Submitted by Андрей Вячеславович Свищов on Tue, 13/11/2012 - 23:17
Открытый урок учителя истории Свищова Андрея Вячеславовича
Тема урока: Владимир Святославович. Принятие христианства.
Цель урока: Познакомить обучающихся с временем правления Владимира Святославовича, раскрыть особенности принятия христианства на Руси.
Задачи урока:
Рассмотреть особенности внутренней и внешней политики князя Владимира.
Развить навыки работы с учебником, картами.
Воспитать у обучающихся любовь и уважение к своим предкам.
Тип урока: комбинированный.
Основные представления и понятия: язычество, христианство, епископ, ересь, митрополит, церковный устав, духовенство.
Методы и формы учебной деятельности: фронтальный опрос при проверке домашнего задания;беседа и рассказ; презентация слайдов.
Оборудование урока: атлас по истории России с древнейших времён до конца 17 в., учебник, школьная доска, презентация.
Применение современных образовательных технологий: применение ИКТ; здоровьесберегающие технологии; технология проблемного обучения.
Ход урока:
1. Организационный момент (2-3 мин.) Отметка об отсутствующих на уроке при помощи дежурного в классе.
2.Проверка домашнего задания (7-8 минут). Фронтальный опрос по пар. 4 и индивидуальные письменные задания. Вопросы:
А) Как звали первых киевских князей? Назовите даты их правления?
Б) Какие основные цели были в их деятельности?
В) Дайте краткую характеристику правления князя Олега?
Г) Кто и почему жестоко расправился с князем Игорем?
Д) Каковы причины реформы княжны Ольги?
Е) Охарактеризуйте внешнюю политику князя Святослава?
Карточка № 1.
Что общего в деятельности первых русских князей?
Карточка № 2.
Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?
Карточка № 3.
Каким образом, согласно «Повести временных лет», княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство своего мужа?
3. Изучение нового материала (20 минут).
План изучения нового материала:
1. Постановка обучающимися цели и задачи урока.
2. Начало правления князя Владимира.
3. Физминутка (2 минуты).
4. Причины принятия христианства на Руси.
5. Крещение Руси.
6. Русская православная церковь.
7. Значение принятия христианства.
8. Вывод по новой теме.
Слова учителя:
Владимир Святославович (980-1015 г.г.) начал своё княжение с наведения порядка в собственном государстве, т. к. после гибели Святослава дань Киеву перестали платить вятичи и радимичи. Возвратив «под руку» Киева эти племена, он покорил Полоцкое княжество. После чего Владимир совершил удачные военные походы в Волжскую Булгарию (с которой был заключён выгодный для Руси торговый договор) и в Польшу, у которой отвоевал города Червень и Перемышль. Используя карту Древнерусского государства, скажите, можно ли говорить о полном обьединении восточнославянских племён в единое государство? Правильно, таким образом, под властью киевского князя оказались все восточнославянские племена и значительная часть финноугорских. Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов, но военных сил пока не хватало для нанесения сокрушительного ответного удара. Подумайте, как же тогда быть? Верно, нужно развивать оборонительные сооружения, поэтому на южных границах Руси Владимир построил цепочки крепостей, валов и сигнальных пушек. В результате, русских сёлы и города были избавлены от печенежских набегов.
Как вы думаете, можно ли было долгое время удерживать многочисленные восточнославянские и финноугорские племена с огромными территориями в едином государстве, опираясь только на военную силу?Конечно же нет, нужная была другая серьёзная обьединяющая сила. Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого бога: с иудеями - хазарами, мусульманами – булгарами и христианами из европейских стран. Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Как вы думаете, почему же именно христианство? 1. Русь поддерживала самые тесные торговые связи с Византией; 2. Часть жителей уже исповедовало христианство; 3. Стремление укрепить международный авторитет Руси, сблизить её с Европой; 4. Киевский князь нуждался в религии, способной сплотить все племена, и укрепить княжескую власть.
В 988 году Владимир принял крещение, а вслед за ним и княжеская дружина. Через несколько дней он устроил массовое крещение жителей Киева, перед этим были сброшены в Днепр все языческие идолы во главе с Перуном. Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где в результате ожесточённых столкновений с язычниками.
Во главе церкви стоял киевский митрополит, присылавшийся из Константинополя. Столица какого государства? Верно, Византии. Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами, подчинёнными митрополиту. Был принят церковный устав, который предоставлял церкви широкие полномочия Она имела свой церковный суд, где судили за преступления против веры – ереси. Как вы думаете, церковный суд наказывал людей за исповедование язычества? Правильно, наказывал, причём особенно жёстко. Духовенство подразделялось на белое – это священники служившие в городских и сельских церквях, и чёрное – жило в монастырях, т. е. монахи.
Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование и церковное искусство. Новая религия изменила быт и нравы наших предков – было запрещено многожёнство, жертвоприношения и кровная вражда. Хотя и сохранила некоторые языческие праздники. Как вы думаете, какие? Наиболее тесные связи установились с Византией, авторитет Руси на международной арене значительно вырос.
Таким образом, Владимир обьединил восточнославянские племена в границах Древней Руси. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию культуры.
4.Домашнее задание (2 минуты). Выучить пар.5, письменно ответить на вопросы в конце параграфа (3,5).
5.Рефлексия и выставление отметок с кратким анализом (8 минут).
Вопросы по новому материалу:
А) Как князь Владимир расширил и укрепил границы Древнерусского государства?
Б) Каковы были причины принятия Русью христианства?
В) Существовали ли проблемы при распространении христианства на Руси?
Г) Каково значение принятия Русью христианства?
Д) На какие виды подразделялось духовенство РПЦ?
Е) Как вы понимаете термины «митрополит» и «епископ»?
К) Самостоятельные выводы обучающихся по новой теме.
6.Окончание урока. Слова учителя: «Урок окончен. Спасибо за внимание, до новых встреч!»
Карточка № 1
Фамилия и имя –
Класс -
Что общего в деятельности первых русских князей?
Карточка № 2
Фамилия и имя –
Класс -
Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?
Карточка № 3
Фамилия и имя –
Класс -
Каким образом, согласно «Повести временных лет», княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство своего мужа?