К.С. Станиславский советует читать пьесу просто, но с хорошим пониманием. Мы последуем его совету. Он утверждал : «лучший способ понять пьесу – это проследить, как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба. Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение? Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта.
2. Работа над 1 действием пьесы.
Еще раз познакомьтесь с «афишей»( авторской ремаркой, называющей действующих лиц.) Будем знакомиться с действующими лицами.( презентация «Говорящие фамилии»)
Что вы можете сказать о месте и времени действия?
( Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: « Да отсюда , хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию. Время действия – 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле 15 лет.)
Нарисуйте образ уездного города.
Каковы социальные пороки (недостатки)?
Дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. В богоугодных заведениях (Арт. Фил. Земл.) грязно, больные походят на кузнецов, лекарств дорогих не употребляют. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. На суде (Аммос Ф. Л-Т) в передней сторожа завели гусей, высушивается всякая дрянь. Сам судья занимается больше охотой, нежели судопроизводством. Берет взятки борзыми щенками. В бога не верует, в церковь не ходит. Заседатель вечно пьян. ( нравственные пороки) В образовательном учреждении работают странные учителя : один строит гримасу, другой стулом об пол ударяет. Почтмейстер Шпекин вскрывает ичитает чужие письма. Городничий . Высечена унтер – офицерская жена, арестантам не выдавали провизии, на улицах кабак( беспорядок), нечистота. Честно и добросовестно выполняют они свою работу?
Т.о., дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно.
Слово учителя.Итак. Мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие.
- Прочитайте первые фразы городничего в первом действии. Почему эта фраза навела страх на городских чиновников? Чего они боятся? ( Раскрытия злоупотреблений, недостатков) ( Слово «ревизор» наводит страх особенно на тех , у кого дела обстоят неблагополучно. Городничий ввел «ситуацию ревизора». Суть этой ситуации в игре, построенном на обоюдном обмане двух ее участников. Один хочет найти и наказать, другой скрыть и уйти от ответственности. Ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия.
Сможем сформулировать тему урока? Итак , тема урока- Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».
Нравственный– соответствующие требованиям высокой нравственности( внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.)
Социальный- относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Порок– тяжелый недостаток
Кого они приняли за ревизора? ( молодого человека, странно себя ведущего, не желающего платить. Городничий, тридцать лет обманывавший, сам обманулся, ошибся. Почему?
Таким образом, цель урока: понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке.
Для этого что нужно сделать? Проследить,
Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом Ревизора? Просмотр отрывка «К нам едет ревизор». ( говорят о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, по которой проедет ревизор, то есть все усилия чиновников направляются не на исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности.
Что овладевает чиновниками? Страх. С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх.
Найдите проявления страха в репликах героев и в ремарках.
Городничий ( конец 2 явления)
Бобчинский ..так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.
Итак, что является завязкой комедии?
Критики считают, что в 1 действии 2 завязки: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде мнимого ревизора.
Какие обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке?Хлестаковзаглянул в тарелкуБобчинского и Добчинского; его недурная наружность, партикулярное платье (невоенное), « в лице этакое рассуждение…физиономия…поступки», а главное то, что другую неделю живет в городе, « из трактира не едет, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить»
Городничий был в таком состоянии, что любое абсурдное утверждение казалось ему важным доказательством.
Таким образом, мы поняли обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке.
Заключительное слово учителя
С этого момента события начинают развиваться быстро. Городничий и чиновники стремятся скорее распознать, что за человек приезжий чиновник. Отвергнув предложение Земляники и Ляпкина – Тяпкина, почитавших встречать ревизора « парадом», городничий решает отправиться в гостиницу частным образом, неофициально, «для прогулки».
Домашнее задание.
1. Почему?(на этот вопрос ответите, прочитав 2, 3 действия комедии.)
2. Подумайте над эпиграфом к уроку? Добродушны ли жулики из «Ревизора»?