Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дополнтельная образовательная программа "Основы газетной журналистики"

Submitted by Татьяна Калмина on чт, 08/11/2012 - 11:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Калмина Т.В.
Место работы, должность: 

МОУ ДОД "Центр творческого развития и гуманитарного образования" г. Истра, педагог дополнительного образования

Регион: 
Московская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> <strong>Авторская дополнительная образовательная программа &quot;Основы газетной журналистики&quot;</strong></p> <p> <u>Тип программы: </u>учебная, дополнительное образование</p> <p> <u>Направленность: </u>cоциально-педагогическая</p> <p> <u>Программа рассчитана на учащихся </u>в возрасте 12-17 лет (7-11 классы)</p> <p> <u>Объем учебного времени</u>: 432 ак.ч.</p> <p> <u>Срок реализации: </u>2 года</p>

Программа «Основы газетной журналистики» разрабатывалась на основе опыта преподавания курса журналистики и опыта издания газеты «Подросток» в «Центре творческого развития и гуманитарного образования» г. Истры. Содержание курса обобщает пятилетний опыт педагогической и организационной работы автора. Программа была написана для реализации в Центре творческого развития и гуманитарного образования г. Истра. Однако может быть реализована и в других учреждениях дополнительного образования детей, а также в школах и учреждениях среднего профессионального образования.

Издавать школьную газету на пустом месте, не имея достаточных навыков и умений – дело бесперспективное. Без должной подготовки издание газеты обречено оставаться непрофессиональным кустарным делом без возможностей творческого роста. Поэтому необходимо обучение авторов-юнкоров основам газетного дела (журналистика, издательское дело). И в данном курсе, в отличие от многих других аналогичных образовательных программ, газета используется не как подспорье для обучения журналистике, а как основа обучения, с которой оно начинается, на базе которой ведется и на которой заканчивается. Школьная газета выступает не полигоном для испытания полученных навыков и умений (а значит, собранием сырых, непрофессиональных, откровенно слабых работ), не конечным результатом творческого и интеллектуального труда учащихся, самостоятельной единицей, стоящей в основе обучения. Именно этим обусловлено отличие данной программы от аналогичных программ дополнительного образования по журналистике. Новизной программы также является совмещение в рамках одного курса непосредственно журналистской работы (сбор информации, написание статей, их редактирование) и издательского дела (дизайн, верстка, создание макета).

У подростков есть потребность передать свое отношение к действительности через творческую деятельность. С помощью СМИ они хотят донести мнение своего поколения до окружающих, повлиять на ход событий, отстаивая активную жизненную позицию, а не оставаясь безучастными наблюдателями. Курс «Основы газетной журналистики» дает им такую возможность. Программа направлена на то, чтобы ее выпускники росли социально активными, думающими личностями, гражданами своей страны. Самый эффективный способ познания – практика. Работа под руководством преподавателя над регулярно выходящими номерами собственной газеты позволит учащимся испытать многие аспекты журналистской работы и издательского дела на собственном опыте. Работа над конкретным делом, результаты которого можно подержать в руках и показать друзьям и знакомым, делают обучение интересным и эффективным.

Программа «Основы газетной журналистики» ставит своей целью не столько подготовку молодежи к будущей профессиональной деятельности, сколько повышение личного культурного уровня учащихся. Журналистика ориентирует, прежде всего, не на формирование узкого набора знаний, умений и навыков, а на развитие творческих способностей личности. При этом дополнительное образование детей может дать значительный «стартовый капитал» как в целом веере профессий, так и в одной конкретно выбранной специальности. Занятия журналистикой могут эффективно решать проблему социализации     личности:     от    прямой     социально-педагогической     поддержки     до приобретения личностью коммуникативных качеств, освоения социальных связей через деятельность, общение и самосознание.

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Данный курс – открытая система, в которой каждый ребенок попадает, во-первых, свободно, без всяких ограничений, во-вторых, имеет возможность в нем самореализоваться по своему выбору. Педагог только создает условия для раскрытия таланта ребенка и ранней профессиональной ориентации. Это соответствует основной парадигме дополнительного образования детей – гуманистический характер, личностно-ориентированный подход, разновозрастной характер коммуникативных связей, педагогического и информационного сопровождения развития ребенка.

