Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок "Пейзажная лирика А.А. Фета"

Submitted by Татьяна Николаевна Витькова on Wed, 07/11/2012 - 12:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Витькова Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №4 с.Ростовановского Курского муниципального района Ставропольского края, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Метапредметный урок, знакомящий с лирикой А.А.Фета, её своеобразием, с опорй на философские понятия красота, вечность, мгновение</p>

  

Тема урока: Пейзажная лирика А.А.Фета

Цель урока:

Предметная: формирование представлений учащихся о лирике А.А.Фета, о её тематике, художественном своеобразии и современном звучании.

Личностная: нравственное развитие личности, развитие образного и логического мышления через многоаспектный анализ лирических произведений А. А.Фета, совершенствование коммуникативных навыков.

Метапредметная: осмысление сложности человеческой жизни, её взаимосвязи с Родиной, миром природы, роли красоты в становлении духовного мира человека, осознание роли мгновенного и вечного в мироощущении человека

 Оборудование урока: компьютерная презентация, аудиозапись стихотворений А.Фета.

 Ход урока.

I. Вступительное слово учителя ( с элементами беседы).

 У всех на слуху фраза Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир». О какой красоте идёт речь? Задумывались ли вы о том, что такое красота? Какова её роль в нашей жизни? (ответы уч-ся)

А теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Всё, казалось бы, прозрачно  Но почему философ Ф.Шеллинг утверждал: «Красота – это бесконечность, выраженная в законченной форме»? Согласен ли Альбер Камю с ним, заявляя: «Красота – это вечность, длящаяся мгновение»? Есть ли в этом парадоксе зерно истины? Давайте обратимся к стихотворениям А.А.Фета, прикоснёмся к подлинной красоте, постараемся осмыслить её непредсказуемость и сложность, исследуем  взгляд  поэта на красоту.

           А.А. Фет, чьё творчество знакомо вам с детства, – самобытный  поэт 19 века.

«...Россия может гордиться своими лирическими   поэтами. Из ныне живущих первое    место... принадлежит Фету...»   - так сказал о Фете,  тончайшем  лирике, создавшем неповторимые стихи о красоте в природе, любви, искусстве, Владимир Соловьев.
    Фет был убеждён:

 Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,- человечно.

II. Беседа

- Какому высказыванию о красоте более всего созвучно стихотворение Фета-философа? Почему вы так считаете?

 

- А как вы понимаете слова Камю?

-Что такое мгновение?

Мгновение – очень короткий промежуток времени; миг, момент.

-Подберите и запишите как можно больше эпитетов к слову мгновение. Что в них отражено? ( быстрое, беглое, волшебное, горестное, горькое, дивное, желанное, чудное, изумительное…)

Фет-философ,  определявший красоту как вечность, ценил каждое  её мгновение. Мы убедимся в этом, читая стихотворения А.А.Фета.

 III. Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета

1.  «Я пришёл к тебе с приветом» (заранее подготовленное  выразительное чтение )

- Каким настроением, какими чувствами проникнуто стихотворение?

- Чего достигает поэт, используя приём анафоры?

 Выводы учителя

Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Ещё майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом», «Это утро, радость эта»

 1.«Весенний дождь»

- В чём необычность этого фетовского стихотворения?

- Какие мгновения удалось запечатлеть поэту?

Выводы учителя

Словно живописец, Фет замечает едва уловимые движения света, красок пейзажа и, выбрав в словесной палитре нужные краски, превращает мгновенное в вечное.

          Солнечные лучи, смешиваясь с струями приближающегося дождя, создают «завесу». А образовавшиеся солнечные брызги рассыпаются, превращаясь в золотую пыль, сквозь которую просвечивается зелёная опушка леса.

 2. «Это утро, радость эта»    (аудиозапись стихотворения)

  1. В чём вы видите необычность стихотворения Фета?
  2. Какие мысли и чувства оно    рождает?
  3. Какие картины    представляете, читая стихотворение?
  4. Как достигает Фет выразительности? Что помогает поэту передать чувства и нарисовать картины?
  5. Каковы временные границы фетовской миниатюры?   

Выводы учителя

 В стихотворении Фет радуется приходу весны, выражает охвативший его восторг от красоты, которую дарит нам весна. Как волнуется и блаженствует его душа! За  "благоуханной свежестью" фетовских строчек  подлинное духовное откровение - откровение непостижимой бессмертной стихии жизни, которая олицетворяется для него в образе вечно юной Весны.  "Торжество весны" приносит поэту веру, что «как мир, бесконечна любовь».

 IV. Лекция-выводы  учителя о художественном своеобразии лирики поэта-импрессиониста: изображение «мгновения», каждого мига быстротекущей жизни и чувств, впечатлений   от увиденного, красочность и музыкальность фетовской поэзии.

    А.А.Фет - певец природы, достигший в её изображении блистательных художественных высот, подлинной глубины.    

           Пейзажи Фета  гармоничны, полны прелести. Поэт любит родную землю, потому и оживляет, одухотворяет мир природы, выражая радость и светлую восторженность, рождённую в душе  красотой русских  просторов. Мы вместе с талантливым лириком любуемся зреющим колосом, что «дышит и не дышит», розами, которые грустят и смеются, волшебством зимнего вечера и чувствуем себя счастливыми, понимая, что красота во всём – в каждой травинке, в каждой росинке, в звоне ручья.

           Фет – импрессионист, главное для  него  – изображение «мгновения», каждого мига быстротекущей жизни и чувств, впечатлений   от увиденного, поразившего

Природа в стихах Фета запечатлена тонко. Поэт замечает малейшие перемены в ней, изображаемый им мир движется, дышит, радуется жизни. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний состояний природы, её цветов, звуков, запахов, как у Фета. Его стихи  поражают красками: умелые сочетания ярких, сочных тонов и нежных оттенков образуют многоцветную радугу, позволяющую поэту рисовать  природу и в ослепительном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Острота восприятия природы проявляется в подборе эпитетов и метафор, передающих ароматы: «запах медовый», «ароматные цветы», «весны душистой нега» или

В каждый гвоздик душистой сирени,

    Распевая вползает пчела.                         ( аудиозапись стихотворения «Пчёлы»)

 "Что не выскажешь словом, звуком на душу навей", — писал Фет.  Его стихи мелодичны,  завораживают  своим звучанием, что  тонко подметил П.И.Чайковский: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Не потому ли многие стихи Фета положены на музыку? «О, если б без слова сказаться душой было можно!»  -эта строчка очень точно отражает отношение поэта к творчеству. В стихотворениях Фета настроения, ощущения важнее мыслей. Глубочайшие, неуловимые движения человеческой души, мимолётную красоту природы не выразить самым точным словом, их можно лишь «навеять … звуком», передающим истинное чувство. Лирика Фета – песня «крылатых», «сладких» звуков, подлинная музыка, очищающая душу, несущая гармонию.

 V. Своеобразие любовной лирики А.А.Фета, которую невозможно отделить от пейзажной.

    1. «Шепот, робкое дыханье…» (аудиозапись стихотворения)

        -О чём стихотворение Фета? В чём его необычность и что общего с другими лирическими миниатюрами Фета вы увидели?

       - Какими средствами создаётся фетовская мелодичность?

        Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» - воплощение  пафоса всего творчества А.Фета,  воспевающего красоту природы и любви в их нерасторжимой связи. Человеческие чувства выражены через природное, а природное – через  душевные переживания. Изображаемый поэтом предметный мир сливается в живую и предельно эмоциональную картину. Всё «безглагольное» стихотворение, построенное, как одно предложение, рассчитано на чуткого читателя, отсюда – недосказанность, «лирическая дерзость». Мелодичности способствуют и интонация, и повторы, и афористическая метафоричная концовка, скорее похожая на начало. И это не случайно: картина природы и душевное состояние для Фета – это частичка, миг бесконечного процесса.

    2. «Я тебе ничего не скажу» ( выразительное чтение и анализ стихотворения, заранее     подготовленные учащимся совместно с учителем).

То, с чем мы соприкасаемся в стихотворении «Я тебе ничего не скажу»: неуловимые движения души, мгновения в природе,- лежит на грани выразимого и невыразимого, на грани слова и музыки.             Сколько философской глубины в этой маленькой миниатюре, проникнутой пониманием единства мироздания, природы и человека! Волны человеческой тревоги успокаиваются в океане «божьего мира». Сердце наше, полное смятения и боли», способно смягчиться, расцвести только в слиянии с природой. Поэтому в лирике Фета неразрывное единство – природа вокруг нас, и вместе с ней – природа души человеческой.

VI. Анализ стихотворения «Ещё майская ночь…»

      - Скажите, до сих пор мы больше говорили о мгновенном  или вечном в

        стихотворениях А.Фета?

      - Побудьте в  роли лингвиста. Запишите толкование слова  «вечность». (Чтение и обсуждение записанного)

     - Если мы обратимся к различным словарям, прочитаем: (сообщение учащегося, работавшего со словарями)

Вечность – очень долгое время, бесконечность.

Непостижимость и неудержимость ускользающего человеческих рук времени, невозможность распоряжаться им приводила к обожествлению времени. В историческом словаре читаем: «Вечность - это одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога…»

-  Как А.Фету удалось соединить мгновенное и вечное? Нераздельность мгновения и бесконечности  - особенность стихотворения «Ещё  майская ночь…» (аудиозапись стихотворения).

      - Какие картины рисует поэт? Какими чувствами они пронизаны?

       - Какие средства художественной изобразительности помогают поэту  в первой строфе создать картины и передать чувства?

  Стихотворение начинается восклицаниями, передающими восхищение  прекрасной ночью, рождающей в душе блаженство и слова благодарности земле за красоту и щедрость.

      Фет олицетворяет мир природы. Зима для него – «царство льдов», «вьюг и снега», а май из него выпархивает, вылетает, подобно волшебной птице. И мы чувствуем: тепло, наступающее после зимнего холода, долгожданно, но в то же время кажется невероятным.

     - Какие мысли и чувства рождает у вас вторая строфа стихотворения?

Вторая строфа  начинается анафорой. Всматриваясь в космическую беспредельность, поэт поражён  одухотворённостью природы, её прелестью. Земная ночь, пронизанная весенней любовной тревогой, - это частица мироздания, поэтому «звёзды …тепло и кротко в душу смотрят», дарят вдохновение  и гармонию.  Тревогу и волнение перед новизной, хрупкостью прекрасного весеннего мира Фет ощущает  в берёзах-невестах, которые, как чуда, ждут полноты пробуждения жизненных сил и понимают, что в подвенечном уборе распустившихся листьев они будут особенно нежны и привлекательны.

  - Как вы понимаете  четвёртую строфу?  Можем ли мы назвать Фета  философом?

Четвёртая строфа начинается с обращения к ночи, с двойного отрицания, которое усиливает ощущение восторга, передаёт силу и уникальность переживаемого чувства.  Звёзды – глаза ночи, небо – её лик, вызывающий чувство сладкого ожидания чего-то неизведанного, но прекрасного. Нежность поэта вызвана восторгом перед великим и необъятным, к чему оказался причастным  земной человек, осознавший гармонию звёзд и полупрозрачного берёзового листа, гармонию того, что живёт миллионы лет, и того, что живёт несколько месяцев. Поэт по-новому чувствует краткость жизни человека, от этого песня ему самому кажется «невольной» и, возможно, последней. Так заканчивается стихотворение, гимн весне –торжеству жизни и  гимн ночи,  рождающей ощущение великой общности человека и космоса.

 VII. Рефлексия.

 - Какую роль играет красота в жизни человека?

 - Вернёмся к стихотворению А.Фета «Целый мир от красоты…»

- Как вы понимаете заключительные   строки стихотворения?

-Убедили ли вас стихи Фета, что красота – это сочетание мгновенного и вечного?

       Фет удивительно современен. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту отчего края и благозвучность русского слова. Поэт учит нас замечать красоту каждого мгновения и ценить, понимая, что из мгновений рождается вечность.

      Пленительные  стихи Фета вечны, как «говор звёзд на небесах», как трели соловья,  как робкое дыхание любви…

   VIII. На дом:  наизусть стихотворение А.Фета ( по выбору), сочинение – миниатюра  « Остановись, мгновенье,  ты прекрасно…» ( с опорой на личные впечатления и стихотворения А.А.Фета)

 Использованная литература:

Ачкасова Г.Л. «О, если б без слова сказаться душой было можно!», «Уроки литературы», приложение к журналу «Литература в школе» 2000г.,№1

«Русский язык в школе».1993г.,№4  («Уголок русского языка»).

«Русский язык в школе» 2002г., №6. Гапоненко П.А. «Благоуханная свежесть».

«Русский язык и литература для школьников» 2009г., №2 ( анализ стихотворения «Ещё майская ночь»)


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн