Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела солнечной системы

Фото пользователя Тамара Геннадиевна Большова
Submitted by Тамара Геннадиевна Большова on чт, 22/11/2012 - 07:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Большова Тамара Геннадиевна,учитель химии и биологии МБОУ "Тюмеревская СОШ"
Место работы, должность: 
учитель химии и биологии МБОУ "Тюмеревская СОШ"
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 

Совершенствование знаний учащихся о Вселенной. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Природоведение,5 класс. Учебник для образовательных учебных заведений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Дрофа, Москва,2011г 

 

Используемая методическая литература: 

1.Т.В.Козачок Природоведение,5 класс. Поурочные планы (по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина), Волгоград,2010 

2.Л.А.Потапова Открытые уроки.Природоведение Биология.5-8 классы,Москва, "Вако",2010 

Используемое оборудование: 

вырезание из бумаги планеты, на обратной стороне которых написаны задания (чем крупнее планета, тем сложнее задание). 

 

Используемые ЦОР: 

Мультимедийное приложение к  учебнику А.А.Плешаков,  Н.И. Сонина Природоведение.5 класс.  

Краткое описание: 
Задачи: 1.закрепить знания учащихся о Вселенной; 2.развить умение работать в команде, оценивать ответы товарищей; 3.воспитывать сплоченность и командный дух учащихся.

Обобщающий урок. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела солнечной системы.Обобщающий урок. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела солнечной системы.

Природоведение.5 класс

                                              Большова Тамара Геннадиевна, учитель биологии                                                         1-ой категории

Цель: Совершенствование знаний учащихся о Вселенной.

Задачи:

1.закрепить знания учащихся о Вселенной;

2.развить умение работать в команде, оценивать ответы товарищей; 

3.воспитывать сплоченность и командный дух учащихся.

Оборудование: вырезание из бумаги планеты, на обратной стороне которых написаны задания (чем крупнее планета, тем сложнее задание).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

                             Ход урока:

I. Организационный момент Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Риммы Алдониной, а вы отгадайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Вот над нами свод небесный Закружился как живой!

Звезды нашей стороны, Звезды южной стороны,

Я забыл про все на свете, Я как будто видел сны!

Мчит созвездье гончих Псов Мимо Лиры и Весов,

Бриллиантовый Пегас Скачет по небу на нас,

Ковш огромный светится, Но этот ковш- Медведица!

До сих пор со всех сторон Где-то бродит этот сон,

Километров миллионы И столетний миллион.. (

Тема урока- «Вселенная»

II. Повторение изученного материала ( На доске вырезанные из бумаги планеты, на обратной стороне которых написаны задания. Вызванные к доске ученики сами выбирают, ответить им на один сложных вопрос или на два простых.)

1.По просторам вод глубоких

Черепаха все плывет,

На своей спине широкой Т

рех слонов вперед везет.

На хребте у них Земля,

Окружила их змея. -

В какой стране в древности люди так представляли Землю? (В Индии, потому что там живут змеи, черепахи и слоны)

2.Он думал, Земля – это центр Вселенной.

Стоит себе смирно и смотрит она,

Как в сказочном танце, плывут постепенно

 

По кругу планеты, Солнце, Луна. -Кто из древних философов предполагал, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли? (Аристотель.)

3.Первым он придумал это:

Хоровод ведут планеты

Вокруг Солнца, не Земли

Но ему не верили.

-Кто первым предположил, что в центре Солнечной системы находится Солнце, а не Земля?( Аристарх Самосский)

-Почему в эту теорию не могли поверить? (Когда мы смотрим на небо, нам кажется, что движется Солнце, а не Земля. А еще движение Земли мы никак не ощущаем.)

4.Разные ученые,

Люди увлеченные,

Долго думали, считали

И трактаты все писали.

Вот один подал идею, А второй в костре сгорел,

Третий взял и отказался

От неправильных идей!

-Кто эти ученые? (1-Н. Коперник,2-Д. Бруно,3-Г. Галилей.)

5.Я –Сатурн,как вам известно.

Мне уж очень интересно,

В честь кого мне имя дали,

Странным именем назвали?

-В честь чего назвали планету Сатурн? а) искусственного спутника Земли;

б) древнегреческого ученого; в) древнеримского бога.

6.Я Венера, не Юпитер,

Вы, ребята знать хотите,

К какой я группе отношусь?

С кем в соседстве нахожусь?

-К какой группе планет относится планета Венера? Перечислите планеты этой группы. ( Земная группа: Меркурий, Венера, Марс, Земля.)      

 7.Юпитер,нет меня крупнее,                                                               

    Попробуй найди   скорее                                                                                        

   Такого же, как я,титана                                                                                                          

  И назови всех без обмана.       

    -К какой группе планет относится планета Юпитер?

Перечислите планеты этой группы.

В честь кого они названы? И почему они так названы?

(Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Эти планеты самые большие.

Их назвали в честь крупнейших античных богов: самого древнего бога, ставшего

отцом всех богов, Урана; главного бога древнего Рима, властвовавшего над

Землей, Юпитера, его отца Сатурна; верховного бога морей Нептуна.) А теперь

небольшой конкурс.

Делимся на 2 команды из 4 человек (по 2 соседние парты). Каждой команде я

даю листочек с заданием. В течение 10 минут вы подготавливаете как можно

более подробный ответ, а потом каждая команда изложит его у доски.

Команда, подготовившая лучший ответ, получает более количество очков и

высшее оценку.

Задания на карточках 1

.Расскажите о системе мира по Аристотелю. (В центре Вселенной расположена неподвижная Земля. Вокруг неё вращается 8 небесных сфер, на которых неподвижно закреплены планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера – двигатель Вселенной. Она обеспечивает движение всех остальных сфер.)                                                                                                         

2.В чем отличие системы мира Аристотеля и Птолемея? (Птолемей был последователем учения Аристотеля и тоже считал, что в центре Вселенной расположена Земля. Он расширил теорию Аристотеля, подробно описав движение «сферы неподвижных звезд», ограничивающей пространство Вселенной. Система Птолемея позволила определить и предсказывать расположение звезд в определенный момент времени.)  

 3.Что вы знаете о польском астрономе Николае Копернике и о его научной деятельности? (Коперник создал новую модель Вселенной. Он решил, что Земля вращается вокруг Солнца и Солнце, а не Земля является центром мира. Он догадался, что планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Звезды, он считал ,неподвижны, а их кажущееся движение происходит из-за вращения Земли. Один оборот Земли проходит за 24 часа, что составляет одни сутки.)    

   4.Какие из ученых были сторонниками взглядов Коперника? Расскажите, как им удалось расширить и углубить учения Коперника? (Джордано Бруно, Галилео Галилей. Первый из них предположил, что Вселенная бесконечна, а потому не может иметь единого центра. А значит, Солнце – только лишь центр Солнечной системы, ноне Вселенной в целом. Само же оно – одна из многих звезд бесконечной Вселенной. Джордано Бруно предположил, что ещё не все планеты Солнечной системы открыты и что на других планетах, возможно тоже есть жизнь. Галилей впервые использовал телескоп для астрономических исследований. С помощью него Галилею удалось увидеть пятна на Солнце, неровности на поверхности Луны и спутники у Юпитера. В результате своих нблюдений он предположил, что Солнце тоже вращается вокруг своей оси и что спутники могут быть не только у Земли.)    

   5.Почему планеты земной группы были выделены в отдельную группу? Что у них общего? Расскажите вкратце об этих планетах. (Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они ближе всего расположены к Солнцу, а по сравнению с планетами второй группы, планетами-гигантами, намного меньше них. Меркурий размерами и массой схож с Луной. Он находится ближе всех к Солнцу, поэтому на поверхности Меркурия температура поднимается до 400˚С. Венера названа именем римской богини любви и красоты, потому что на небе она сияет ярче всех звезд. Земля – самая большая из планет земной группы. Главное её отличие от других планет земной группы заключается в том, что на ней есть жизнь. Последняя планета земной группы – Марс. Она красного цвета, потому и получила имя греческого бога войны.) (Взаимная оценка ответов команд и выбор лучшего ответа.)

А теперь тест, но не простой, а тест-конкурс. Каждый ряд – команда. Я кладу листочки с тестом на задние парты. Последний сидящий отвечает на первый вопрос и передает листок своему соседу. Он – соседу спереди. И так до тех пор, пока листок не дойдет до первой парты, а каждый из участников команды не ответит на один вопрос.                                                                                        

Тест 1

1.Назовите имя ученого, который изготовил телескоп и разглядел в него темные пятна на Солнце, неровности на поверхности Луны и спутники у Юпитера.          А)Джордано Бруно Б)Птолемей В)Галилео Галилей Г)Аристарх Самосский  

  2. Какая планета самая близкая к Солнцу? А) Юпитер Б) Меркурий В) Марс Г) Венера        

  3. Эта планета имеет атмосферу, состоящую из углекислого газа, которая удерживает тепло, поэтому температура на этой планет + 500º С. А)Венера Б)Земля В)Марс Г)Сатурн Д)Нептун Е) Уран   

   4. Большинство этих небесных тел движутся между орбитами Марса и Юпитера. А)кометы Б)астероиды В)метеоры Г)метеориты                                                         

  5. Самая большая планета Солнечной системы. А)Сатурн Б)Меркурий В)Уран Г)Юпитер Д) Земля                                                                                                                     6. Месторасположение этой планеты было сначала рассчитано учеными, а потом эту планету обнаружили в телескоп. А)Земля Б)Марс В)Уран Г)Нептун Д) Плутон                                                                                                                                                       

 7. Планета-карлик А)Плутон Б)Уран В)Нептун Г)Юпитер Д)Земля                          

8. Это небесное тело в переводе с греческого означает «волосатая». А)астероиды Б)комета В)метеорит Г)метеор Д)звезда                                                   

9. Эту планету окружают крупные и яркие кольца. А)Сатурн Б)Меркурий В)Уран Г)Юпитер Д)Земля                                                                                                               

10. На сколько созвездий разделено звездное небо? А)88 Б)89 В)99 Г)66 Д)54

III. Подведение итогов На этом уроке мы повторили все, что знали о Вселенной: как её представляли древние люди, какие ученые сделали величайшие открытия в астрономии, как называется наша космическая система, и какие планеты в неё входят, упомянули о малых телах космического пространства, о звездах и созвездиях.                                                                                                      

Домашнее задание Прочитать любой фантастический рассказ о космосе и подумать, что в нем является правдой о Вселенной, а что выдумкой. Можно сочинить сказку о происхождении Вселенной, созвездий.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн