Курсу информатики, в котором используются программно – методическая система обучения информатике – «Роботландия», выделено по одному часу в неделю, поэтому программа по информатике для младших классов рассчитана на двухлетнее обучение.
Цели изучения информатики в школе, были представлены в рекомендациях Ю.А.Первина:
1. Формирование в сознании школьника информационной картины мира. Эта задача ставит информатику в ряд естественных наук ( физика, химия, биология)
2. Формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования ЭВМ как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ на практике в тех случаях, когда это эффективно, и отказ от компьютеризации там, где это бессмысленно.
3. Формирование операционного стиля мышления: умение формировать задачу; выделить в ней логически самостоятельные части; определить взаимосвязь этих частей; спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий; верифицировать результат. Операционный стиль характерен для различных видов деятельности, а не только для программирования, как это иногда однобоко понимается.
4. Формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
Четыре линии курса:
- линия «Информация» мировоззренческая. Она учит выделять информационные процессы в окружающем мире, распознавать способы хранения, передачи и обработки информации.
- линия «компьютер» учит использовать ЭВМ как инструмент для деятельности.
- линия «программирование» использует инструментарий концептуального программирования для овладения структурной методологией решения задач
- линия «творчество» учит детей различным видам познавательной деятельности, используя компьютер как средство, помогающее такому обучению, и как инструментарий такой деятельности. Многие задачи в курсе ставятся таким образом, что превращаются для детей в маленькие самостоятельные исследования.
Эти линии проходят через все темы курса. Каждая из них развивается по своей собственной логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга.
Содержание программы
№
|
Название разделов
|
1
|
Введение в информатику. Информация в окружающем мире. Обработка, хранение, передача информации.
|
2
|
Введение в алгоритмику. Задачи, решаемые линейными алгоритмами.
|
3
|
Исполнитель. Команда систем исполнителя. Управление исполнителем в командном режиме.
|
4
|
Алгоритмы.
|
5
|
Исследование алгоритмов работы исполнителя.
|
6
|
Текстовый и графический редакторы.
|
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю. ( 34 часа).
№№
|
Тема урока
|
1.
|
Знакомство с классом. Представление предмета. Общая характеристика возможностей ЭВМ. Рассказы о применении ЭВМ. Правила поведения в кабинете. Работа с ЭВМ: включение и выключение машины.
|
2.
|
Знакомство с классом. Что такое информация. Виды информации. Органы чувств, которыми человек воспринимает информацию. Виды информации получаемые ПК.
|
3.
|
Информационные процессы.
|
4.
|
Хранение информации, информационные носители.
|
5.
|
Обсуждение примеров хранения и передачи информации. Передача информации.
|
6.
|
Искажение информации при передачи.
|
7.
|
Примеры обработки информации, обсуждение и анализ примеров.
|
8.
|
Обработка, хранение, передача информации.
|
9.
|
Ориентированность алгоритма на исполнителя. Шаги алгоритма команды исполнителю.
|
10.
|
Общее представление об исполнителе. Анализ бытовых ситуаций. Система команд исполнителя. Аппаратные исполнители работы. Два вида ошибок. Постановка задачи о перевозчике. Работа с исполнителем Перевозчик за компьютером. Способ записи команд алгоритма.
|
11.
|
Игра в Перевозчика. Разобрать второй способ решения задачи о Перевозчике. Анализ исполнителя Перевозчик.
|
12.
|
Повторение пройденного материала. Игра в отгадывание алгоритма. Представление об алгоритме. Постановка задачи о Ханойской башне. Решение задачи с двумя кольцами.
|
13.
|
Игра в отгадывание алгоритма. Решение задачи с тремя кольцами. Общие особенности переноса колец.
|
14.
|
Определение исполнителя. Игра в исполнителя. Отгадывание алгоритмов. Тренажер ПРАВИЛКА (СКИ Правилки).
|
15.
|
Исполнитель Мудрый кот. Исполнители, их общие свойства и отличия друг от друга, реакция на ошибки.
|
16.
|
Повторение: исполнитель, алгоритм. Отгадывание алгоритмов. Исполнитель Мудрый кот.
|
17.
|
Русские буквы. Основные клавиши для управления текстом. Ввод текста с клавиатуры.
|
18.
|
Исполнитель Машинист и его особенности.
|
19.
|
Исполнитель Машинист. Составление для него алгоритма и программы решения задачи.
|
20.
|
Исполнитель Машинист. Самостоятельная работа.
|
21.
|
Редактор Микрон. Работа со строками. Режим «Диктант».
|
22.
|
Редактор Микрон. Перемещение текста и курсора по тексту. Работа со справочником.
|
23.
|
Правила оформления текста в текстовом режиме. Написание и сохранение рассказа в файле.
|
24.
|
Правила оформления текста в текстовом режиме. Написание и сохранение рассказа в файле.
|
25.
|
Правила оформления текста в текстовом режиме. Написание и сохранение рассказа в файле.
|
26.
|
Повторение изученного материала.
|
27.
|
Исполнитель. Чёрные ящики. Исправление ошибок. Тренажёр Правилка.
|
28.
|
Редактор Микрон. Знаки препинания и специальные символы.
|
29.
|
Знакомство с редактором Художник. Составные области экрана. Инструментарий.
|
30.
|
Указатели текущих цветов и шаблона. Основное меню. Рабочее поле. Карандаш, прямоугольник, овал, линейка.
|
31.
|
Основное меню. Текст, прямоугольник, овал, линейка, лейка. Правила увеличения и уменьшения выбранного шаблона.
|
32.
|
Редактор художник. Создание рисунка, используя полученные знания.
|
33.
|
Повторение изученного материала. Диагностика.
|
34.
|
Резерв 1 час.
|
Информатика «Роботландия»( 4 класс)
Пояснительная записка
Роботландия ориентирована на младших школьников, полный курс информатики. Курсу информатики, в котором используются программно – методическая система обучения информатике – «Роботландия», выделено по одному часу в неделю, поэтому программа по информатике для младших классов рассчитана на двухлетнее обучение.
Цели изучения информатики в школе, были представлены в рекомендациях Ю.А.Первина:
1. Формирование в сознании школьника информационной картины мира. Эта задача ставит информатику в ряд естественных наук ( физика, химия, биология)
2. Формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования ЭВМ как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ на практике в тех случаях, когда это эффективно, и отказ от компьютеризации там, где это бессмысленно.
3. Формирование операционного стиля мышления: умение формировать задачу; выделить в ней логически самостоятельные части; определить взаимосвязь этих частей; спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий; верифицировать результат. Операционный стиль характерен для различных видов деятельности, а не только для программирования, как это иногда однобоко понимается.
4. Формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
Четыре линии курса:
- линия «Информация» мировоззренческая. Она учит выделять информационные процессы в окружающем мире, распознавать способы хранения, передачи и обработки информации.
- линия «компьютер» учит использовать ЭВМ как инструмент для деятельности.
- линия «программирование» использует инструментарий концептуального программирования для овладения структурной методологией решения задач
- линия «творчество» учит детей различным видам познавательной деятельности, используя компьютер как средство, помогающее такому обучению, и как инструментарий такой деятельности. Многие задачи в курсе ставятся таким образом, что превращаются для детей в маленькие самостоятельные исследования.
Эти линии проходят через все темы курса. Каждая из них развивается по своей собственной логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга.
Содержание программы
№
|
Название разделов
|
1
|
Введение в информатику. Информация в окружающем мире. Обработка, хранение, передача информации.
|
2
|
Введение в алгоритмику. Задачи, решаемые линейными алгоритмами.
|
3
|
Алгоритмы. Исследование алгоритмов работы исполнителя при помощи автоматизированного рабочего места школьника, т. е. работа с «чёрными ящиками» (исполнитель Буквоед).
|
4
|
Компьютер- инструмент для работы с информацией. Общая схема ЭВМ, назначение его устройств. Работа с клавиатурой (тренажёры, исполнитель ЭВМ, редактор сказок).
|
5
|
Управление музыкальным роботом- исполнителем и редактором. Музыкальный концерт в кабинете информатики (Шарманщик).
|
6
|
Текстовый и графический редакторы.(Художник, Микрон).
|
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю. ( 34 часа).