В первую очередь, программа ориентирована на развитие личности средствами журналистской деятельности. Журналистика выступает не самоцелью, а средством воспитания, обучения и стимулирования творчества ребенка. Программа также направлена на расширение кругозора учащихся, их представлений о СМИ, на развитие у подростков коммуникативных навыков, мотивацию к журналистской и в целом творческой, созидательной деятельности.

Занятия по программе «Основы газетной журналистики» помогают ученикам преодолевать психологические барьеры, учат их общению с разными людьми, приобщают к «взрослому делу» - выпуску газеты. Кроме того, занятия являются серьезным стимулом для расширения базы знаний, стремления применить приобретенные знания и навыки в творческом процессе. Курс позитивно влияет на целостное развитие личности. Педагогическая модель обучения предполагает развитие в подростках духовно-нравственных, гуманных, гражданских, профессиональных качеств в процессе журналистской работы.

Программа предусматривает использование разнообразных, гибких форм дополнительного образования, способствующих развитию личности ребенка и его духовного совершенствования на основе приобщения к творчеству.

Программа:

-актуальна, так как отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной
жизни   и   ориентирована   на   эффективное   решение   проблемы   подготовки   юных журналистов в будущем;

-рациональна, так как способна определять такие цели и способы их достижения, которые   в   конкретных   условиях   региона,   на   основе   имеющихся   в   учреждении дополнительного образования ресурсов,  позволяет получить максимально полезный результат;

-реалистична, так как соответствует предлагаемым средствам для ее выполнения;

-контролируема, так как обладает свойством определять ожидаемые результаты и
предлагает соответствующие способы проверки конечных и промежуточных результатов.

Целесообразностьпреподавания курса заключается в следующем.

-Во-первых, опыт собственной журналистской деятельности и опыт общения с
коллегами  по  профессии  (как юнкорами, так и  профессиональными  журналистами)
способствует осознанию детьми общественной значимости их дела.

-Во-вторых, это прекрасная база для самых разных видов учебной деятельности,
способствующих развитию дисциплины мышления, логики, аналитических и других
умений и навыков.

-В-третьих, проходящее через каждое занятие обостренное внимание к слову,
языку   общения,   приводит   к   пониманию   его,   воспитывает   уважение   к   слову   и
ответственность перед ним.

-В-четвертых, изучение данной программы тесно связано со знанием школьных
предметов (русского языка, литературы, истории, обществознания, МХК) и различными
видами деятельности.

 

Главная    цель:    самоопределение    и    самовыражение    личности    подростков посредством включения их в практические формы журналистскойдеятельности.

Задачи:

-обучающие:

•    дать первоначальные представления о журналистской деятельности;

•    дать представление об основах журналистского мастерства;

•  дать теоретические знания  и предоставить возможность их закрепления в процессе практической деятельности.

-воспитательные:

•    способствовать   социализации   и   духовно-нравственному   самоопределению подростков, выработке у них устойчивых жизненных позиций и ориентиров, системы нравственных ценностей;

•    помочь подросткам развить коммуникативные навыки и снять психологические барьеры в общении;

•    предоставить   возможность   подростку   свободно   выражать   свое   мнение, получать и передавать информацию посредством публикаций в газете;

• создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации, интеграции обучающегося в системе отечественной  культуры.

-развивающие:

•     помочь реализоваться в практической журналистской работе;

•     поддержать    творческий,    познавательный    и    эмоциональный    интерес    к окружающему миру;

•    развить умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

•    обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка.

 

Сущность предлагаемого курса заключается в комплексном изучении основ журналистики. Обучение строится на творчестве–сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия.

Курс ориентирован на развивающее обучение, программа структурируется от простого к сложному.

Содержание курса соответствует современным образовательным технологиям, отраженным:

- в принципах обучения (доступности, индивидуальности, преемственности, результативности);

- в формах и методах обучения;

- в методах контроля и управления образовательным процессом;

- в средствах обучении (перечне необходимого оборудования).

 

Модель выпускника:разносторонне развитая и социально компетентная личность, способная жить и действовать в информационном обществе, владеющая опытом творческой работы, знакомая с технологиями труда журналиста.

Учебно-воспитательный процесс строится с учетом психолого-педагогических подходов к развитию личности подростка. Один из наиболее эффективных способов включения подростка в окружающий реальный мир – личностно-ориентированное (дифференцированное) обучение, т.е. обучение, учитывающее особенности психологического склада, общий уровень развития, темперамент, характер ученика.

