Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМИКУ

Submitted by Светлана Валерьевна Григорьева on чт, 01/11/2012 - 13:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Григорьева Светлана Валерьевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 59 г. Саратов

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Урок предназначен для повторения и обобщения материала темы &quot;Морфемика&quot; в 5 классе.&nbsp;</p>

 

ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМИКУ

5 класс

Тип урока: обобщающее повторение.

Цель урока: обобщить знания учащихся о частях слова (морфемах).

Задачи: 1. Систематизировать знания, умения, навыки по теме  «Состав слова».

                 2.Научить алгоритму разбора слова по составу.

                3.Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова

                4.Развить умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

                 5. Развивать речь учащихся.

                 6. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная  установка, круизная карта, карта  страны Морфемики, яхта,индивидуальные карточки.

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный,

Сегодня у ребят урок уж больно важный.

2. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся  в путешествие, но чтобы путешествовать, надо знать правила путешественников:

1. Всегда быть вместе, помогать друг другу.

2.Соблюдать правила безопасности.

Быть внимательными и наблюдательными, чтобы путешествие надолго запомнилось, и вы могли рассказать о нём своим друзьям.

- А куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете, убрав из слов парные согласные :

С,Ж,Ш,Т,Б,П,Р,Ф,В,А,Д,Т,Н,З,С,А

М,Г,К,О,Б,П,Р,Д,Т,Ф,З,С,Е,Г,К,М,Ж,Ш,И,Б,П,К,Д,Т,А.

- Верно, сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику. Целью нашего урока будет повторение и обобщение полученных знаний.  Страна Морфемика интересна тем, что состоит из островов, и мы  побываем на них. Но прежде чем попасть в эту страну, мы должны получить круизную карту. А чтобы её получить, мы должны будем ответить на вопросы.

- Что это за страна Морфемика? Там живут удивительные существа- морфемы.

- Что такое морфемы?

Какие части слова вы знаете?

- Итак, можно отправляться дальше. А напутствием для вас станет стихотворение С. Островского «Первородство» (Учащиеся читают стихотворение).

3.Путешествие по карте

- Мы отправляемся в путешествие и 1-ый остров-Окончание.

- Что такое окончание?

- В каждом ли слове есть окончание?

-Как найти окончание?

Для чего оно служит? Попытайтесь прочитать предложения из 1-го задания круизной карты. Почему не получается?

- Сделайте вывод, зачем нам нужны окончания?

-Следующий наш остров- Основа.

- Что такое основа?

-Из чего состоит основа?

 Слово состоит из 2-х частей. Каких?

- Выполните 2-ое задание из круизной карты ( на доске записывается придуманное слово).

- Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?

- Мы продолжаем путешествие и плывём к следующему острову. Слышим голоса: « Приплыли! Причаливайте! Выходите!»

- На каком острове мы оказались? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку?

- Выделите в этих словах приставку. Докажите ( на доске).

- На доске записаны слова К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла»

- Как вы понимаете эти слова? Докажите правильность слов писателя.

- Выполните 3-е задание (3 ученика у доски)

- Но что такое? Жители соседнего острова зовут нас в гости, даже мостик проложили. Пойдем? Водичка тёпленькая. Погодка чудненькая.

-На какой остров мы попали?

- Что такое суффикс?

- Что нужно сделать, чтобы выделить суффикс? Выделите суффикс в этих словах ( на доске записаны слова, 1 ученик выходит и выполняет задание).

- Почему эти морфемы ( приставка и суффикс) поселились рядом? Для чего они нам нужны?

- Выполните 5-ое задание ( 2 ученика на доске выполняют).

- Как называются такие суффиксы?

- Сделайте вывод, какую роль играют приставки и суффиксы?

4. Физкультминутка.

- Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте немножко отдохнём, позанимаемся физкультурой. Я буду называть однокоренные слова к словам  САД и ЛЕС. А вы, если услышите слово с корнем – ЛЕС-, встаёте, если с корнем –САД- - садитесь: ЛЕСНИК, САДОВНИК, ЛЕСНОЙ,САДОВЫЙ,ПЕРЕСАДКА,ЛЕСОПИЛКА,САДОВОД,ЛЕСНИЧИЙ.

-Молодцы, садитесь на свои места. На каком острове мы ещё с вами не побывали?

-Что такое корень? Для чего он служит?

- Выполните 6-ое задание (2 ученика выполняют на доске, сильные ученики получают индивидуальные карточки с  аналогичным заданием).

- Однокоренные ли эти слова? Почему?  Вспомните, как называются такие слова?

5. Игра «Составь слово».

-Вы хорошо потрудились, давайте теперь немного поиграем в игру « Составь слово»:

- из  слова ОБГОВОРИТЬ взять приставку,

- из слова  ДУМАТЬ взять корень,

-из глагола ЧИТАТЬ взять суффикс,

- из глагола ПЕТЬ взять окончание.

- Что за слово получилось?

- Вспомните порядок разбора слов по составу. Разберите это слово (1 ученик у доски).

- Мы путешествовали с вами на яхте « ПРЕКРАСНАЯ». Выделите в этом слове все морфемы ( 1 ученик разбирает слово на доске).

6. Сувенир из страны Морфемики.

Нам прислали сувенир из страны Морфемики.  Мне передали конверт, а в нём задание: прочитать слова и составить из последних букв новое слово , которое соответствует схеме: корень, суффикс, окончание (схема записана на доске).

Слова: круг, кенгуру, катер, карандаш, корабли, подарок, лиса,

-Какое слово получилось? Выделите в нём морфемы.

-Мы с вами побывали на всех островах, все успешно заполнили круизные карты. Но у вас было творческое домашнее задание: вы должны были сочинить сказки про морфемы. Мы сейчас их послушаем, но прежде я вам задам домашнее задание: составьте  и запишите текст о морском путешествии и в одном предложении выделите во всех словах морфемы.

- А теперь слушаем сказки ( уч-ся читают лучшие сказки).

7. Итоги.

8. Оценки.

- Мы сегодня с вами хорошо потрудились, многое повторили, вы молодцы, были активны на уроке, отвечали. Спасибо за урок.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн