«Занимательный дидактический материал по русскому языку как средство формирования основ грамотности и навыков чтения у учащихся начальных классов»
Submitted by Нина Владимировна Михайленко on Fri, 09/11/2012 - 02:27
Русский язык – один из самых трудных предметов, требующих от ребенка больших усилий, связанных с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов и т.п. А чтение, по словам многих ученых, педагогов, психологов, из многочисленных факторов, влияющих на успеваемость школьников, является фактором номер один.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В.А.Сухомлинский)
К огромному сожалению, в современном обществе чтению не уделяется должного внимания. Семейное чтение практически полностью вытеснило телевидение, и поэтому у детей нет перед глазами образца чтения в семье.
Современные дети растут в речевой среде, которая не отвечает потребностям общества. Многие дети безграмотны, не умеют сформулировать свою мысль, речь их однообразна, невыразительна, словарный запас мал, слабо выражен познавательный интерес к учению, тем более у них отсутствует интерес к чтению. К тому же существует разрыв между изучением русского языка и научением детей читать. А для того, чтобы сформировать полноценный навык чтения у младших школьников, важно проводить регулярное чтение так, чтобы охватывался материал по всем учебным предметам, особенно по русскому языку.
Перед нами возникла проблема: дети мало читают, и как следствие испытывают трудности в запоминании правил, орфограмм русского языка. Упражнения, которые существуют в современных учебниках, не достаточно интересны для учеников, в них часто не учитываются психологические и возрастные особенности детей начальной школы. Учитель вынужден постоянно тренировать учащихся, при этом важно, чтобы характер учебного материала и виды заданий были самыми разнообразными.
Передо мной возникла необходимость определить такой подход к организации учебных заданий, которые могли бы:
v Обеспечивать позитивный, эмоциональный настрой учащихся на изучение темы;
v Создавать возможность «включения» как слухового так и зрительного каналов восприятия новой темы;
v Позволяет использовать и тренировать приобретенные умения в выполнении заданий более высокого уровня сложности;
v Позволяет учитывать свойства памяти, развивать долгосрочную память.
Одним из эффективных путей является введение яркого, эмоционального учебного материала, оперируя которым, учитель активно и творчески организует учебно-воспитательный процесс ( Л.Н. Сергеева, Г.А. Орлова)
Я считаю, что необходимо подобрать такой дидактический материал, который позволяет оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку, приобщить детей к чтению. Таким материалом могут служить упражнения –рифмовки и упражнения поэтического характера.
В данной работе я предлагаю подборку занимательного дидактического материала по русскому языку, который позволяет сделать урок интересным и занимательным.
Сущность работы заключается в следующем:
Подбор и разработка дидактического материала по основным темам и под темам русского языка, который представляет собой рифмовки и стихотворения, цель которых – повысить качество усвоения основ русского языка в начальной школе.
Предлагаемые рифмовки помогают направить внимание детей на изучение грамматических и орфографических явлений языка, значительно облегчает запоминание правил.
Подобранные по темам русского языка небольшие стихотворные тексты занимательного характера, на начальном этапе призваны стать той эмоциональной основой, которая необходима для активизации учебной деятельности на уроке.
Наиболее интересным с точки зрения новизны, является то, что материал подобран по темам уроков русского языка, изучаемым в начальной школе.
Он может использоваться на уроках во всех классах начальной школы.
Дидактический материал выполняет и другую важную роль, связанную с оптимальным чтением. Оптимальное чтение – главнейшая задача начальной школы.
Дидактический материал подобран и представлен таким образом, что предполагает работу над словом и предложением, он же является основой для самостоятельной работы учащихся, носящий поисковый характер. Материал способен развивать память, так как он стимулирует заучивание наизусть, развивает интерес к чтению. Тек же , я считаю, занимательный методический материал способен оказывать и воспитательное воздействие на младших школьников