Submitted by Светлана Алексеевна Певная on Wed, 14/11/2012 - 22:15
Работа над словами с непроверяемым написанием.
Из опыта работы учителя начальных классов
МОУ СОШ №8, города Ессентуки
Пузына Л.Г.
Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения - развитие речи и мышления школьников. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определённых правил и запоминания слов с непроверяемым написанием.
Наблюдения показывают, что многие учащиеся, оканчивающие школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.
По моему мнению, одна из причин этого в том, что работа над словами с непроверяемыми написаниями ведётся на уроке в отрыве от орфографической работы, слово анализируется самим учителем и ученику отводится пассивная роль.
Несколько лет назад я перестроила свою работу со "словарными словами". Поставила перед собой следующие задачи:
-раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
-добиваться от детей правильного произношения и написания слова;
-развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в речи.
Работу по освоению слов с непроверяемым написанием строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
1 этап- ознакомительный (предъявление слова).
Мною используются следующие способы:
-разгадывание загадок;
-рассматривание предметной картинки;
-описание;
-ребусы;
-шарады.
2 этап– работа над "слуховым" образом слова.
Учащиеся проговаривают слово, без выделения слогов, определяют "трудное" место.
Здесь дети сами ставят орфографическую задачу!
3 этап– запись слов с "окошком".
Г_рох, м_рковь, з_мл_ника, к_рова, б_рёза.
Учащиеся пытаются подобрать проверочное слово, когда этого сделать не удаётся, дети обращаются к авторитетному источнику (словарю).
После записи слов проводится словарно-орфографическая работа с одним словом на уроке.