Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Связь классной и внеклассной работы на уроках русского языка и литературы как элемент интерактивного обучения

Фото пользователя Татьяна Михайловна Панкратова
Submitted by Татьяна Михайловна Панкратова on чт, 29/11/2012 - 11:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панкратова Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия № 2

учитель

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Обощение опыта по интерактивному обучению</p>

Связь классной и внеклассной работы на уроках русского языка и литературы как элемент интерактивного обучения

(обобщение опыта работы)

 

Панкратова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 2 города Георгиевска Ставропольского  края

 

«Истинный предмет обучения состоит в приготовлении человека быть человеком» (Н.И. Пирогов). Эта мысль, высказанная более двух столетий назад не утратила своей актуальности, стала определяющей и в современной педагогике: достаточно вспомнить направления, по которым работала и наша школа (в том числе и вся российская педагогика) в течение последних десятилетий, - интенсификация и гуманизация учебного процесса, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход в обучении и, наконец, интерактивное обучение.

Суть их сводится к одному: сформировать и развить в каждом ученике личность, то есть создать предпосылки не только для успешного обучения различным предметам, определенным школьной программой, но и прежде всего, научить учиться, приучить к умственному труду – самому сложному из всех видов человеческой деятельности. Это значит развивать логическое мышление и творческое воображение, умение сопоставлять факты и приходить к нужному выводу, формировать эстетические вкусы и т. д.

Каждый учитель из своего собственного опыта знает, что эта работа, длительная и сложная, принесет положительные результаты, если он досконально изучит состав класса, будет учитывать такие факторы, как биологический и социальный.

И все же, несмотря на важность биологических факторов и среды, они не могут сформировать каких-либо качеств личности без активной деятельности самого учащегося. «Всякое знание останется мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность…» (Н.А. Умнов).

На мой взгляд, большие возможности для формирования и развития интереса, даже, скорее, внутреннего побуждения к умственному труду дают различные формы урочной и внеурочной деятельности, сама связь классной и внеклассной работы на уроках русского языка и литературы помогает учителю увидеть ребенка в новом свете, «открыть» его способности, возможно, дар. Еще Вольтер справедливо утверждал «Природа почти всегда создает таланты всякого рода. Надо только поощрять их и давать им применение».

Расскажу о некоторых методических находках (я имею в виду формы и методы работы), найденных в течение последних пяти лет. Во-первых, это уроки систематизации и обобщения знаний по изученным разделам русского языка. Это своеобразные итоговые уроки, которые дают учителю возможность убедиться в том, насколько осознанно каждый ученик усвоил сложный теоретический материал, овладел понятиями-терминами, в какой степени сформированы умения и навыки; подобные уроки приносят пользу и ученикам: одни из них становятся ассистентами учителя, читают дополнительную литературу, отбирают нужный материал, дают полезные советы, другие выполняют различные творческие работы, превращаются в художников-оформителей или иллюстраторов, выступают в роли вдохновенных рассказчиков или артистов.

Конечно, далеко не все участвуют в подготовительной (внеурочной) работе одинаково активно, но всегда образуется группа энтузиастов, которые становятся единомышленниками учителя, побуждают других, даже самых инертных, проявлять интерес к уроку, вносить свою посильную лепту в общее дело – так заранее создается ситуация успеха. Педагогика сотрудничества приносит поразительные результаты: под руками учителя оказывается разнообразный богатейший дидактический материал.

Готовясь к уроку, обдумывая его тип, структуру, стараюсь, по мере возможности, не упустить из того, что нашли, предложили сами дети. Разумеется, что опорный материал урока не дублирует учебный, в каждый вид деятельности привношу что-то новое, чтобы не угасало внимание, не мерк интерес к уроку на всех его этапах. С этой целью провожу тематический сбор материала, стараясь использовать все его воспитательные возможности, располагаю дидактический материал и виды заданий в логической последовательности – от простого к сложному, использую игровые моменты. Большое значение придаю оформлению доски, как правило использую эпиграф.

Приведу варианты такого итогового урока-праздника по теме: «Загадки слова и его частей. Секреты их правописания». Эпиграфом к уроку стали слова М. Горького: «Слова, дружище, - это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться».

Остановлюсь на основном эпизоде урока. От краткого вступительного слова перехожу к словарно-орфографической работе.

На доске запись:

  1. Невежа (древнерусск.)
  2. Невежа (русск.)                     от древнерусского «ведать», «знать».

 

С помощью ряда вопросов, обращенных к классу, сразу задаю нужный темп урока, погружаю в грамматический материал:

  • Что объединяет эти слова?
  • Кто объяснит их лексическое значение?

Запишите предложения, объясните значения этих слов, как их дает Толковый словарь, объясните пунктограммы в предложениях.

Невежа – необразованный человек.

Невежа – человек, который не соблюдает правил обращения, грубиян.

