1.Организационный момент ( психологическая подготовка учащихся к уроку, запись темы урока, объявление цели урока)
2.Проверка домашнего задания
-работа у доски (2 чел.): записать синонимы (антонимы) к данным словам. Какие слова называются синонимами (антонимами)?
Карточка 1 Карточка 2
Отечество - Защита -
Книга – Благородство -
Вершина – Дружба -
Великий – Миролюбивый -
Трудиться – Весело-
Великолепный - Незабвенный -
3. Постановка проблемного вопроса «Почему 4-хлетняя девочка не поняла выражение мамы «оглянуться не успеешь»?
СЛАЙД 1 . ( Чтение учащимися фрагмента из книги Корнея Чуковского «От двух до пяти»)
« Девочка спрашивает у мамы, скоро ли наступит лето.
-Скоро, ты оглянуться не успеешь.
Девочка странно вертится, озираясь вокруг.»
-Почему девочка не поняла маму? - ( «оглянуться не успеешь» - фразеологизм. Устойчивые выражения (фразеологизмы, идиомы, афоризмы) нельзя понимать буквально. Это более сложные языковые единицы.
-Вспомните, что такое фразеологизм? Приведите примеры. Прочтите примеры на доске, объясните их лексическое значение.
СЛАЙД 2:
За семь вёрст киселя хлебать, сматывать удочки, голову повесить, сесть в калошу, вставлять палки в колёса, белая ворона, наврать в три короба.
-Каким способом объяснения лексического значения Ф. вы пользовались? (подбор синонимов)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
СЛАЙД 3:
Фразеологизмы – это устойчивые по составу и структуре, лексически неделимые и целостные по значению словосочетания. Употребляются как единое целое, неразложимое и не своих частей внутри себя допускающее перестановки. Вступают в синонимичные и антонимичные отношения с другими словами.
Зарубить на носу – запомнить (забыть) Стоять на своём - упорствовать (уступить)
Повесить голову - грустить (веселиться) пятки сверкают – быстро мчаться (медленно)
Немой диктант. Подобрать фразеологизмы к рисункам.
СЛАЙД 4: Разграничение свободных словосочетаний и фразеологизмов.
Свободные словосочетания
фразеологизмы
Золотое кольцо
Золотая рожь
Медвежья берлога
Медвежья услуга
Сматывать нитки в клубок
Сматывать удочки
СЛАЙД 5
Признаки с\с
Признаки фраз.
Слово заменяемо другим, смысл слов самостоятелен
Слова не заменяемы, теряют самостоятельный смысл
Создаются в процессе речи. Не требуют запоминания.
Используются готовыми. Необходимо запоминать.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Задания группам: заменить данные фразеологизмы словами
Как снег на голову – неожиданно
Держать ухо востро – быть бдительным
Семь вёрст до небес – далеко
После дождичка в четверг - никогда
- Мы доказали, что фразеологизм – неделимое словосочетание, поэтому в предложении он является одним членом предложения: Все было видно как на ладони ( отчётливо)
_._._._._._._._.
Слайд5: К фразеологизмам в левом столбике подобрать синоним из правого столбика