Цель: систематизировать знания учащихся о монголо-татарском нашествии и установлении ига на Руси (слайд-2)
Задачи:
· Сформировать у учащихся представление о походах Батыя на Русь, через исследовательскую работу с различными источниками, содействовать раскрытию: героического характера обороны русских княжеств и значения политической раздробленности как одной из главных причин поражения русских войск
· Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего народа, на примере подвига Евпатия Коловрата, чувство сострадания
· Способствовать формированию у учащихся критического, логического мышления, умению работать с исторической картой, историческим источником, таблицей, работать в группах, парах, выполнять проблемное задание
Проблемная задача-вопрос:Нам необходимо рассмотреть монголо-татарское нашествие на Русь как явление: закономерно оно или случайно?
Ход урока:
1 этап. Организационный момент.
Постановка цели и задач урока. (слайд №1-тема; слайд №2-цель; слайд №4-эпиграф;)
2 этап. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Вводное слово учителя. (слайд №3-карта)
Класс делится на группы. «Мозговой штурм».
Задание учащимся.1. Вспомнить, что им известно о монголо-татарах. ( Происхождение, расселение, занятия, организация военного дела, личность Чингисхана, цели завоевательных походов, причины быстрых побед). (слайд №5-задание учащимся)
Работа по карточкам. (Приложение 1)
Проверка задания. Слайд № 6;7; 8; 9; 10(ответы)
3 этап. Формирование новых знаний и понятий.
Учитель (мотивация).Работа с картой. Слайд № 12 ( историческая карта «Нашествие монголов на Русь») рассказ о разделе Чингисханом монгольской империи на улусы между сыновьями, о переходе земель старшего сына Джучи к Батыю, внуку Чингисхана, о начале первого похода Батыя на Русь в 1235 г., о завоевании Волжской Булгарии в 1236 г. В 1237 г. войско Батыя двинулось к Рязанскому княжеству.
Задание учащимся. Внимательно слушать сообщения 1 учащегося (опережающее задание) о первом походе Батыя на Русь. По ходу рассказа делать краткие тезисы и ответить на вопросы. Слайд № 11 (задание к классу по сообщению 1 учащегося)
1 Ученик– рассказывает о первом походе Батыя на Русь. Свой рассказ сопровождает показом на карте захваченных Батыем городов. Слайд № 12 (Карта «Нашествие монголов на Русь»).
Разноуровневые задания учащимся: работа с источником «Повесть о разорении Рязани Батыем». (Приложение 2). Слайд № 13 (вопросы по источнику).
Обсуждение в группах. Заслушивание ответов.
Задание учащимся. Внимательно слушать сообщения 2 учащегося (опережающее задание) о втором походе Батыя на Русь. По ходу рассказа делать краткие тезисы и ответить на вопросы. Слайд № 14 (вопросы к классу по сообщению 2 учащегося)
2 Ученик– рассказывает о втором походе Батыя. Свой рассказ сопровождает показом на карте захваченных Батыем городов. Слайд № 12 (Карта «Нашествие монголов на Русь»).
Проверка работы учащихся в тетради. Беседа по вопросам. (приложение 3)
Обсуждение ответов.
Учитель: Сообщение об основании Золотой Орды (слайд №15-карта), о том, что русские земли попали в зависимость от Золотой Орды, что Русь стала одной из частей (улусов) громадной империи ханов - под игом. В экономическом отношении эта зависимость проявлялась в ежегодной выплате Русью огромной дани - «ордынского выхода», которую собирали баскаки при помощи вооруженных отрядов. Политическая зависимость Руси выразилась в изменении положения князей. Они должны были ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан становился источником княжеской власти. Дается определение ордынского ига - как системы политического и экономического господства над русскими землями правителей Золотой Орды. Слайд № 16 – (схема зависимости от Орды)
Работа с понятиями: улус; баскак; ордынский выход. Слайд № 17(понятия улус; баскак; «ордынский выход»)
Вопрос к классу: как вы думаете, каковы последствия монголо-татарского ига?
Слайд № 18 (формулировка вопроса)
Работа с учебником. с.162. Выпишите последствия монголо-татарского ига.
Сравните ваши ответы с теми, которые видите на экране (приложение 4) Слайд № 19(последствия монголо-татарского ига)
4 этап. Физминутка.(слайд № 20-музыка)
5 этап. Применение знаний, навыков, понятий.
Самостоятельная работа по карточкам (приложение 5). Проверка выполненных заданий.
Слайд – 21;22;23 (ответы)
А.на знание терминов.
улус -:
баскак - ;
ордынский выход
Б. Соотнесите даты и события
даты
события
А) март 1238 г.
1) взятие Киева монголо-татарами
Б)1240 г.
2) битва на Калке
В)1237 г.
3) битва на реке Сити
Г)1223 г.
4) взятие Рязани
С.Укажите, какие причины вызвали:
1. Завоевательные походы монголо-татарами на Русь и Западную Европу
2. Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.
А) жесткая дисциплина монголо-татар;
Б) стремление расширить свои владения за счет соседей
В) отсутствие единства русских княжеств
Д) возможность обогащения в результате военных походов
К каждой позиции утверждений (1, 2) поставьте соответствующую букву
1
2
6 этап. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Учащиеся в ходе беседы отвечают на проблемный вопрос, заданный в начале урока «монголо-татарское нашествие как явление: закономерно или случайно?»
8 этап. Д/з: разноуровневое (на карточках). Слайд № 24 (д/з)
Уровень А- § 12, подготовить рассказ о походах Батыя на Русь.
Уровень Б - § 12, выделите особенности монголо-татарского ига в русских землях.
Уровень С- § 12, написать эссе « Могла бы Русь избежать нашествия и разорения?»
Приложение к уроку. 1.
карточка № 1
1. 31 мая 1223 г. на реке Калка произошло первое столкновение русских войск с монголо-татарами. Чем завершилось это сражение?
2.Соотнесите даты и направления завоеваний монголов
даты
направления
А) 1219-1221 гг.
1) Китай
Б) 1211-1215
2)вторжение в половецкие степи и битва на реке Калке
В) 1223
3) Средняя Азия
3. Докажите или опровергните утверждение: Руси противостоял очень сильный противник, превосходивший ее в политическом, и в экономическом, и в военном отношении.
Карточка № 2
1. Курултай-это:
А ) имя военачальника
Б) съезд ханов
В) город
Г) военная единица
2. Назовите причины поражения русских войск на Калке? (ожидаемый ответ: несогласованность действий русских дружин, отсутствие единоначалия, личные обиды и вражда князей, численное превосходство монголо-татар, незнание монгольской тактики ведения боя)
3.Каким образом Чингисхан использовал в своих интересах научный и культурный потенциал Китайской империи?
Приложение к уроку. 2.
Работа с источником.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«…И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, - и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им…»
(Памятники литературы Древней Руси: XIIIв. – М., 1981, с.191-193)
Задание:прочтите текст и выясните кто такой Евпатий Коловрат? Где он находился в момент вторжения Батыя в Рязанскую землю? Докажите с помощью материала текста, что он проявил героизм. Что свидетельствует о мужестве рязанских дружинников? Чем закончилось сражение и почему?
Приложение к уроку. 3
Куда двинулись войска Батыя после взятия Рязани? (показать на карте продвижение войск монголо-татар)
Когда и где произошла решающая битва между владимирским князем и монголо-татарскими войсками? Чем она закончилась?
Захватили ли войска Батыя Новгород? Почему?
Почему монголо-татары прозвали Козельск «злым городом»?
Когда был взят Киев?
Когда и где закончился военный поход Батыя?
Приложение к уроку. 4
1. Уничтожено множество русских людей
2. Разорены города и села
3. Ремесло пришло в упадок. Многие ремесла утрачены
4. Застой в земледелии
5. Погибли многие культурные ценности, прекратилось летописание
6. Замедлилась централизация русских земель, т.к. ханы не давали князьям усилиться, стравливали их друг с другом