Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правило правописания частицы не с глаголами"
Размещено: Надежда Юрьевна Бутенина - вт, 27/11/2012 - 07:29
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правило правописания частицы не с глаголами"
Бутенина Надежда Юрьевна, учитель начальных классов
Система. Программа «Школа 2100».
Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. – М.: «Баласс», 2008.
Цель урока:формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.
Задачи урока: формировать представление о частице не и её употребление с глаголами, умение писать частицу не с глаголами раздельно.
Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».
Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету и развивать навыки культурного поведения.
Оборудование: карточки с творческими заданиями и опорными словами по теме «Части речи», таблицы.
Ход урока
Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Чистописание.
Д д Дд ддд До де Дл дм дя
Доброе дело и в воде не тонет
-Обозначить части речи и подчеркнуть орфограммы
- Выписать из пословицы словосочетание прилагательное + существительное. Разобрать имя прилагательное как часть речи.
-Выписать имя существительное и разобрать как часть речи.
3. Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
а) Актуализация знаний.
– Сегодня мы понаблюдаем, для чего используется и как пишется частица не с глаголами
б) Наблюдение по учебнику.
Упр. 360 с.100
Запись на доске:
Читал – не читал
Любит читать – не любит читать
– Прочитайте предложения.
Оля любит читать стихи.
Илья не любит читать стихи.
– Чем отличаются? Почему изменился смысл предложения?
– Вы догадались, как называется слово не? (Частица).
в) Постановка проблемы.
Что такое не?
К какой части речи относится?
Как пишется не с глаголами?
г) Поиск решения.
1. Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).
- Это предлог? (Нет). Союз? (Нет). Значит это другая часть речи. Называется частица.
- Какую роль выполняет она в речи?
Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.
2.Наблюдение по учебнику.
– С. 101, упр. 361 – 1 вариант – (с 1 – 3 предложения); 2 вариант (4- 6 предложения)
– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
– Как написана частица не с глаголами? (Раздельно).
– Выпишите глаголы с частицей не.
Словарная работа.
- Послушайте стихотворение Александра Шибаева
- Выпишите слова к теме «Гардероб» . Запишите ещё одно слово платок .
(Это древнерусское слово означает кусок материи)
Рассказ учителя.
- Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
4. Работа с правилом.
– Давайте подтвердим наши открытия. На странице 100 прочитайте пра1вило про себя.
– Сколько в нём частей?
– О чём говорится в 1-ой части? Во 2-ой?
– Это орфограмма – пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом.
– Подчеркните орфограмму-пробел в написанных словах.
5. Физкультминутка.
Наши глазоньки устали. Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять – быстро глазки закрывать.