Итоговый урок по теме: "Компьютер и программное обеспечение"
7-й класс.
Цель урока: проверка знаний, умений и навыков, сформированных при изучении данного раздела и применение их в самостоятельной практической деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательная– закрепление, обобщение, систематизация теоретических знаний, связанных с основными устройствами и файловой системой компьютера, единицами измерения количества информации.
Воспитательная- развитие познавательного интереса учащихся, повышение их мотивации к предмету; формирование творческого подхода к решению задач; совершенствование навыков самоконтроля при организации учебной деятельности, умения оценивать свою деятельность.
Развивающая– развитие вычислительных навыков, памяти, внимания, логического мышления; развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
Ход урока
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким.
Генри Уордсворт Лонгфелло
1.Вводная часть.
Викторина – это всегда праздник, все в настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой сложной современной науке. Для многих учащихся игра даст возможность проявить свою любовь к предмету, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Итак, «Турнир знатоков информатики» начинается.
Наша сегодняшняя задача – закрепить изученный ранее материал: вспомнить основные устройства и файловую систему компьютера, единицы измерения количества информации.
Работать на уроке будем с теми заданиями, которые лежат у вас на партах (Карточка1). Некоторые задания вы будете выполнять прямо на этих листочках, некоторые в тетради. Подпишите, пожалуйста, выданные вам листы. Обратите внимание на таблицу, расположенную сверху. В эту таблицу вы сами себе будете выставлять баллы за выполненные задания. Количество баллов в каждом задании – количество правильных ответов.
Начнём урок с проверки того, как вы усвоили основные термины. Этому будет посвящено наше первое задание – кроссворд, который вам нужно разгадать и заполнить прямо на листочках. Если вы не знаете ответа – ставьте прочерк. На работу 5 минут.
2. Работа с заданиями.
№1.Конкурс. Разгадайте кроссворд.(Кроссворд расположен на карточках с заданиями).
Проверьте свои ответы (проверка осуществляется с помощью презентации, которую демонстрирует учитель – Приложение1, слайд 4). Оцените себя – посчитайте количество правильно отгаданных слов, это и будет ваш первый балл, который вы поставите себе в соответствующую ячейку таблицы.
№2.конкурс. Для каждого из приведённых слов укажите синоним и запишите его, одним словом. На работу 3 минуты.
Проверьте свои ответы и занесите в таблицу ваши баллы (слайд 5).
№3.конкурс.Найдите лишние устройства и запишите их названия (слайды 6-8).
№4. Конкурс «Родственники».
Перед вами — таблица с двумя колонками текста. В левой колонке перечислен ряд фамилий известных людей и название фирмы, а в правой — формулы, названия алгоритмов, программ, ЭВМ, языков программирования и т.п. Необходимо найти связи между ними — указать пары номеров фамилий (фирмы) и номеров соответствующих им названий, формул или т.п. Оценивается правильность и быстрота. На работу 5 минут. Проверяем (слайд 9)
№5.Конкурс «Третий лишний»
Найдите правильное определение, связанное с информатикой. Если найдете правильно все 6 определений, то получаете 6 баллов,5-5, 4-4, 3-3, 2-2, 1-1.
Проверяем ( слайды 10-12)
№6. Конкурс «Блиц-опросник».
У вас записаны 10 вопросов. Для каждого из них вы должны дать ответ – только слово «Да» или слово «Нет». И записать его в ячейку напротив вопроса. Отвечаем быстро, с ходу. Если не знаете – прочерк.
На работу отводится 5 минут.Проверяем (слайд 16)\
№7. Конкурс решение задачи.
Следующие наши задания будут посвящены важной теме – работе с единицами измерения количества информации. Назовите основные единицы и соотношения между ними.Проверяем (слайд 17)
№8.Конкурс на определение правильного имени файла.
Из перечисленных ниже названий выберите те, которые могут являться именами файлов. Выпишите получившиеся буквы последовательно и узнайте название компьютера.
В ответе должно было получиться слово «ЭНИАК». Что это такое? (слайд 19)
№9.Конкурс «Всё наоборот»
В этой игре каждому предложены словосочетания. Данные словосочетания получены из словосочетаний, связанных с компьютерами и информатикой, слова в которых заменены на противоположные по смыслу. Например, «функциональная клавиша» по этим правилам была бы записана как «бесполезная кнопка». Необходимо определить исходные словосочетания. Максимальная оценка – 1 балл за каждый правильный ответ. Проверяем (слайд 20).
3.Подведение итогов.
Ну а теперь, попробуйте поставить себе отметку за урок. В нижней строке таблицы представлено максимальное количество баллов за каждое задание. Посмотрите, что вы получили, посмотрите на максимальный балл и попробуйте поставить себе отметку – как вы работали на уроке? После звонка вы сдадите мне свои листочки, и я посмотрю, как вы себя оценили. И соглашусь с вами, а, может быть, и нет.
В конце урока мне хотелось бы узнать ваше мнение о нашем уроке:
— Какое задание сегодня было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
На ваших столах лежат 3 разноцветных кружка.
Прошу поднять один из них, тот, к чьему мнению вы более склонны.
Урок окончен. Спасибо за урок.
|