Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий внеклассного мероприятия по теме: "Операция Улусы ( о ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков)"

Фото пользователя Вера Ивановна Сорокина
Submitted by Вера Ивановна Сорокина on Fri, 02/11/2012 - 18:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сорокина Вера Ивановна и Кудрявцева Елена Викторовна
Место работы, должность: 
МБОУ "Лиманская СОШ №2", Сорокина В.И. - учитель математики, классный руководитель 10 "а" класса и Кудрявцева Е.В. - учитель истории и обществознания.
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Уровень образования: 
послевузовское профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

 

·        способствовать воспитанию у учащихся  понимания безусловной ценности жизни;

·        закрепить мысль о недопустимости насилия одного человека над другим;

·        вызывать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, сохранять память о них.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемое оборудование: 

 

·        компьютер;

·        мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: 

материал к уроку в форме компьютерной презентации.

Краткое описание: 
Внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических и литературно-художественных процессов и явлений во время ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков. Долгое время трагедия выселенных народов оставалась запретной темой. В отечественной историографии эта проблема до начала 90-х годов XX века не была объектом специального исследования. В течение нескольких десятилетий умалчивался даже сам факт депортации репрессированных народов. В статье сделана попытка осветить развитие историографии проблемы с указанием наиболее характерных публикаций.

 

Внеклассное мероприятие.

 

Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашёл друзей и вновь душой окреп

Средь лучших русских, средь щедрейших в мире

Деливших с нами и судьбу, и хлеб.

(Д.Кугультинов)

Ведущий 1:

Долгое время трагедия выселенных народов оставалась запретной темой. В отечественной историографии эта проблема до начала 90-х годов XX века не была объектом специального исследования. В течение нескольких десятилетий умалчивался даже сам факт депортации репрессированных народов. В статье сделана попытка осветить развитие историографии проблемы с указанием наиболее характерных публикаций.

 

 Ведущий 2:

В начале войны 28 августа 1941 года были выселены в восточные районы страны (Сибирь и Казахстан) все немцы. Следующими за ними 4 ноября 1943 года были выселены в Среднюю Азию карачаевцы. Затем 28 декабря 1943года в районы Сибири калмыки, 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию чеченцы и ингуши и 18 мая 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары, 8 марта 1944 были отправлены туда же балкарцы. По данным НКВД общее количество население страны, подвергнувшиеся насильственному выселению (депортации) составило 3336258 человек. Холодным декабрьским днём 28 декабря 1943 года более 80 тысяч калмыков (из них большая часть женщин и детей) были погружены в эшелоны и отправлены в Сибирь. С тех пор прошло 60 лет. Юные свидетели драмы давно повзрослели, но в  памяти их надолго сохранились картины из того лихолетья, а взрослые с особой болью и неохотой вспоминают эти времена.

 

 Ведущий 1

       Воспоминания очевидцев.

Вспоминает Екатерина Очировна Горяева:

 «За три дня до 28 декабря в наше село стали приезжать военные на больших крытых машинах, её семья жила в с. Щебенеры (между Песчаным и Заречным). Рано утром 28 декабря к нам в землянку вошли трое военных и сказали: «Собирайтесь! Вас, калмыков, выселяют в Сибирь». Я говорю: «Мой муж на фронте. Вот вчера получила письмо с фронта. У меня пятеро детей и престарелые родители, чем же мы провинились, что и старых и малых отправляют в Сибирь, но меня никто не слушал.  Велели срочно брать самые необходимые вещи, самые необходимое из еды, посоветовали сохранить письмо мужа и побыстрее грузиться в машины.  Именно так началась в тот день депортация калмыков. Привезли нас на станцию Зензели. там уже стояли вагоны,- их называли «телячьи». И нас стали туда сажать. Вагоны были оцеплены военными. К нам близко не подпускали никого из знакомых. Когда моя семья стада грузиться в вагон, один из конвоиров  взял у меня два узла с вещами и выбросил их. Начал кричать, что слишком много вещей взяла. Я со слезами стала просить вернуть узлы, ведь там были детские вещи. Но всё было напрасно…

Таков невесёлый рассказ этой старой, удивительной женщины, которую вправе можно назвать ровесницей века. За свою долгую жизнь она пережила многое: и плохое и хорошее. У неё было пятеро детей и престарелые родители, с которыми она выехала в Сибирь. Голод, холод и болезни унесли у неё свекровь, сына и двух дочерей. А муж в это время был на фронте, бил фашистских захватчиков, и только 9 августа 1945года он нашёл свою семью в Сибири. Вернулся с наградами: медалью «За отвагу» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне».

 

 Ведущий 2

Нимя Эрдни-Горяевич Басангов воспоминает:

«Утром 28 декабря, мы с отцом на повозке выехали из ворот своего дома, чтобы ехать за сеном для скота в соседний колхоз « Социалистический путь». В это время к нашему дому подошли трое военных с автоматами, затолкали нас обратно во двор и сказали: « Что, скрыться собирались? Давайте побыстрее собираетесь и идите к машине. Вас калмыков выселяют в Сибирь». В ту пору мне было 11 лет и жил я со свое семьёй в с. Долбан, на улице Почтовой (ныне Комсомольская). Двое военных остались охранять нас  с отцом во дворе, а третий вошёл в дом. Мать с сестрёнкой оставались дома. Когда солдат вывел их на улицу, они были испуганы, ничего не понимали, потому что русского языка не знали. Отец объяснил матери, что происходит и, обратившись к солдатам, попросил разрешения зарезать корову и собрать  тёплые вещи. Но они не разрешили. И так в чём были нас подвели к машине. Русская женщина-соседка подошла к нам и говорит: «Вы понимаете, куда вас повезут? Почему не взяли тёплые вещи? Тогда отец бегом вернулся в дом и успел взять два тулупа. Затем нас посадили в машину и повезли на ст. Зензели…»

 

Ведущий 1

Воспоминания Басанговой Усунцы Бадам – Гаряевны:

« По приезду в Сибирь В Красноярский край на станцию Капчала, выгрузили нас из вагонов и поселили кого в бараки, кого в брошенные домики. Там не было ни окон, ни дверей. Дали немного дров и угля, стали топить печи, но всё выдувало. Окна и двери закрывали чем попало, лишь бы было тепло. Сидели, спали, ели на нарах. На следующий день повезли в соседнее село в баню. Затем отметили всех по списку в комендатуре и сказали, что отмечаться будем 2 раза в месяц. Через 2-3 дня всех нас отправили семьями на работу на алебастровые шахты, где труд был очень тяжёлый и вредный для здоровья. А на открытых шахтах работали местные рабочие, там работать было легче. Потому что пыль не забивала глаза и нос. Эта шахта находилась в 12 км от посёлка. Я со своей семьёй – мама, бабушка, брат, сестра и я, попали на закрытую шахту. Жили в избушке (старая брошенная баня), где была печь, полки и больше ничего. Ещё подселили 3 человека. Всего в маленькой избушке нас было там 8 человек. Было холодно и голодно Мне было 15 лет, работала на шахте одна из моей семьи, потому что остальные члены семьи были очень больны, а сестрёнка была ещё маленькой. Работающим выдавали в день 600 гр хлеба, а иждивенцам по 200 гр. Кроме этого ходили в посёлок и меняли свои вещи на картошку. Например, одно платье на одно ведро картошки. Кожуру от картошки не выбрасывали, а запекали на плите печи до черноты и из неё заваривали чай. От холода и недоедания через 2-3 месяца умерла мама, а к лету умерла и бабушка. У брата обмёрзли ноги и его положили в больницу, но улучшения не было. К лету нас вывезли из шахт в другие места и заставили работать на лесоповалах. Опять же поселили в бараках, жили на нарах, отделившись от другой семьи какой-нибудь ширмой. К весне стало совсем голодно. Ходили по полям, выкапывали мёрзлую картошку, отогревали её, потом варили, толчили и запекали на плите лепёшки. Ходили в лес, собирали травы для чая, зёрна овса, камнем перетирали их и пекли лепёшки. Сначала сибиряки относились к нам с опаской, говорили, что мы людоеды, а потом, как они говорят: «…видим, что калмыки люди трудолюбивые, мирные, терпеливые», стали относиться с уважением, помогать нам: то принесут картошку, то яйца, то капусту. Жили дружно.

         В Сибири я потеряла всю свою семью, осталась одна. До сих пор я никак не могу понять, за что нашему народу пришлось испытать такие мучения, пройти путь через ад. Сколько людей потерял калмыцкий народ и по пути в Сибирь, и сколько похоронено там. Сколько горя перенесли мы в то время, никому этого не пожелаю. Сейчас мне около 80 лет, а в памяти часто всплывают те суровые и трудные годы холодной высылки».

           Конечно, многие калмыки из сказанного военными мало что понимали, да и что могли уразуметь плохо знающие русский язык старики, женщины и малые дети, оставшиеся в большинстве калмыцких семей, но одно запомнили точно: их, калмыков, выселяют по Указу, подписанному самим М. И. Калининым. А Михаила Ивановича, «всесоюзного старосту», знали многие.      

 Обстановка тогда была уже нервная, вскоре всем сообщили, что их высылают в Сибирь. Везли людей,  привыкших к солнцу, теплу, в далёкую Сибирь, в холодных товарных вагонах в студеные декабрьские дни. Причём «путешествие» длилось месяцы, а у людей не было: ни воды, ни пищи, ни хлеба, ни молока, чтобы кормить детей. На остановках, которые могли длиться несколько дней, (т.к. была война, объём перевозок по железной дороге был очень велик) выходить переселенцам запрещалось. Но, к счастью, живы в людях сострадание, любовь к ближнему. На незнакомых  станциях, незнакомые люди пытались помочь обездоленным, отрывая часть своего скудного  военного пайка. Страшные страдания испытывали миллионы обездоленных, которые неделями душились в холодных, грязных вагонах, тысячи умирали от холода, голода и болезней (до сих пор никто не знает, на каких безвестных полустанках покоятся тела их близких). Первыми  в вагонах  гибли дети, затем старики и ослабевшие взрослые. Сотни трупов оставались на полустанках, а живые  ехали навстречу неизвестности.

Люди истосковались по родным местам, где они родились, росли, где покоится прах их предков. Калмыки массами возвращались домой, не взирая на запрещения и трудности пути. В течение 1957-1959 года из различных районов Сибири, Средней Азии и Казахстана в родные места Калмыкии и районы Астраханской области возвратилось 72665 человек, а выселено было 91919 человек, прошли переучёт в 1949 году 73727 человек, умерло 16017 человек.

Приблизительно к июню 1957 года калмыцкое население, прибывшее из Сибири в Лиманский район достигло численности около 8 тыс. человек и проживало в следующих населённых пунктах:

Лиман – 510 человек;

Зензели – 140 человек;

Коря – Оля – Чанта – 1320 человек;

Зельма – 140 человек;

Бантир – 420 человек;

Яндыки – 390 человек;

Промысловка – 425 человек;

Айменким – 510 человек;

Шебенер – 490 человек;

Караванное – Михайловка – 310 человек;

Могота – Кюнкюня – 260 человек.

 

Ведущий 2

Прошло немало лет с того трагического дня, и сегодня оглядываясь в прошлое, следует всегда помнить, что правдивая, объективная с принципиальных позиций история о преступлениях прошлого нужна не только нам, живущим сегодня, но и нашим потомкам, которые с полным основанием, не боясь ничего, могли сказать своё решительное «Нет» любому насилию.

Часто старые жители Лиманского района собираются в своём кругу и вспоминают те самые времена в Сибири и жизнь в своём родном крае.

 

Ведущий 1

б) Экспедиция «Пояс Памяти» - по местам принудительных

работ в  Сибири.

          24 августа  2005 года при содействии депутата Госдумы  А.М. Буратаевой и при   патронаже губернатора А. А. Жилкина была организована поездка калмык в Новосибирскую область и Алтайский край в составе 15 человек из Лиманского района (приложение 4). В основном это были  люди, выселенные в детском возрасте из Долбанского района и люди, рожденные в Сибири. В Новосирской области и Алтайском крае они посетили места, где проживали во время ссылки и места, где были похоронены калмыки. Они привезли на могилы своих предков, похороненных в Сибири землю с их Малой Родины, возложили цветы и почтили их память (приложение 5). Вспоминали те тяжёлые лихолетья, встречались с людьми, проживающими в те времена с калмыками. 

 

 

 Ведущий 2:

За тысячу километров переселялись не только взрослый люд, но и дети, старики, инвалиды. Днем и ночью шли переполненные “раскулаченные” железнодорожные эшелоны, одна за другой плыли по рекам баржи, все дороги были забиты повозками и толпами людей. Они уже были лишены всех гражданских прав и для них придумали название “спецпереселенцы”. Стояли крик и плач, когда погружали на баржи и буксирные пароходы. Стучали по ночам в дома и давали 2 часа на сборы для отправки на спецпоселение. Люди в одночасье лишались всего, что было нажито.

Я был свидетелем всего,
Что Родину мою сгубило.
Я был и в мире оттого
Одной печалью больше было.

 

 Ведущий 1:   

В заключении хочется сказать, что ни в какой другой стране не пролилось такое море крови. Ни в какой другой стране не было заплачено миллионами человеческих жизней за установление нового общественного порядка. Как никакая другая, наша страна за короткий срок – немногим более семи десятилетий – пережила величайшие потрясения – гражданскую войну, голод 1921 года, 1932 – 1933годов, 1947 года, Великую Отечественную войну, массовую депортацию народов с родных мест, репрессии 30-х годов.

 

 Ведущий 2:

Всё это показало, что путём насилия невозможно решить никакие социально – экономические проблемы, что этот путь ведёт только в исторический тупик. Так давайте сделаем всё возможное, чтобы эти суровые годы истории в нашей стране больше не повторились.

 

Люди нашей Родины, душевно

Приклоните голову к земле!

Помяните тех, кто брёл этапом

К Индигирке в бесконечной мгле.

Эти люди все - единой меркой

Страшным ярлыком помечены.

«Враг народа», - вынесено «тройкой»,

Признаки надуманной вины.

Длинные рубли - не привлекали,

Блеск металла их не соблазнял.

Путь тяжёлый многим был последним,

Каждый ждал свой жизненный финал.

В небесах, курлыча, ровным строем

Журавли летели над тайгой.

На деревьях каркали вороны,

Труп, в траве узрев очередной.

Мать в тоске ждала родного сына

У окна, слёз много пролила.

За окном поблеклая рябина…

Нет надежды! Жизнь уже прошла!

Прикрепленный файл Size
конкурс.docx 316.98 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн