Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки.
Нет ответов
Fri, 02/11/2012 - 20:35
Светлана Евгеньевна Деева
На сайте с: 30/05/2012
Баллы: 35
Духовно – нравственное воспитание личности на уроках музыки.
«Воспитание из всех святых дел самое святое».
Феофан Затворник.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
На уроках нужно найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Любви и Добра. Задача учителя музыки: развить способности эстетического сопереживания действительности и искусства. Работу на уроке строится так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку. Основная цель заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Урок музыки – это опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства. Учитель музыки должен на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Главное, что учитель должен сделать – научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Поэтому так актуален в музыкальном и художественном образовании аксиологический подход, который предполагает поиск «диалогической истины». На уроках музыку является не столько объектом изучения, сколько субъектом диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. На уроках музыки дети спорят, аргументируют своё мнение.
Слушание музыки (развитие способности восприятия ее) непременно имеет место на всех уроках во всех классах школы, как основа духовно-нравственного воспитания.
Слушание и исполнение русских классических и народных произведений оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей .
Слушая «Богатырскую симфонию» Бородина, хор «Славься» Глинки, симфонию №4 Чайковского, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди. Очень важно не забывать своё прошлое. На уроках музыки необходимо затрагивать тему Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов. Слушая музыку, смотря документальные кадры тех страшных дней, дети задумываются над смыслом жизни, «заглядывают» в себя, пытаются пережить чужую боль и страдания.
« Запоет школа - запоет вся страна» К. Ушинский.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам опыта работы дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Я считаю необходимо развивать у младших школьников способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему через песню. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Влияние народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей велико.
Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к народным традициям, является приоритетным направлением работы. Слушая народную и музыку ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Духовно-нравственное воспитание на основе традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Заключение
Из всех учебных дисциплин можно выделить несколько дисциплин, воспитывающих духовно-нравственное начало. Среди них есть конечно музыка, так как она развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»
Василий Сухомлинский
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи»
Духовно – нравственное воспитание личности на уроках музыки.
«Воспитание из всех святых дел самое святое».
Феофан Затворник.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
На уроках нужно найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Любви и Добра. Задача учителя музыки: развить способности эстетического сопереживания действительности и искусства. Работу на уроке строится так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку. Основная цель заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Урок музыки – это опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства. Учитель музыки должен на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Главное, что учитель должен сделать – научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Поэтому так актуален в музыкальном и художественном образовании аксиологический подход, который предполагает поиск «диалогической истины». На уроках музыку является не столько объектом изучения, сколько субъектом диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. На уроках музыки дети спорят, аргументируют своё мнение.
Слушание музыки (развитие способности восприятия ее) непременно имеет место на всех уроках во всех классах школы, как основа духовно-нравственного воспитания.
Слушание и исполнение русских классических и народных произведений оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей .
Слушая «Богатырскую симфонию» Бородина, хор «Славься» Глинки, симфонию №4 Чайковского, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди. Очень важно не забывать своё прошлое. На уроках музыки необходимо затрагивать тему Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов. Слушая музыку, смотря документальные кадры тех страшных дней, дети задумываются над смыслом жизни, «заглядывают» в себя, пытаются пережить чужую боль и страдания.
« Запоет школа - запоет вся страна» К. Ушинский.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам опыта работы дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Я считаю необходимо развивать у младших школьников способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему через песню. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Влияние народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей велико.
Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к народным традициям, является приоритетным направлением работы. Слушая народную и музыку ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Духовно-нравственное воспитание на основе традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Заключение
Из всех учебных дисциплин можно выделить несколько дисциплин, воспитывающих духовно-нравственное начало. Среди них есть конечно музыка, так как она развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»
Василий Сухомлинский
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи»
Аристотель