Записанные предложения дают возможность учащимся не только запомнить лексическое значение слов, но и сравнить строение предложений, выделить грамматические основы, увидеть особенности структуры сложноподчиненного предложения и снова вернуться к значению новых для учащихся слов, которые они должны ввести в свой активный словарь, теперь уже подбирая к ним слова с противоположным лексическим значением. Кто-то обязательно вспомнит, как они называются. Пока ребята записывают ряд антонимов к слову «невежа», определяем, что слова «грамотей», «всезнайка» - просторечные, относящиеся к разговорному стилю, а другие принадлежат к книжному и общеупотребительному стилю, следовательно, различны сферы их употребления.

Второй этап урока – систематизация теоретических знаний по разделу «Морфемика». Форма работы – фронтальный опрос, сменяющийся работой в группах, которые получают самостоятельное задание до урока.

Одна из них под названием «Смотри в корень». Готовим сообщение о корне. Цель сообщения – выяснить значения многозначного слова «корень». Ребята привели свои примеры, рассказали притчу В. Сухомлинского, объяснили смысл названия своей группы, вспомнили другой фразеологизм – «корень зла», слова «коренной», «корневой». Ввели новую информацию: однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Так слова расположены в «Школьном словообразовательном словаре» А.Н. Тихонова. По количеству входящих в него слов оно может быть маленьким или большим. В силу этого различаются продуктивные и непродуктивные корни.

Я привела подробный план сообщения учащихся далеко не случайно: собственно говоря, для пятиклассников это экскурс в науку, небольшое исследование на определенную тему. Конечно же, я помогала и направляла деятельность группы, готовила этот материал вместе с ребятами. По-моему, подобная работа развивает логику лингвистического мышления, помогает усвоению лексических и грамматических понятий, приводит к развитию речевой практики, учит осознанному восприятию новой информации, умению делать вывод, в котором обязательно подчеркивается практическая ценность данного теоретического материала. Например, чтобы в голове учеников отложилось главное, я еще заставляю их задуматься над тем, почему важно уметь подбирать однокоренные слова:

  1. правильно выделить корень;
  2. быстро подбирать проверочное слово;
  3. избегать в речи назойливых повторов.

Вторая группа, готовясь к уроку, получила такое задание – написать связный текст на любую тему с максимальным использованием однокоренных слов. К сожалению, возможности урока ограничены. Кроме того, предварительно проверяя творческие работы такого характера, я заранее отобрала лучшие, наиболее удачные, остальных ребят предупредила об этом.

Что дает этот вид деятельности? Во-первых, учащиеся закрепляют в сознании одно из ключевых понятий «Речи» - текст, учатся строить его по плану, подчиняя его основной мысли; во-вторых, на практике убеждаются, что однокоренные слова обогащают лексикон, что они отличаются оттенками значений.

Во время чтения учащиеся подсчитывают количество использованных однокоренных слов.

Третья группа учащихся подготовила интересные вопросы повышенной трудности, которые также расширили кругозор остальных. Так, постепенно и вполне логично вспоминаем о чередовании гласных и согласных в корне, о полногласных и неполногласных сочетаниях в языке, о том, откуда они появились, о корнях с чередованием о//а, е//и. Объяснительный диктант с обозначением орфограмм, дает возможность убедиться, открыли ли ребята еще один секрет русской орфографии, связанный с морфемным принципом написания слов, со знанием тех языковых явлений, которые могут происходить в корне.

В работе над связным текстом, насыщенным орфограммами, важна так называемая «орфографическая зоркость». Один из приемов овладения ею – умение вводить слова с орфограммами в речь, поэтому иногда я даю задание составить диктант с использованием изученных орфограмм, лучшие из которых предлагаю ребятам.

Если диктант текстовый, то всегда появляется возможность провести лингвистический анализ текста, конечно, в его начальной стадии или, как сейчас принято говорить, ввести элементы комплексного анализа текста.

Предлагаю учащимся такое задание.

  1. Озаглавить текст. Или какой из заголовков ярче отражает основную мысль.
  2. Подчеркните в тексте слова с чередованием гласных (мгновенно проверяю этот навык с помощью сигнальных карточек).
  3. Сделайте синтаксический разбор указанных предложений.
  4. Найдите сложные предложения, определите их вид, постройте схемы на полях.

Как всегда в предыдущем виде работы нахожу звено для развития темы урока на новом ее витке.

«Вы обратили внимание на то, что в тексте, кроме слов с орфограммой корня, есть слова с орфограммой в приставке? Назовите их». Так начинается разговор о новой морфеме, о значениях приставок, об их классификации. Звучат не только правила, но и стихи из «Веселой грамматики». Считаю, что на этом этапе урока, как распределительный диктант, диктант «Угадай слово по его лексическому значению, диктант с последующей классификацией приставки пре- и при- по значению. Особое внимание заслуживают слова-близнецы.

Завершая урок, провожу своеобразный марафон (работа в парах). Вызываю сильных учащихся, которые делают морфемный разбор внешне похожих слов:

голов    – домов

столов – основ

Подводя итог, снова возвращаю учащихся к эпиграфу – к ключевым словам, определившим суть урока.

Проведение подобных уроков приносит учителю чувство удовлетворения: учащиеся стараются изо всех сил показать себя с лучшей стороны, проявить свои способности, свою сообразительность, выделяются в лидеры.К сожалению, их не так много, как хотелось бы.

Так случилось, что в этом году я снова проводила открытый урок в 5 классе. Время методической недели постоянно, поэтому и материал, которым овладели учащиеся, оказался тем же. Но класс был другой, задачи были поставлены несколько другие: обратить внимание на семантику приставок, на то, что приставки бывают синонимичными и антонимичными, на способы различения корневых морфем и приставок, на развитие связной речи. И снова убедилась, что форма урока вызывает активность, желание участвовать в работе у многих, если не у всех. Я рассказала об итоговых уроках по русскому языку, которые я провожу по отдельной теме, но вместе с тем каждый урок-этап, дающий представление о языке как о системе. Каждый учитель-практик понимает, что к нему нужно прийти с определенным багажом, а значит и каждый рабочий урок строить так, чтобы была максимальная отдача, чтобы обучение и развитие личности каждого ребенка и ученического коллектива в целом шло ежедневно. Поэту принадлежат такие слова: «Талант есть чудо неслучайное». Действительно, ежедневный кропотливый учительский труд создает талантливых учеников. Надо сказать, что велика в этом роль первого учителя, его позиция, его методы и формы работы: далеко не случайно наши коллеги - первооткрыватели новых методик, экспериментаторы, правда, жизнь вносит свои коррективы в нашу работу, и скорее негативные, чем оптимистические. Именно уроки литературы становятся трудными в силу того, что многим учащимся трудно читать, трудно постигать прочитанное, т.е. следовать за мыслями автора, затрудняют их и размышления на основе прочитанного. Может быть поэтому из всех форм уроков: беседа, лекция, литературно-музыкальная композиция, пресс-конференция и так далее - я отдаю предпочтение уроку-размышлению. По своему типу такие уроки, как правило, тоже итоговые, заключительные, они обобщают работу учителя над текстом произведения. От того, насколько серьезным и глубоким было прочтение, восприятие произведения, зависит и тот уровень беседы, диалога, который ведет учитель с учениками. На этих уроках главное действующее лицо – учитель: он держит в руках нити беседы, направляет ответы учащихся в нужное русло, помогает найти ключевые эпизоды, обращает внимание на художественные особенности произведения, показывает, какими приемами и методами пользуется тот или иной писатель.

Очень важна самостоятельная, внеурочная подготовка каждого ученика, которого также направляет учитель. Уроки внеклассного чтения дают возможность использовать самый широкий спектр форм и методов работы: подробный и сжатый пересказ, выразительное чтение наизусть, анализ ключевых сцен, рассказ о герое и т.д. Произведения, отобранные учителем, являются своеобразными уроками высокой нравственности, так как отражают позицию своих создателей – людей неординарных, мудрых.

Образцы таких уроков перед вами. Порою подобные уроки перерастают во внеурочную, внеклассную работу. Например, урок по теме «Здравствуй, Пушкин, здравствуй, добрый гений!» органично перерос в ученическую научно-практическую конференцию с таким же названием, посвященную 200-летию великого поэта. А доклады учащихся носили исследовательский характер. Вот их темы: «Судьба человека, судьба народная в трагедии А.С, Пушкина «Борис Годунов» (Литвинова К.); «Гений и злодейство – две вещи несовместные. Мое прочтение трагедии «Моцарт и Сальери» (Браткова К.); «Медный всадник» - поэма о судьбе России и судьбе русского человека» (Шевченко А.).

В прошлом и этом учебном году я проводила в 5 классе уроки-инсценировки «Петрушка Уксусов», «Двенадцать месяцев»; урок-конкурс на лучшую инсценировку по басням И.А. Крылова. Нельзя не отметить их благотворного влияния как на исполнителей, так и на зрителей.

Поиск новых форм работы, сочетающих классную и внеклассную работу продолжается. Считаю удачей и так называемые «интеллектуальные поединки» - это работа в парах, когда вызываются ученики примерно одного уровня развития. Обычно провожу их в начале темы, когда начинается изучение творчества писателя или поэта. И тогда вместо несколько привычного сообщения - «Слова о писателе» идет оживленный обмен информацией. На первых порах я учила отбирать и готовить биографический материал в логической последовательности, обращая внимание на нюансы, имеющие значение в становлении личности: викторины, работа по региональному компоненту.

Классная работа, которая выливается во внеклассную, внеурочную деятельность, становится фундаментальной, является своеобразным стимулом, пробуждающим интерес к знаниям. 

Прикрепленный файл Size
Связь классной и внеклассной работы.doc 63.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн