Размещено: Ольга Владимировна Ломакова - чт, 08/11/2012 - 15:38
Планирование дополнительного занятия по математике
«Геометрия вокруг нас»
Пояснительная записка.
Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация диктуют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества обучения, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы воспитания.
Одной из важнейших задач школы является воспитание всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Носителем собственного метода познания мира является геометрия, с помощью которой рассматриваются формы и взаимное расположение предметов. Изучение геометрии в школе направлено на развитие пространственного представления окружающего мира, образного мышления учащихся, приобретение изобразительно-графических навыков, формирования геометрического мышления.
В настоящее время введение дополнительного образования широко используется образовательными учреждениями и позволяет учителям математики более детально проработать курс. Следует отметить, что занятия дополнительного образования ни в коем случае не должны быть направлены на закрепление пройденного материала по основной программе. Наиболее целесообразно использование занятий на развитие образного мышления учащихся с помощью геометрии. Безусловно, в течение курса математики в 5-6 классах рассматриваются некоторые элементы геометрии, но этого недостаточно, ввиду сложности и насыщенности курса математики. Предлагаемый курс обеспечит наиболее органичный, с точки зрения психолого-педагогических особенностей возраста, способ деятельности школьников.
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов, режим занятий - 2 часа в неделю, или 72 часа в целом за 1 год обучения.
Программа курса «Геометрия вокруг нас» предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей у учащихся 5-6 классов. Особенностью курса является одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии с большим количеством практических занятий.
Цель:
· обеспечить развитие творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение.
Задачи:
· формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и четкость мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
· воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
· развитие гибкости и оригинальности мышления, коммуникативных навыков
Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.
Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, практические и творческие работы.
Основные методы:
объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.
Контроль достиженияпланируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий.
Предполагаемые результаты.
В результате внедрения предлагаемой программы для дополнительного образования по математике будут сняты трудности в первоначальном ознакомлении с геометрией, когда в 7 классе учащиеся приступают к систематическому изучению этого курса. Развитое пространственное воображение, в условиях сжатости курса геометрии, позволит существенно повысить усвоение учащимся в будущем основного материала.
Обучающиеся должны знать
· виды пространств и их размерность;
· определение параллельных прямых на плоскости. перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве;
· виды многогранников и свойства их элементов;
· центральную и осевую симметрию;
· пифагоровы тройки, теорему Пифагора;
· биографию великих математиков;
Уметь
· выполнять построение треугольника по трем его элементам;
· решать задачи на нахождение объема и площади поверхности куба, на свойство развертки куба;
· выполнять построение многогранников;
· моделировать многогранники из картона, используя их развертку;
Учебно – тематическое планирование
№
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теорет.
Практич.
1
Точки, прямые, отрезки
6
2
4
2
Треугольник и тетраэдр
7
2
5
3
Куб
8
2
6
4
Четырехугольник, параллелепипед
7
1
6
5
Многоугольник и многогранник
7
2
5
6
Правильные многогранники
6
1
5
7
Измерения величин
6
1
5
8
Симметрия
6
1
5
9
Прямоугольный треугольник
6
1
5
10
История геометрии
5
5
11
Оригами
4
1
3
12
Наша геометрия
4
4
Итого:
72
14
58
Краткое содержание дополнительной образовательной программы
Тема 1. Точки, прямые, отрезки.(6ч)
Теоретический материал: Пространство и размерность. Конструирование по клеточкам. Параллельные прямые на плоскости и в пространстве. Перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве.
Практикум: Решение задач на параллельные и перпендикулярные прямые.
Тема 2. Треугольник и тетраэдр.
Теоретический материал: Треугольник. Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Геометрические головоломки.
Практикум: Решение занимательных задач на нахождение площади треугольника. Решение занимательных задач на нахождение площади поверхности и объёма тетраэдра. Построение треугольника потрем элементам.
Тема 3. Куб.
Теоретический материал: Куб и его свойства.
Практикум: Моделирование куба из бумаги. Конструирование фигур из кубов. Задачи на разрезание и складывание фигур Решение занимательных задач на нахождение объема и площади поверхности куба. Задачи на свойство развертки куба.
Тема 4.Четырехугольник, параллелепипед.
Теоретический материал: Параллелограмм и его элементы. Прямоугольник и его свойства. Параллелепипед и его элементы.
Практикум: Конструирование параллелепипедов из бумаги и спичек.
Решение занимательных задач на нахождение площади параллелограмма, прямоугольника используя формулы и свойства.
Тема 5. Многогранник.
Теоретический материал: Многогранники и их элементы. Многогранники вокруг нас.
Практикум: Решение занимательных задач на нахождение объёма и площади поверхности многогранников.Создание презентации многогранники вокруг нас.