Урок обобщения 5 класс Тема: «Древний Восток» Цель: обобщить знания учащихся, полученные при изучении данной темы, воспитывать уважение к культуре других народов, развивать интерес к изучению истории. Оборудование: настенные карты «Индия и Китай в древности», «Древний Египет», «Древнее Двуречье», иллюстрации к мифам, компьютер, проектор, экран, носитель с презентацией. Ход урока: 1. Орг. момент 2. Работа с картой: - покажи территорию Древнего Египта - покажи реку Нил - назови и покажи столицу Древнего Египта - покажи государство Двуречье - между какими реками оно находится - покажи древнюю Индию - покажи и назови реки которые протекают по ее территории - покажи древний Китай - покажи и назови реки которые протекают по его территории 3. Опрос понятий цепочкой: История, папирус, касты, фараон, шадуф, иероглифы, клинопись, мумия, саркофаг, жрец. 4. Соотнеси дату и события: Учащиеся должны соединить стрелками дату с соответствующим ей событиям 1792 г. до н.э. правление царя Хаммурапи 2600 г. до н.э. была построена пирамида Хеопса 221 г. до н.э. к власти в Китае пришел правитель Цинь 5. Вставить пропущенное слово: Владыка Древнего Египта он Князь? Император? Нет. А кто же? Фараон Он не ремесленник, не раб, и не купец Богам он служит в храме. Это - жрец Любой индиец с ним знаком, конечно Бог с головой слона по имени Ганеша Храм на холме велел построить он Правитель строгий, мудрый Соломон 6. Факты – выводы: Факт 1. Пирамиды – гробницы фараонов. Вывод: Сами пирамиды и сокровищницы в них указывают на то, что египтяне верили в загробную жизнь. Факт 2. Мы знаем, что Ганеша, Шива, Брахма – индийские боги. Вывод: Множество богов – признак язычества. Индийцы – язычники. 7. Викторина «О ком идет речь?» 1. У этого бога египтяне научились выращиванию зерна, виноградарству и хлебопечению. Поэтому они любили его особенно сильно. (Осирис). 2. После него остался столб из черного камня. А, на столбе высечены законы. (Хаммурапи). 3. В саркофаге из чистого золота, спрятанном в каменных саркофагах, внутри пирамиды покоилось тело молодого фараона. (Тутанхамон). 4. Он объединил Китай и стал его первым императором (Цинь Шихуан). 8. Викторина «О чём идёт речь?» 1. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы). 2. Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, уклады¬вали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус). 3. Её построили с целью обороны от кочевников - гуннов (Ве¬ликая Китайская стена). 4. Они находились в Вавилоне и считались одним из семи чудес света (висячие сады). 5. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло). 6. Его научились изготавливать индийцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья (сахар). 9. Тестирование. При ответе на заданный вопрос учащиеся поднимают карточку с правильным ответом. - на каком полуострове расположена Индия А) Индостан Б) Индокитай - в каком городе стоял каменный столб с высеченными законами А) Мемфис Б) Вавилон - какие реки протекают в Китае А) Тигр и Евфрат Б) Янцзы и Хуанхэ - имя великого китайского мудреца А) Соломон Б) Конфуций - знаменитый правитель Вавилона А) Хаммурапи Б) Хеопс - жители древних государств селились А) по берегам рек Б) в пустыне 10. Определи, в какой стране правили (ученики на карточке дописывают страну соответствующую правителю) Хаммурапи – Вавилон Тутанхамон – Египет Соломон – Иерусалим Ашурбанапал – Ассирия Кир – Персия Дарий первый – Персия Ашока – Индия Цинь Шихуан – Китай Хеопс – Египет 11.Терминологическая разминка: - Гробница египетских фараонов (пирамида) - Древнеегипетский письменный знак (иероглиф) - Денежный сбор в пользу государства (налог) - Устройство для подъёма воды (шадуф). - Фантастические сказания о богах и героях (мифы). - Скульптура льва с головой человека (сфинкс). - Обязательные правила поведения (законы). - Жрец в Индии (брахман). - Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты). - Большое сильное государство (держава). - Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы). - Люди, владеющие рабами (рабовладельцы). 12. Расскажи легенду (иллюстрации с фрагментами легенд разных стран древнего Востока развешаны на доске, ученики по желанию выбирают легенду и рассказывают ее). Итог урока. Выставление оценок.