№
|
Тема урока
|
1.
|
Повторение пройденного материала. Алгоритмы и исполнители.
|
2.
|
Компьютер- машина для переработки информации. Основные компоненты компьютера.
|
3.
|
Схема прохождения информации через основные компоненты ЭВМ, её отличие от схемы прохождения информации у человека, ЭВМ как исполнитель.
|
4.
|
Кодирование и шифрование.
|
5.
|
Повторение понятий: кодирование и шифрование. Исполнитель Переливашка.
|
6.
|
Исполнитель Переливашка и нго меню.
|
7.
|
Исполнитель Угадайка.
|
8.
|
Повторение изученного материала.
|
9.
|
Исполнитель Буквоед. Работа с исполнителем Буквоедом за компьютером. Отличие Буквоеда от других исполнителей.
|
10.
|
Чёрные ящики как исполнители. Чёрные ящики вокруг нас. Работа с исполнителем Буквоедом.
|
11.
|
Координаты, шахматная доска. Исполнитель Морской бой.
|
12.
|
Знакомство с исполнителем Конюх. Перестановка шести коней. Сравнение Конюха с Морским боем.
|
13.
|
Перестановка четырёх коней. Анализ исполнителя Конюх.
|
14.
|
Повторение изученного материала.
|
15.
|
Отличие редактора от исполнителя. Музыка в жизни человека. Элементы музыкальной информации- ноты. Изображение нот, нотный стан, гамма. Октава. Музыкальный редактор Шарманщик. Два программных исполнителя- Попугай и Шарманщик. СКИ исполнителей.
|
16.
|
Длительность нот. Работа с музыкальными текстами. Правила записи мелодии. Темп музыкального произведения. Справочник Шарманщика.
|
17.
|
Редактирование мелодий в музыкальном редакторе. Копирование информации. Набор музыкальных произведений на ПК. Приготовленных дома. Авторские прослушивания и корректировка ошибок.
|
18.
|
Дополнительные знания музыкальной грамотности: Бемоли, диезы, паузы.
|
19.
|
Тренажёр Правилка. Редактирование текста. Понятие «объект».
|
20.
|
Редактирование текста в редакторе Микрон. Беседы по приёмам редактирования. Приёмы форматирования текста.
|
21.
|
Копирование в текстовом редакторе Микроне. Сохранение и открытие файлов.
|
22.
|
Создание визитной карточки. Печать текстов на бумагу.
|
23.
|
Работа в режиме «Диктант». Особенности обработки текстовой информации Микроном и ПК.
|
24.
|
Текстовый редактор Блокнот и его отличие от Микрона. Редактирование в Блокноте.
|
25.
|
Отличие редактора от исполнителя. Правила написания рассказа в редакторе Блокнот. Самостоятельная работа.
|
26.
|
Повторение (редактор Художник). Составные области экрана. Инструментарий. Правила увеличения и уменьшения выбранного шаблона. Основное меню (режимы); Рабочее поле; Карандаш; Прямоугольник; Овал; Линейка; Текст; Лейка.
|
27.
|
Копирование и перемещение в редакторе Художник.
|
28.
|
Творческая работа с редактором Художник (создание рисунка, используя полученные знания).
|
29.
|
Знакомство с графическим редактором Paint. Простые возможности редактора. Создание рисунка.
|
30.
|
Знакомство с графическим редактором Paint. Простые возможности редактора. Создание рисунка.
|
31.
|
Повторение изученного материала. Тестирование.
|
32.
|
Резерв 3 часа (Можно изучать, за счёт данных уроков, программу для создания презентаций- PowerPoint.)
|
33.
|
34.
|
|