В условиях данной программы личностно-ориентированный подход обуславливается и регулируется еще и возрастными особенностями учащихся 7-11 классов, на которых и рассчитан курс. Школьники этого возраста уже имеют свой запас жизненного практического опыта. Они уже не принимают готовых идей, формулировок, но охотно соглашаются обсуждать с педагогом на равных проблемы и ситуации, анализируя различную жизненную информацию, давать личностные оценки происходящим событиям, устанавливать между ними причинно-следственные связи.

 

Режим организации занятий:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

В первый год ребята занимаются 3 раза в неделю по 2 ак.часа (всего 216 ак.ч. в год):

- два раза в неделю по 2 ак.ч. – групповые занятия, теоретические (лекционные) и практические (письменные работы, семинары, мастер-классы, учебные игры, проверочные работы и т.п.);

-  один раз в неделю – консультационные и индивидуальные занятия (работа с авторскими текстами, издание газеты).

                                                       

Второй год обучения также предполагает занятия 3 раза в неделю (всего 216 ак.ч. в год):

- раз в неделю по 2 часа – групповые занятия по теории и практике журналистики;

- раз в неделю по 2 часа – групповые практические занятия по изданию газеты «Подросток».   

- раз в неделю по 2 часа – консультационные и индивидуальные занятия (индивидуальная работа с авторами над текстами).

 

Структура типового учебного занятия(руководствуясь Приложением 3 к СанПин 2.4.4.1251-03):

10 мин. – организационные моменты, проветривание помещения;

45 мин. – занятие;

10 мин. – перерыв: динамическая пауза (физкультминутка);

45 мин. – занятие;

10 мин. – организационные моменты, проветривание помещения.

 

Прогнозируемые результаты:

Программа рассчитана на два года обучения. После окончания первого года обучения учащиеся должны знать:

-   основные понятия журналистики;

-   исторические этапы развития журналистики;

-   типы СМИ и типологию печатных СМИ;

-   основные жанры периодический печати;

-   основные элементы газетной полосы, их функции и особенности;

-   основы редактирования журналистских текстов;

уметь:

-   искать, анализировать и обрабатывать информацию;

-   различать    и    самостоятельно    создавать    материалы    информационного, аналитического или художественно-публицистического характера;

-   писать материалы на заданные темы в жанрах заметки, репортажа, статьи, рецензии, очерка;

-   брать интервью;

По окончанию всего двухгодичного курса учащиеся должны знать:

-   жанры периодической печати, включая особенности и правила подачи материала в том или ином жанре;

-   технологии подачи материала и разыгрывания темы номера;

-   особенности имиджа журналиста;

-   основные положения этического кодекса журналиста, закона о СМИ;


уметь:

-   создавать материалы в различных жанрах периодической печати;

 

-  разыгрывать тему номера, создавать тематические развороты для газеты;

-  организовывать и проводить журналистские акции,
эксперименты;

-  создавать (подбирать) иллюстративный материал;

-  создавать макет газетной полосы;

-  верстать газету в программе MSPublisher;

-  строить собственный имидж;

-  самостоятельно издать номер школьной газеты.

 

Результат двухгодичного обучения – умение учащегося с нуля самостоятельно создать номер газеты, умение объяснить функциональное значение основных газетных элементов, умение анализировать различные аспекты периодической печати.

Программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы самостоятельной домашней работы, как подготовка публикаций в газету, чтение, теле-, видеопросмотр, посещение массовых культурных мероприятий.

Текущий контроль за знаниями осуществляется методом анализа творческой работы ребенка на занятии в форме опроса, тестирования, анкетирования, результатов выполнения практических заданий. Тематический контроль – выполнение практических работ в различных жанрах, подготовка и выпуск газеты «Подросток». Итоговый контроль – участие в выпуске номера газеты. Большое значение придается самооценке, самоконтролю. 

В ходе реализации Программы предполагается, что Программа будет ориентирована на развитие следующих личностных качеств учащихся:

-аналитические способности;

-логическое мышление;

-здравый смысл;

-аккуратность;

-гибкость;

-творческий подход к делу;

-общительность;

-доброжелательность;

Наличие этих качеств формирует у обучающихся следующие профессиональные навыки и умения:

-  быстрая и адекватная реакция;

-  самомотивация;

-  умение убеждать;

-  качества исследователя;

-  наличие профессионального чутья;

-  умение вести переговоры;

-  опыт продуктивной работы;

-владение техническими средствами.

 

Прикрепленный файл Size
Программа_Основы газетной журналистики.doc 145 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн