Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока:"Россия на рубеже XIX-XX вв." (презентация)

Submitted by Татьяна Сивилева on Fri, 23/11/2012 - 09:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сивилева Т.М.
Место работы, должность: 

учитель истории и обществознания

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Презентация по теме&quot;Россия на рубеже XIX-XX вв.&quot;. &nbsp;Позволяет дать обучающимся &nbsp;большой объем фактического материала. Урок построен по проблемному принципу, информация представлена в виде таблиц, схем, диаграмм, которые учащиеся анализируют и делают выводы об уровне развития России на рубеже веков, выделяют особенности и проблемы ее развития.</p>

 

Раздел: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (5 ч).

Тема урока: Россия на рубеже XIX-XXвв. (1 ч.)

План темы:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Российское государство. Территория и население.
  3. Процессы экономической модернизации и их влияние на соц. структуру.
  4. Экономическая политика правительства.
  5. Особенности развития с/х.

Что мы понимаем под этим термином - история?…

Калейдоскоп событий, дат, имен….. ?

 

Что такое история

(греч. Historia –рассказ о прошлом, об указанном)

1) Процесс развития природы и общества

2) Историческая наука – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии

История это процесс развития природы и общества. И все страны, народы на нашей земле подчинены этому развитию. История России –есть часть мирового исторического процесса. И именно в такой парадигме мы будем её изучать.

История процесс, в котором неразрывно связано случайное и закономерное. История - это люди!

История  - это прежде всего область  человеческой деятельности. История сложна противоречива, как сама жизнь.

Историческая наука (наука о прошлом человечества) зачастую не дает нам однозначных ответов о прошлом, существуют различные точки зрения на исторические события и явления,  так до сих пор не прекращаются дискуссии об уровне развития России  начала XXв., о характере и последствиях революционных событий 1917 года, об итога и цене сталинской модернизации 30-х гг., о роли СССР во Второй мировой войне, о перспективах продвижения России по пути демократических реформ и становлении современной рыночной экономики.

Наличие разных оценок дает возможность исключить предвзятость и максимально приблизится к сложному процессу познания исторической реальности. Понять и осмыслить суть происходящих событий. (в исторической ретроспективе).

Зачем историю знать вам? Для того чтоб сдать ЕГЭ…получить пять в аттестат… Да.  Но не только….

В. О. Ключевский написал: «Без истории мы должны признать себя случайностями, не зная как и зачем мы живем, как и к чему должны стремится».

Мы есть воплощение настоящего и .. будущего. Знание истории сделает вас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в делах и мыслях, в планах и свершениях.

История –необходима человеку для самопознания, самосознания.

Поможет вам яснее понять современность.

История XXвека, история недавнего прошлого. Наше вчера.

Новейшая история – так назвали период истории, охватывающий весь XXвек, как эпоху становления современной цивилизации. Рубеж XIX- XX«точка отчета индустриального общества».

1890-1960 гг.- это завершающий этап развития индустриального общества;

1970 –настоящее время этап становления пост индустриального информационного общества.

Что такое индустриальное общество ?

Назовите его важнейшие характеристики?(преобладание в национальном доходе доли промышленности над с/х, городского населения над сельским, высокий уровень образованности населения).

 

  1. Государство. Территория и население.

Россия  –  империя.

 

Россия абсолютная монархия на ряду с Турцией и Черногорией, отсутствие конституции и системы выборной представительной власти.

Гос.совет высший - законосовещательный орган (с 1810 г.), члены назначались царем.

Комитет министров – высшая исполнительная власть, не был объединенным правительством. С 1881-1905 год возглавлял великий князь Михаил Николаевич.

Сенат- судебный орган.

Административное деление: 97 губерний, по 10-15 уездов,

Вопрос: Обратимся к карте. Какие земли входили в состав РИ в начале XXв.? Какие земли находились в зависимости от России?

Что такое автономия?

Ею обладали Царство Польское, Финляндия.

Россия на протяжении столетий неудержимо расширяла свои  пределы, достигла грандиозных размеров. Общая  площадь территории рос империи составляла 19 млн. кв. км. , т.е  около 1/6 части суши земного шара. По этому показателя она занимала второе место в мире уступая только Британской империи. Разнообразие географических зон и их природных ресурсов создавало предпосылки для процветания страны, но не благоприятные природно – климатические условия существенно затрудняли ее соц.-экономическое развитие.

 Пространства с холодным климатом преобладают в Сибири и на Дальнем востоке. Резко-континентальный климат в Средней Азии и Степном Крае. Суровыми климатическими условиями отличается и Север Европейской части. Да и для Европ. Части характерны длительные зимы с замерзанием рек, снежным покровом. . Области с теплым климатом не велика: Крым, побережье Черного моря, Закавказье.  Долгая и холодная зима сочетается с весенними и осенними заморозками, дождливым ненастьем летом и осенью, беспощадными засухами в южных и юго-восточных районах.. Такие экстремальные природно-климатические условия приводила к необычайно короткому рабочему сезону в земледелии.. Сдерживало развитие скотоводства, огородничества, садоводства. Увеличивало потребность в трудовых ресурсах, удерживая массу населения в деревне.

Суровость климата сочеталась с распространенностью болот, труднопроходимых лесов, высоких горных хребтов, сухих степей, пустынь и полупустынь – крайне неблагоприятны для проживания человека.  Их освоение требовало огромных энергетических расходов, в н. XXв. Россия  такими средствами  не располагала. Освоение же южных пустынь связано было с дорогостоящими ирригационными работами.

ПК условия сдерживали разработку и полезных ископаемых.

Помимо сложных природно-климатических условий, Россия страдала от недостатка плодородных почв. На 72 %  площади  при том уровне развития производства ничего не могло произрастать.

Согласно переписи 1897 г.  Населении Российской империи составляло 128 924 289  человек, а в 1914 – 165,7 млн. человек (более 10 % всего населения земли). По численности населения РИ занимала третье место в мире уступая только Британии и Китаю.

Однако по такому показателю как плотность населения Россия уступала многим странам мира. Плотность населения была низкой и неравномерной. Так  в Европейской части проживало 75% жителей страны, в то время как на огромной территории Сибири всего 5 %. Чем вы это объясните?

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Регион

Плотность населения чел./кв. км.

Уровень грамотности

(%)

Динамика численности городского населения, тыс.

1897

1914

Европейская часть

22

22,9

12064,8

18596,8

Сибирь

0,5

12,3

496,6

1193,6

Средняя Азия

2,5

5,3

934,4

1608,8

Что такое урбанизация?

Доля сельского населения в 1897 г. Составляла 87 % , при этом 73% населения было не грамотным. 

Россия многонациональное и поликонфессиональное государство.

На рубеже XIX-XXвв. Россия оставалась многонациональным государством, в ней существовало 146 языков и наречий. В российском обществе как правило не было дискриминации по национальному признаку, что объясняется результатом многовекового совместного проживания различных этносов на одной территории, открытости русской культуры к восприятию культуры других народов. Самым многочисленным народам империи были русские 55 млн.  вместе с ближайшими к себе по языку и культуре украинцами и белорусами они составляли большинство населения страны -83 млн.или 72%. (См. Таблицу в учебнике стр7.)

НациональныйсоставнаселенияРоссийскойимперии

Основные народы Российской империи

Млн. человек

%

Русские

55,7

44,3

Украинцы

22,4

17,8

Поляки

7,9

6,3

Белорусы

5,9

4,7

Евреи

5,1

4,2

Всего

97,0

77,3

 
  1. Российская модель экономической модернизации. Её влияние на соц. структуру российского общества.
  2. Модернизация в России в начале ХХ в.: основные направления, осо­бенности.

Модернизация (буквально быть современным) – осуществляемый в короткие сроки переход к новому укладу хозяйственной жизни, сопровождающийся изменениями в характере общественных отношений, социальной структуре общества, быте людей. 

 - процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в котором завершен процесс создания крупной технически развитой промышленности и соответствующей ей социальных и политических отношений.

Промышленный переворот в Росси происходил значительно позже, чем в ведущих странах западной Европы. Промышленный переворотв России завершился в результате небывалого по своим темпам промышленного подъема в 90-х гг. XIXв. В России господствующее положение в промышленности заняли крупные фабрики, производство которых базировалось на применении паровых двигателей – крупное машинное производство сменило ручной труд мануфактур.

В конце XIX–начале XXв. российская промышленность быстро развивалась.

Наибольшие успехи наблюдались в развитии текстильной и пищевой промышленности, а также металлургии, угле и нефтедобычи, строительстве железнодорожного транспорта. Уже в XIXв. в России наблюдались высокие темпы концентрации производства (возникновение крупных заводов и промышленных районов), а в месте с ней и концентрация капиталов (сосредоточение огромных средств под единым управлением). Большую роль в этих процессах на ряду с частными «миллионщиками» играли акционерные общества. Именно им  принадлежало 2/3 всех капиталов российской промышленности.

С страна вошла в пятерку крупнейших держав мира по абсолютным объемам производства. (%) Но отставала по таким показателям как: производство продукции на душу населения, производительность труда, технической оснащенности предприятий.

страна

1870

1900

1913

США

23

31

36

Англия

32

18

14

Франция

10

7

6

Германия

13

16

16

Россия

4

5

6

На смену промышленному подъему конца XIXв. пришел мировой экономический кризис 1899-1903 гг., вызвавший разорение многих производителей. Одним из следствий кризиса стало еще большая концентрация капитала, что привело к формированию в России монополистического капитализма.

Монополия – привилегированное положение на рынке, позволяющее предпринимателю контролировать цену и обеспечивать себе наиболее высокую прибыль.

Картель-(от франц. cartel — соглашение)  соглашение группы близких по профилю предприятий, компаний, фирм о ценах, рынках сбыта, условиях сбыта, доле каждого в общем объеме производства, обмене патентами. Картель предполагает производственную и коммерческую самостоятельность предприятий, но внутренняя конкуренция ограничена. Цель создания картеля — увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении

Синдикат(от лат. sindicatus, sindicus — поверенный, представитель) — объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта продукции через единую торговую сеть. Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют юридическую и производственную самостоятельность. Сбыт осуществляется единой сбытовой конторой, которая сосредоточивает и распределяет заказы соответственно квотам; осуществляет закупку сырья

Трест- (от англ. trust — доверие) — объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую и коммерческую самостоятельность, руководствуясь в этих областях решениями управляющего центра. Тресты могут возникать двумя путями: слиянием или через систему участия, когда осуществляется единое централизованное управление на основе владения контрольным пакетом акций. Из владельцев предприятий собственники превращаются в акционеров. Тресты наиболее активно стали распространяться в США.

Концерн - (от англ. concern — забота) — крупная многоотраслевая корпорация, образование которой связано с необходимостью финансового равновесия (объединение капитала). Концерны могут создаваться либо путем учредительства новых предприятий, либо путем присоединения других компаний. В концерн входят предприятия различных отраслей, формальная самостоятельность которых сохраняется, но ядром является крупное промышленное предприятие или банк. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, а фактически подчинены единому руководству.

Этапы экономического цикла.

  1. 1893-1899 гг. – промышленный подъем.
  2. .Кризис 1900-1903 гг. Мировой экономический кризис не привел к остановке развития российской промышленности.
  3. Дипрессия 1904 -1909 г.
  4. 1910-1914 гг. промышленный подъем – производство увеличивалось рекордными темпами (10, 5 % в год)

Основные направления модернизационной политики:

- Развитие металлургической, химической, машиностроительной отраслей промышленности

- Расширение железнодорожной сети (2/3 ж/д)

- государственные заказы, льготы

 - строительство казенных заводов

- протекционизская таможенная политика

- привлечение иностранного капитала:

Назовите плюсы и минусы привлечения иностранного капитала?

Положительное: привозят технические инновации, развиваются отрасли производства.

Отрицательное: угроза зависимости, 50% уходит за границу.

Российская промышленность шла по пути, общему для всех развитых стран, с некоторыми особенностями:

Особенности экономического развития России:

  • Многоукладность экономики (частнокапиталистический уклад, мелкотоварный, полунатуральный)
  • Сочетание высокоразвитой промышленности и финансовой банковской системы с отстающим с/х, развитие которого сдерживалось феодальными пережитками,
  • Формирование системы государственного монополистического капитализма; Государству принадлежало 1/3 земельв евр. Части, горнопромышленные предприятия урала, заводы по производству вооружений и жд.
  • Широкое внедрение иностранного капитала, как частнопредпринимательского, так и в форме внешних займов –государственных и частных.  К 1914 г существовало 230 иностранных кампаний, превосходивших в техническом оснащении отечественные. Но ведущая роль сохранялась за капиталом отечественным.

Социальное развитие.

Еще во второй половине XIXв. модернизационные процессы  привели серьезным изменениям в социальной структуре российского общества.

Появилось противоречие между социальной и сословной структурой. Сословное деление общества представляло феодальный пережиток. Зарождались новые классы развивающегося в России капиталистического общества. Сословное деление закреплено правовыми нормами, классовое отражало экономическое развитие страны, т.е формировалось на экономической а не юридической основе.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанно­стями.

Население  империи было разделено на группы:

«природных подданных»,

«финляндских обывателей»,

«инородцев»,

«иностранцев».

В свою очередь «природные подданные» были разделены на четыре разряда, именуемых «состоянием»: дворян (потомственных и личных), духовенство, «городских обывателей» (почетных граждан, купцов, мещан, цеховых, рабочих людей), «сельских обывателей».

Особую группу составляло казачество, которое об­ладало особыми правами и имело военную организацию. Иногда в научной литературе казачество называют военно-крестьянским сословием.

Однако структура российского общества была более разнообразной, нежели юридически закрепленная в законах Российской империи. В обще­стве существовали категории лиц, которых невозможно было отнести ни к одному «состоянию». Например, такой социальной группой была интелли­генция.

Интеллигенция — от лат. Intellegentiaпонимание, познавательная сила, знание;

Это общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, созданием и распростране­нием культуры.

В условиях развития капиталистических отношений ускорился процесс разложения сословной структуры российского общества.

Городское положение 1870 г. изменило принципы формирования органов городского самоуправления. Теперь при выборах в городские думы учитывалась не сословная принадлежность, а факт уплаты налогов в городскую казну или (по Городовому положению 1892 г.) владение недвижимостью стоимостью не менее 300 рублей. Таким образом, к началу XXв. на первый план выходила не сословная принадлежность, а экономическая состоятельность горожани­на. На рубеже веков начинают формироваться новые социальные группы, которые в научной литературе называют «классами» (буржуазии и пролета­риата, помещиков и крестьян).

 

Изменения в социальной структуре российского общества во второй половине XIX в

см. презентацию.

 
   

 

 


 

 
       
   
 
 
   

Самой многочисленной социальной группой  (около 70 % или 3/4 населения – 97 млн. чел.) было крестьянство. Внутри которого также шли процессы экономического расслоения и социальной дифференциации:

Зажиточные – 10% (более четырех лошадей и столько же коров)

Середняки – 30%

Бедняки – почти 60%

 3 % - кулаки, «мироеды», «кулаки-процентщики». Занимались торговлей, ростовщичеством, трактирным делом – вызывали жгучую ненависть у общинников за несправедливо нажитое богатство.

Российская буржуазия, хоть и была малочисленна, постепенно заняла в экономике лидирующее положение, но не сумела выработать единых для себя политических требований и занять достойное место во властных структурах.

Рабочий класс численно значительно вырос (к к.1914 г. Около 19% населения). Тяжелые условия труда и быта. Выдвигает свои экономические и политические требования ¾ сохраняли связи с деревней.

Помещики-дворяне являлись собственниками 60% частновладельческой земли (в среднем он составлял 310 десятин; 75% - 4200 д.)

Интеллигенция весьма малочисленна. -2 %

Мещане -11 %

Казаки - 2,5

Рабочие -20 %

  1. Особенности развития сельского хозяйства.

И все же  Аграрная сфера оставалась ведущей в Российской экономике, С/Х давало 51% национального дохода. В нем было занято 80 %  всего населения страны.

Россия занимала первое место по производству зерновых, давая половину мирового урожая ржи, пятую часть (37%)пшеницы. При этом четверть мирового экспорта зерна составляло российское зерно. РАБОТАЛИ НА ЭКСПОРТ

2-е  по производству картофеля, сахарной свеклы а также по производству скота.. Но именно аграрный сектор оставался наиболее проблемным в развитии страны.

- Вспомните какие положения реформы 1861 г. Влекли за собой обострение аграрного вопроса?

Отмена крепостного права дала импульс для развития капиталистических отношений в деревне и привела к росту товарности с/х производства. Но сохранились и феодальные пережитки, тормозившие развитие деревни:

  • отработки,
  • доминирование общинных порядков в деревне (распределение земли),
  • господство помещичьего землевладения,
  • малоземелье крестьян, следствием чего являлась бедность, доходящая до голода в неурожайные годы.

Одной из ведущих проблем оставалась низкая производительность труда.

Важно отметить, что малоземелье было относительным, те при условии более современных способов ведения хозяйства оно могло приносит прибыль. Суровый климат и низкое плодородие почв резко ограничивали возможность расширения производства в индивидуальном крестьянском хозяйстве, даже в наиболее зажиточной его форме. Это усложняло и усвоение передовых технологий аграрного производства.

Лишь 2% пользовались с/х техникой, 63% не имели даже металлического плуга. В целом крестьянство не зависимо от имущественного положения выступало против помещичьего землевладения.

Задание: Заполните таблицу «Российская экономика в начале XXв.»

 

Промышленность

Сельское хозяйство

Успехи в развитии

 

 

Проблемы в развитии

 

 

Д/З: Таблица по пар. 1-2 и 1 изобретение презентовать, пар 3 прочитать вопросы после пар.

 

 

Прикрепленный файл Size
Россия на рубеже XIX-XX вв.rar 926.37 KB


На: Разработка урока:"Россия на рубеже XIX-XX вв." (презентация)


Спасибо, прекрасный ресурс.



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн