Программа элективного курса "Алгоритмизация и программирование математических задач"
Submitted by Светлана Ивановна Захарова on Sat, 03/11/2012 - 16:14
Пояснительная записка.
Основоположниками введения преподавания информатики в нашей стране (в 1985году) были академики А. П. Ершов и В. М. Монахов, которые значительное место отводили алгоритмизации и программированию математических задач. Разделы алгоритмизация и программирование являются одними из традиционных разделов в курсе информатики. Со временем значительно изменилось содержание курса информатики и его название. Наиболее существенные изменения произошли с переносом базового курса информатики в 7 – 9 классы общеобразовательной школы. На изучение раздела: «Алгоритмизация и программирование» отводится незначительное время или он выносится для дополнительного углубленного или профильного изучения.
Школьный курс математики содержит обширный материал, позволяющий создавать математические модели и применять алгоритмы при решении задач. В математике при решении задач от учащихся требуется умение оперировать абстрактными образами, что снижает наглядность решения данных задач. Программирование математических задач способствует повышению мотивации обучения, решаемые задачи становятся привлекательнее и интереснее. При этом происходит активный процесс развития логического, творческого мышления.
К одной из востребованных профессий в настоящее время относится профессия программиста. Предлагаемый элективный курс даёт возможность учащимся познакомиться с некоторой спецификой работы программиста и введёт их в незабываемый мир алгоритмизации и программирования.
Данная программа элективного курса «Алгоритмизация и программирование математических задач» предназначена для учащихся 9 класса, изучающих базовый курс информатики в 7-9 классах. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени. Этот курс относится к межпредметным, (математика и информатика), так как в нём рассматриваются вопросы, относящиеся как к учебной области математики, так и к учебной области информатика.
Содержание курса соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста по математике и информатике. Основное внимание в преподавании курса необходимо отвести таким понятиям, как математическая модель и алгоритм решения задачи. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с новым разделом информатики, таким как «Программирование», обучаются основным принципам составления алгоритмов и разработки программ на языке высокого уровня TurboPascal 7.0 на примере решения математических задач, выделяя при этом этапы решения задач на каждом уровне.
При изучении курса предусматривается проведение теоретических и практических занятий, выполнение проверочных и зачётных работ. Курс завершается проведением зачётной работы.
Цель курса: »Алгоритмизация и программирование математических задач»
познакомить учащихся с основами программисткой деятельности, с приёмами построения простых алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня TurboPascalна примере решения математических задач.
Задачи курса:
1) усилить процесс формирования у учащихся научного мировоззрения с помощью применения математических моделей при решении задач;
2) осуществить знакомство с программированием на базе математического материала;
3) использовать компьютер для анализа и лучшего усвоения алгоритмов решения математических задач.
Основное содержание курса:
Курс содержит разделы:
1. Математические модели реальных ситуации. (3 часа)
Роль и место математических моделей при решении алгебраических и геометрических задач. Составление и решение математических моделей задач с выделением этапов: составление математической модели, работа с математической моделью, анализ полученных результатов.
Решение задач по темам: «Площади многоугольников», «Длина окружности, площадь круга», «Теорема Пифагора», «Квадратные уравнения», «Числовые последовательности», «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Повторение:
Информатика:
Понятие модели: модели натурные и информационные. Виды информационных моделей.
Математика:
Нахождение площадей многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, произвольного четырёхугольника). Нахождение длины окружности, площади круга. Решение прямоугольных треугольников. Решение квадратных уравнений. Нахождение значения n– первых членов последовательностей и их суммы. Арифметическая и геометрическая прогрессии
2. Алгоритмы в математике.(5 часа)
Основные принципы составления алгоритмов. Составление алгоритмов для решения задач по темам:
3. Циклические алгоритмы: «Числовые последовательности», «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Повторение:
Информатика:
Понятие алгоритма. Исполнение алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры.
Математика:
Условие существования треугольника. Виды треугольников. Решение линейных и квадратных уравнений в общем виде.
3. Основы программирования математических задач на языкеTurbo Pascal. (9 часов)
Языки программирования, назначение, особенности. Среда TurboPascal. Структура программы. Величины и их типы.
Стандартные математические функции и арифметические действия. Операторы Паскаля. Операторы условного и безусловного перехода. Операторы цикла. Составление программ для решения задач из разделов 1 и 2. Реализация их на компьютере.
Методические рекомендации:
1. Математические модели реальных ситуации.
Изучение данного раздела необходимо начать с повторения понятия модели, видов моделей, особенно остановиться на информационных моделях и их формах представления. После этого рассмотреть роль и место математических моделей при решении алгебраических и геометрических задач. Составить и решить математические модели для предложенных задач.
Так как в данном курсе рассматриваются основные алгоритмические структуры, то необходимо рассмотреть математические задачи, содержащие их. Предлагается рассмотреть задачи по следующим темам: «Площади многоугольников», «Длина окружности, площадь круга», «Теорема Пифагора», «Квадратные уравнения», «Арифметическая и геометрическая прогрессии». При решении задач, необходимо рассмотреть следующие этапы, такие как составление математической модели, работа с математической моделью, анализ полученных результатов.
2. Алгоритмы в математике.
В этом разделе рассматриваются на конкретных математических задачах основные алгоритмические структуры: линейные, разветвляющие, циклические. Повторяются такие понятия, как алгоритм, исполнитель алгоритма. Необходимо при решении задач остановиться на свойствах алгоритма, разобрать основные принципы составления алгоритмов и записать их на языке блок – схем. Выделяется следующий этап решения задачи: составление алгоритма и его исполнение.
3. Основы программирования математических задач на языкеPascal.
Изучение данного раздела желательно начать с вопросов: «Сможет ли компьютер решить предложенные задачи по составленным алгоритмам?», «Что для этого необходимо сделать?». Рассматриваются последние этапы решения задач на компьютере – составление программы, реализация на компьютере, анализ полученных данных. Желательно рассмотреть вопрос «Языки программирования, их назначение и особенности», затем перейти к интегрированной среде программирования TurboPascal 7.0 и написать программы для решения предложенных ранее задач.
Данные разделы можно изучать последовательно или же параллельно (что более желательно) при рассмотрении решения определённых задач. В втором случае те или иные конструкции языка программирования (например TurboPascal 7.0) можно вводить по мере необходимости в процессе решения задач.
Для проведения аттестации учеников проводятся зачётные и проверочные работы № 1, 2, 3.
Примерное тематическое планирование:
№ п.п
Тема
Кол – во часов
Из них практич.
2
Математические модели реальных ситуаций.
Роль и место математических моделей при решении алгебраических и геометрических задач.
Составление и решение математических моделей.
Алгоритмы в математике.
Основные принципы составления алгоритмов. Составление алгоритмов для решения задач по темам:
Линейные алгоритмы: «Площади многоугольников», «Длина окружности, площадь круга»,«Теорема Пифагора»;
Основная задача курса состоит в ознакомлении учащихся с приёмами построения простых алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня TurboPascalна примере решения математических задач. Поэтому основная организация проведения аттестации учеников направлена на проверку практических навыков по составлению алгоритмов и написанию программ по решению задач из курса алгебры и геометрии 7 – 9 классов. Проверка знаний осуществляется в форме зачётных и проверочных работ.
Рекомендуемая литература
Абрамов С. А., Зима Е.В., “Начала Программирования На Языке Паскаль”, Москва: Наука, 1987.
Авербух А.В. " Изучение Основ Информатики И Вычислительной Техники ", Москва: Просвещение, 1992.
Алимов Ш.А. И Другие “Алгебра 8”, “Алгебра 9”, Москва: Просвещение, 2000.
Алтухов Е.В. И Др. " Основы Информатики И Вычислительной Техники.", Москва: Высшая Школа, 1992.
Атанасян Л.С. И Другие “Геометрия 7 - 9”, Москва: Просвещение, 2012.
Бабушкина И. А., Бушмелёва Н. А. и другие «Практикум по Турбо Паскалю», Москва: АБФ, 1998.
Ершов А.П., Монахова В.М. "Изучение Основ Информатики И Вычислительной Техники", Часть Первая, Вторая, Москва: Просвещение, 1985.
Ершов А.П., Монахова В.М. "Основы Информатики И Вычислительной Техники", Часть Первая, Вторая, Москва: Просвещение, 1988.
Карасев П. Н., “Задачи По Информатике”, Волгоград: Учитель-Аст, 2001.
Карасев П. Н., “Информатика(Программирование). 10 Класс. Поурочные Планы. Часть I”, Волгоград: Учитель-Аст, 2002.