Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела солнечной системы
Submitted by Тамара Геннадиевна Большова on чт, 22/11/2012 - 07:55
Обобщающий урок. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела солнечной системы.Обобщающий урок. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела солнечной системы.
Природоведение.5 класс
Большова Тамара Геннадиевна, учитель биологии 1-ой категории
Цель: Совершенствование знаний учащихся о Вселенной.
Задачи:
1.закрепить знания учащихся о Вселенной;
2.развить умение работать в команде, оценивать ответы товарищей;
3.воспитывать сплоченность и командный дух учащихся.
Оборудование: вырезание из бумаги планеты, на обратной стороне которых написаны задания (чем крупнее планета, тем сложнее задание).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Риммы Алдониной, а вы отгадайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Вот над нами свод небесный Закружился как живой!
Звезды нашей стороны, Звезды южной стороны,
Я забыл про все на свете, Я как будто видел сны!
Мчит созвездье гончих Псов Мимо Лиры и Весов,
Бриллиантовый Пегас Скачет по небу на нас,
Ковш огромный светится, Но этот ковш- Медведица!
До сих пор со всех сторон Где-то бродит этот сон,
Километров миллионы И столетний миллион.. (
Тема урока- «Вселенная»
II. Повторение изученного материала ( На доске вырезанные из бумаги планеты, на обратной стороне которых написаны задания. Вызванные к доске ученики сами выбирают, ответить им на один сложных вопрос или на два простых.)
1.По просторам вод глубоких
Черепаха все плывет,
На своей спине широкой Т
рех слонов вперед везет.
На хребте у них Земля,
Окружила их змея. -
В какой стране в древности люди так представляли Землю? (В Индии, потому что там живут змеи, черепахи и слоны)
2.Он думал, Земля – это центр Вселенной.
Стоит себе смирно и смотрит она,
Как в сказочном танце, плывут постепенно
По кругу планеты, Солнце, Луна. -Кто из древних философов предполагал, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли? (Аристотель.)
3.Первым он придумал это:
Хоровод ведут планеты
Вокруг Солнца, не Земли
Но ему не верили.
-Кто первым предположил, что в центре Солнечной системы находится Солнце, а не Земля?( Аристарх Самосский)
-Почему в эту теорию не могли поверить? (Когда мы смотрим на небо, нам кажется, что движется Солнце, а не Земля. А еще движение Земли мы никак не ощущаем.)
4.Разные ученые,
Люди увлеченные,
Долго думали, считали
И трактаты все писали.
Вот один подал идею, А второй в костре сгорел,
Третий взял и отказался
От неправильных идей!
-Кто эти ученые? (1-Н. Коперник,2-Д. Бруно,3-Г. Галилей.)
5.Я –Сатурн,как вам известно.
Мне уж очень интересно,
В честь кого мне имя дали,
Странным именем назвали?
-В честь чего назвали планету Сатурн? а) искусственного спутника Земли;
-К какой группе планет относится планета Венера? Перечислите планеты этой группы. ( Земная группа: Меркурий, Венера, Марс, Земля.)
7.Юпитер,нет меня крупнее,
Попробуй найди скорее
Такого же, как я,титана
И назови всех без обмана.
-К какой группе планет относится планета Юпитер?
Перечислите планеты этой группы.
В честь кого они названы? И почему они так названы?
(Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Эти планеты самые большие.
Их назвали в честь крупнейших античных богов: самого древнего бога, ставшего
отцом всех богов, Урана; главного бога древнего Рима, властвовавшего над
Землей, Юпитера, его отца Сатурна; верховного бога морей Нептуна.) А теперь
небольшой конкурс.
Делимся на 2 команды из 4 человек (по 2 соседние парты). Каждой команде я
даю листочек с заданием. В течение 10 минут вы подготавливаете как можно
более подробный ответ, а потом каждая команда изложит его у доски.
Команда, подготовившая лучший ответ, получает более количество очков и
высшее оценку.
Задания на карточках 1
.Расскажите о системе мира по Аристотелю. (В центре Вселенной расположена неподвижная Земля. Вокруг неё вращается 8 небесных сфер, на которых неподвижно закреплены планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера – двигатель Вселенной. Она обеспечивает движение всех остальных сфер.)
2.В чем отличие системы мира Аристотеля и Птолемея? (Птолемей был последователем учения Аристотеля и тоже считал, что в центре Вселенной расположена Земля. Он расширил теорию Аристотеля, подробно описав движение «сферы неподвижных звезд», ограничивающей пространство Вселенной. Система Птолемея позволила определить и предсказывать расположение звезд в определенный момент времени.)
3.Что вы знаете о польском астрономе Николае Копернике и о его научной деятельности? (Коперник создал новую модель Вселенной. Он решил, что Земля вращается вокруг Солнца и Солнце, а не Земля является центром мира. Он догадался, что планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Звезды, он считал ,неподвижны, а их кажущееся движение происходит из-за вращения Земли. Один оборот Земли проходит за 24 часа, что составляет одни сутки.)
4.Какие из ученых были сторонниками взглядов Коперника? Расскажите, как им удалось расширить и углубить учения Коперника? (Джордано Бруно, Галилео Галилей. Первый из них предположил, что Вселенная бесконечна, а потому не может иметь единого центра. А значит, Солнце – только лишь центр Солнечной системы, ноне Вселенной в целом. Само же оно – одна из многих звезд бесконечной Вселенной. Джордано Бруно предположил, что ещё не все планеты Солнечной системы открыты и что на других планетах, возможно тоже есть жизнь. Галилей впервые использовал телескоп для астрономических исследований. С помощью него Галилею удалось увидеть пятна на Солнце, неровности на поверхности Луны и спутники у Юпитера. В результате своих нблюдений он предположил, что Солнце тоже вращается вокруг своей оси и что спутники могут быть не только у Земли.)
5.Почему планеты земной группы были выделены в отдельную группу? Что у них общего? Расскажите вкратце об этих планетах. (Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они ближе всего расположены к Солнцу, а по сравнению с планетами второй группы, планетами-гигантами, намного меньше них. Меркурий размерами и массой схож с Луной. Он находится ближе всех к Солнцу, поэтому на поверхности Меркурия температура поднимается до 400˚С. Венера названа именем римской богини любви и красоты, потому что на небе она сияет ярче всех звезд. Земля – самая большая из планет земной группы. Главное её отличие от других планет земной группы заключается в том, что на ней есть жизнь. Последняя планета земной группы – Марс. Она красного цвета, потому и получила имя греческого бога войны.) (Взаимная оценка ответов команд и выбор лучшего ответа.)
А теперь тест, но не простой, а тест-конкурс. Каждый ряд – команда. Я кладу листочки с тестом на задние парты. Последний сидящий отвечает на первый вопрос и передает листок своему соседу. Он – соседу спереди. И так до тех пор, пока листок не дойдет до первой парты, а каждый из участников команды не ответит на один вопрос.
Тест 1
1.Назовите имя ученого, который изготовил телескоп и разглядел в него темные пятна на Солнце, неровности на поверхности Луны и спутники у Юпитера. А)Джордано Бруно Б)Птолемей В)Галилео Галилей Г)Аристарх Самосский
2. Какая планета самая близкая к Солнцу? А) Юпитер Б) Меркурий В) Марс Г) Венера
3. Эта планета имеет атмосферу, состоящую из углекислого газа, которая удерживает тепло, поэтому температура на этой планет + 500º С. А)Венера Б)Земля В)Марс Г)Сатурн Д)Нептун Е) Уран
4. Большинство этих небесных тел движутся между орбитами Марса и Юпитера. А)кометы Б)астероиды В)метеоры Г)метеориты
5. Самая большая планета Солнечной системы. А)Сатурн Б)Меркурий В)Уран Г)Юпитер Д) Земля 6. Месторасположение этой планеты было сначала рассчитано учеными, а потом эту планету обнаружили в телескоп. А)Земля Б)Марс В)Уран Г)Нептун Д) Плутон
8. Это небесное тело в переводе с греческого означает «волосатая». А)астероиды Б)комета В)метеорит Г)метеор Д)звезда
9. Эту планету окружают крупные и яркие кольца. А)Сатурн Б)Меркурий В)Уран Г)Юпитер Д)Земля
10. На сколько созвездий разделено звездное небо? А)88 Б)89 В)99 Г)66 Д)54
III. Подведение итогов На этом уроке мы повторили все, что знали о Вселенной: как её представляли древние люди, какие ученые сделали величайшие открытия в астрономии, как называется наша космическая система, и какие планеты в неё входят, упомянули о малых телах космического пространства, о звездах и созвездиях.
Домашнее задание Прочитать любой фантастический рассказ о космосе и подумать, что в нем является правдой о Вселенной, а что выдумкой. Можно сочинить сказку о происхождении Вселенной, созвездий.