Submitted by Светлана Валерьевна Григорьева on чт, 01/11/2012 - 13:10
ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМИКУ
5 класс
Тип урока: обобщающее повторение.
Цель урока: обобщить знания учащихся о частях слова (морфемах).
Задачи: 1. Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова».
2.Научить алгоритму разбора слова по составу.
3.Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
4.Развить умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
5. Развивать речь учащихся.
6. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная установка, круизная карта, карта страны Морфемики, яхта,индивидуальные карточки.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок уж больно важный.
2. Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но чтобы путешествовать, надо знать правила путешественников:
1. Всегда быть вместе, помогать друг другу.
2.Соблюдать правила безопасности.
Быть внимательными и наблюдательными, чтобы путешествие надолго запомнилось, и вы могли рассказать о нём своим друзьям.
- А куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете, убрав из слов парные согласные :
- Верно, сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику. Целью нашего урока будет повторение и обобщение полученных знаний. Страна Морфемика интересна тем, что состоит из островов, и мы побываем на них. Но прежде чем попасть в эту страну, мы должны получить круизную карту. А чтобы её получить, мы должны будем ответить на вопросы.
- Что это за страна Морфемика? Там живут удивительные существа- морфемы.
- Что такое морфемы?
Какие части слова вы знаете?
- Итак, можно отправляться дальше. А напутствием для вас станет стихотворение С. Островского «Первородство» (Учащиеся читают стихотворение).
3.Путешествие по карте
- Мы отправляемся в путешествие и 1-ый остров-Окончание.
- Что такое окончание?
- В каждом ли слове есть окончание?
-Как найти окончание?
Для чего оно служит? Попытайтесь прочитать предложения из 1-го задания круизной карты. Почему не получается?
- Сделайте вывод, зачем нам нужны окончания?
-Следующий наш остров- Основа.
- Что такое основа?
-Из чего состоит основа?
Слово состоит из 2-х частей. Каких?
- Выполните 2-ое задание из круизной карты ( на доске записывается придуманное слово).
- Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?
- Мы продолжаем путешествие и плывём к следующему острову. Слышим голоса: « Приплыли! Причаливайте! Выходите!»
- На каком острове мы оказались? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку?
- Выделите в этих словах приставку. Докажите ( на доске).
- На доске записаны слова К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла»
- Как вы понимаете эти слова? Докажите правильность слов писателя.
- Выполните 3-е задание (3 ученика у доски)
- Но что такое? Жители соседнего острова зовут нас в гости, даже мостик проложили. Пойдем? Водичка тёпленькая. Погодка чудненькая.
-На какой остров мы попали?
- Что такое суффикс?
- Что нужно сделать, чтобы выделить суффикс? Выделите суффикс в этих словах ( на доске записаны слова, 1 ученик выходит и выполняет задание).
- Почему эти морфемы ( приставка и суффикс) поселились рядом? Для чего они нам нужны?
- Выполните 5-ое задание ( 2 ученика на доске выполняют).
- Как называются такие суффиксы?
- Сделайте вывод, какую роль играют приставки и суффиксы?
4. Физкультминутка.
- Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте немножко отдохнём, позанимаемся физкультурой. Я буду называть однокоренные слова к словам САД и ЛЕС. А вы, если услышите слово с корнем – ЛЕС-, встаёте, если с корнем –САД- - садитесь: ЛЕСНИК, САДОВНИК, ЛЕСНОЙ,САДОВЫЙ,ПЕРЕСАДКА,ЛЕСОПИЛКА,САДОВОД,ЛЕСНИЧИЙ.
-Молодцы, садитесь на свои места. На каком острове мы ещё с вами не побывали?
-Что такое корень? Для чего он служит?
- Выполните 6-ое задание (2 ученика выполняют на доске, сильные ученики получают индивидуальные карточки с аналогичным заданием).
- Однокоренные ли эти слова? Почему? Вспомните, как называются такие слова?
5. Игра «Составь слово».
-Вы хорошо потрудились, давайте теперь немного поиграем в игру « Составь слово»:
- из слова ОБГОВОРИТЬ взять приставку,
- из слова ДУМАТЬ взять корень,
-из глагола ЧИТАТЬ взять суффикс,
- из глагола ПЕТЬ взять окончание.
- Что за слово получилось?
- Вспомните порядок разбора слов по составу. Разберите это слово (1 ученик у доски).
- Мы путешествовали с вами на яхте « ПРЕКРАСНАЯ». Выделите в этом слове все морфемы ( 1 ученик разбирает слово на доске).
6. Сувенир из страны Морфемики.
Нам прислали сувенир из страны Морфемики. Мне передали конверт, а в нём задание: прочитать слова и составить из последних букв новое слово , которое соответствует схеме: корень, суффикс, окончание (схема записана на доске).
-Мы с вами побывали на всех островах, все успешно заполнили круизные карты. Но у вас было творческое домашнее задание: вы должны были сочинить сказки про морфемы. Мы сейчас их послушаем, но прежде я вам задам домашнее задание: составьте и запишите текст о морском путешествии и в одном предложении выделите во всех словах морфемы.
- А теперь слушаем сказки ( уч-ся читают лучшие сказки).
7. Итоги.
8. Оценки.
- Мы сегодня с вами хорошо потрудились, многое повторили, вы молодцы, были активны на уроке, отвечали. Спасибо за урок.