и результат ее - обретение истины. Лучшие герои писателя повторяют его нравственный кодекс).
3) Но так ли все просто у Толстого-философа, мыслителя? Только ли о предназначении человека размышляет он в своем романе?
4)Вторая половина 19 века. Писателей, общественных деятелей волнует и судьба России, пути ее развития. Назовите, пожалуйста, писателей второй половины 19 века, на страницах произведений которых встает этот вопрос?
(И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и др.)
5) А что думает Л.Н. Толстой? Каким видит путь развития России? Как представляет его в своем романе? Пожалуйста, предположите. (Учащиеся высказываю свои мнения).
6) Эти вопросы - главные на нашем уроке сегодня.
Как они могут быть связаны с вопросом о нравственных исканиях главных героев романа “Война и мир”?
На доске слайд с темой урока: “Нравственные искания Андрея Болконского иПьера Безухова”. (Смотри слайд 2 приложения).
Ребята высказывают свои предположения.
7) Таким образом, на основании изученного материала, проследив еще раз жизненный путь героев, мы попытаемся понять, что думал великий мыслитель, патриот своей страны о ее судьбе. Предлагаю сегодняшний наш урок назвать «Две дороги – две судьбы»
На доске слайд с названием урока: “Две дороги – два пути развития России”. На слайде эпиграфы к уроку. (Смотри слайд 3).
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”. (Л.Н. Толстой).
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! (А.С. Пушкин)
8) Два эпиграфа – две части в названии нашего урока. Выделите главные слова в этих цитатах .
Как вы понимаете смысл слов “дорога” и “путь” в этом контексте?
Обратимся к толковому словарю (Слайд 4)
Дорога – (перен.) образ действий, направление деятельности.
Путь – направление деятельности, развитие чего-нибудь, образ действий (С.И.Ожегов)
9) Какое понятие шире? Значит дорога – это понятие для каждого героя, а путь – развитие страны.
На слайде представлен проблемный вопрос урока. (Смотри слайд 5).
Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?
10) Несколько человек получают индивидуальные задания для работы с цитатами. (Приложение № 2)
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
2.1. Чтобы ответить в дальнейшем на наш проблемный вопрос, вспомним, что мы знаем о героях романа Л.Н. Толстого?
Предлагается работа с таблицей, которая составлена учащимися на предыдущих уроках во время разговора об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Таблица у каждого ученика в тетради. (Слайд 6) Названием таблицы можно сделать пословицу. Как вы понимаете ее смысл?
“Жизнь прожить – не поле перейти”
Вопрос
Андрей Болконский
Пьер Безухов
Где получили образование?
В деревне.
За границей.
С чего начинается Родина?
Крепостная няня и ее песни.
Учитель-швейцарец и его урок о мире-глобусе.
Первая встреча читателя с героем.
Салон Анны Шерер.
Надменный, сдержанный, равнодушный к свету, радуется только тогда, когда увидел Пьера.
Салон Анны Шерер.
Веселый, наивный, защищает Наполеона как гаранта идей равенства и братства.
Отношение героев к войне 1805-1807 годов.
Идет на войну, т.к. бежит от света, скрывает истинную цель.
Против войны.
Какой первый эпизод в романе говорит о переоценке ценностей в жизни?
Аустерлицкое сражение: слава – ничто; покой, мир, жизнь. Оставляет военную службу. Государственная служба.
Женитьба на Элен, разочарование в семейной жизни, вступление в масонский орден, хозяйственные начинания.
Наташа Ростова в судьбе героев романа.
Любовь к Наташе, сватовство, роман Наташи с Курагиным.
Разочарование в масонстве, поддержка Наташи после разрыва с Болконским в период ее выздоровления.
Война 1812 года в судьбе героев романа
Возвращение в армию, участие в Бородинском сражении, смертельное ранение.
Остается в Москве, чтобы убить Наполеона; плен, сближение с народом.
Итог нравственных исканий героев романа …
Работа с таблицей предполагает беседу с учащимися по вопросам таблицы. Беседа систематизирует знания учащихся об образах главных героев романа.
2.2. Работа учащихся с цитатами из романа. (7 слайд)Предполагается обращение к тексту романа, цитирование эпизодов.
Прочитайте данные вам для анализа цитаты из романа и прокомментируйте их.
Князь Андрей
- Том 3, часть 2, глава 37. Со слов: “В несчастном, рыдающем, обессиленном человеке, которому только что отняли ногу, он увидел Анатоля Курагина” до слов: “Но теперь уже поздно. Я знаю это!”. (карточка 1)
- Том 4, часть 1, глава 15. Со слов: “Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца…” до слов: “ …И он замолчал”.(карточка 2)
- Том 4, часть 1, глава 16. Со слов: “Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь” до слов: “Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор оставляла его”. (карточка 3)
Пьер Безухов (8 слайд)
- Том 4 часть2 гл.12 (карточка 4)
- Эпилог, часть 1, глава 14. Со слов: “Пьер улыбнулся, Наташа засмеялась, но Николай еще более сдвинул брови…” до слов: “…Разговор снова возобновился и уже не в том неприятно враждебном тоне, в котором сказаны были последние слова Николая”. (карточка 5)
2.3. Итог нравственных исканий героев романа Л.Н. Толстого. Вопросы классу.
1) Андрей Болконский. С какими мыслями о смысле жизни умер герой романа?
(Понимание братства, всеобщей любви, вера в Бога, нравственное совершенство человека).
2)Пьер Безухов. В чем смысл его жизни в эпилоге романа?
(Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).
2.4. Возвращаемся к теме урока, к проблемному вопросу.
- Во второй половине 19 века в обществе имел место плюрализм мнений о путях развития России. (слайд 9) (предполагается словарная работа: объяснить значение слова “плюрализм”)
Наиболее популярными были такие идейные течения, как западничество и славянофильство. Что вы знаете об этих течениях?
В помощь учащимся предлагается таблица. (слайд 9)
Славянофилы
Западники
нравственное совершенствование личности;
христианская вера;
патриархальность.
противостояние правительству;
широкая социальная деятельность;
ориентир на западный путь развития.
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
3.1. Вопросы классу.
1)Мы говорим о двух героях Л.Н. Толстого. К какому идейному направлению мог бы принадлежать Андрей Болконский? Какие идеи близки Пьеру Безухову?
Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос урока. (Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?) (слайд 10)
(Два героя – два пути преобразования России: князь Андрей, символизирующий восточное направление, неучастие в политике, нравственное самосовершенствование, веру; и Пьер, допускающий противостояние правительству, широкую социальную деятельность в этом направлении).
Толстой думал о преобразования России в свое тревожное и неоднозначное время. В не менее сложную эпоху живем мы сейчас. И каждый настоящий патриот своей страны думает о ее будущем.
2) Герои могли выбрать разные пути развития, но есть одна общая черта, которая их объединяет. Попробуйте назвать ее.
(Патриотизм) (слайд11)
3) Докажите примерами из текста, что и Андрей Болконский, и Пьер Безухов являются патриотами своей Родины.
Подводя итоги сегодняшней нашей работы на уроке, прошу составить вас синквейн на одну из тем «Пьер Безухов», «Андрей Болконский», «Путь»
(Слайд 12напомнит правила составления синквейна)
Чтение стихотворений учащимися.
3.2. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека. (Слайд13)
(Классическая литература заставляет задуматься над многими современными проблемами, помогает ответить на вопросы, волнующие сегодня).
3.3. Домашнее задание (слайд 14)
Написать заготовку для сочинения на ЕГЭ по русскому языку, используя материал по сегодняшней теме урока (проблема и литературный пример к этой проблеме).
На: Андрей и Пьер. Две дороги - две судьбы
Большое спасибо за интересный урок. Творческих Вам успехов.