1.Приём " Мордашки". (Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками).
2.Распределение ролей среди учащихся на урокеметодом жеребьёвки:
· "Фома-неверующий"(как только звучит нечто вызывающее у ученика сомнение, "Фома-неверующий"говорит: " Не верю" или "Докажи, что...");
· "Психолог"(оценивает эмоциональную атмосферу на уроке, степень дружественности, может оценить и учителя);
· "Спикеры"(руководители групп).
II.Проверка домашнего задания
" Тест-контроль"(Укажи букву ответа к следующим вопросам)
1.Иудаизм- религия, которая провозгласила:
а) единого Бога творцом Вселенной;
б) нескольких Богов творцами Вселенной.
2. Как иудейская традиция представляет Бога?
а) Бог господствует над небом;
б) Бог господствует над человеком;
в) Бог господствует над всем существующим: небом, землёй, живой и неживой природой , человечеством и человеком в отдельности.
3. Как в иудаизме выполняют заповедь " Не произноси имени Бога попусту"?
а) повседневно на иврите вместо имени Бога говорят слово Ашем;
б) в русском языке слова пишут с пропуском одной буквы: Б_г, Г_сподь;
в) заповедь знают, но не выполняют её.
4. Что помогло евреям, живущим во многих странах, сохраниться как единому народу?:
а) образование; в) религия и культура;
б) наука; г) общение.
5. Какой памятник русской культуры аналогичен содержанию Торы?:
а) Успенский собор;
б) Библия;
в)русские народные сказки.
III. Сообщение темы урока.
1. Игра "Да- нетка".Я загадала предмет, о котором сегодня на уроке пойдёт речь.
- Пытайтесь найти ответ, задавая вопросы .На ваши вопросы я буду отвечать словами: "да", "нет", " и да , и нет".
- Сегодняшний урок мы посвящаем изучению главной книги иудаизма -Торе.
2. Приём "ЗХУ "
IV. Погружение в тему урока.
- Тора является священной книгой иудеев.
- Какая книга считается священной для христиан?
Священные книги разных религий были написаны в глубокой древности. Верующие люди считают, что чтение священных текстов делает их добрее, нравственнее.
Вот как об этом говорится в восточной притче.
1. Работа над притчей.
«Один старик жил вместе со своим внуком высоко в горах. Каждое утро дед читал священные книги. Внук старался быть похожим на него и во всём подражал дедушке. Однажды мальчик спросил: «Дедушка, я стараюсь читать священные книги так же, как и ты, но не понимаю их. Так какая польза в их чтении?
Дед, клавший уголь в печь, остановился и ответил: « Возьми корзину для угля, спустись к реке, наполни её водой и принеси сюда». Мальчик старался выполнить поручение, но вся вода вытекала из корзины до того, как он успел вернуться домой. Рассмеявшись, дел сказал: « Попробуй идти быстрее». В этот раз мальчик бежал быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой. Сказав деду, что невозможно принести воду в корзине, мальчик отправился за ведром
Дед возразил: Мне нужна корзина воды, а не ведро. Ты просто недостаточно стараешься». Мальчик снова набрал воды в реке и побежал так быстро, как только мог. Но кода он увидел деда, корзина была пустой. «Видишь, дедушка, это бесполезно!»- подытожил выдохшийся внук. Так ты думаешь это бесполезно? Взгляни на корзину!»- ответил дед.
Мальчик посмотрел на неё и увидел, что чёрная от угля корзина стала абсолютно чистой.
Сынок, вот что происходит, когда ты читаешь священные книги. Они меняют тебя изнутри ».
(Работа по анализу притчи ведётся с использованием приёма "Водоворот" )
Вопросы для групп:
1. Какую роль в жизни человека играет чтение?
2. Нужно ли прислушиваться к совету других людей?
3. Каким видом деятельности можно заменить чтение книг?
4. Почему верующие люди считают чтение священных книг очень важным и нужным занятием?
2.Работа над текстом учебника. с. 10-13
а) Рассказ учителя.
Слово Торав переводе на русский язык означает " учение". Тора состоит из пяти книг, поэтому её также называютПятикнижием(ЗакономМоисеевым)- по имени пророка Моисея ( Моше), через которого Бог даровал людям Тору.
б) Работа с о словарём. Толкование слов: учение, закон, пророк.
в) Сообщение "Пророк Моисей",подготовленное учеником заранее к уроку.
- С древних времён до наших дней Тору пишут вручную на пергаменте чёрными чернилами. Для хранения используют футляр из ткани или дерева. К пергаменту запрещено прикасаться руками, поэтому при чтении свитка пользуются особой указкой ( яд).Тору хранят в синагогах (молитвенные дома иудеев) в особом шкафу.
- Вот названия книг Торы: Берешит( Бытие),
Шмот( Исход),
Ваикра(Левит),
Бемидбар(Числа),
Дварим( Второзаконие).
Тора- главная книга иудаизма.
г) Чтение учащимися первого отрывка.
В книгах Торы рассказывается о Сотворении мира и человека, о начале еврейской истории.
- О чём рассказывается в книгах Торы?
3. Просмотр мультфильма " Сотворение мира"
4. .Работа над текстом учебника. с. 10-13
а)Чтение учащимися второго отрывка.
б)Работа с о словарём. Толкование слов: Шабат, мицвот.
Тора- это также главный иудейский Закон, устанавливающий для евреев нормы и правила поведения, указывающий ему цель в жизни .Тору евреи учат всю жизнь, постигая в ней всё новые и новые смыслы.
Каждую неделю, в Шабат, читают очередной отрывок из Торы- для этого её текст разделён на недельные главы .Проходит неделя за неделей, и за год евреи прочитывают всю Тору, от начала до конца . Завершение годового цикла чтения Торы - большой праздник, называемый Симхат Тора( Радость Торы).Радость эта состоит ещё и в том, что она вечна : наступает следующий Шабат, и евреи начинают читать Тору заново, с первой главы.
Тора содержит 613 заповедей- мицвот- добрых дел, которые приближают иудеев к Богу. Главными заповедями Торы считаются десять.
в) Работа над содержанием отрывка.
Дополни высказывания:
1. Тора- это закон для иудеев , который учит евреев ... и ... поведения.
2. У россиян этот день носит название-суббота, а у евреев ... .
3. Радость Торы заключается в том , что евреи начинают ..... .
4. Главными в Торе считаются ......
5. Ситуативная игра. Театрализация.
Однажды к еврейскому мудрецу Гилелю пришёл язычник и сказал:
- Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы за то время, которое я смогу простоять на одной ноге.
-Ребята, как вы считаете, сможет Гилель выполнить просьбу язычника?
Предположения детей.
Гилель ответил:
-Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное- толкования.
Эти слова называют "золотым правилом Гигеля", а изложенный в них принцип воспринят многими народами и считается главным правилом человеческой морали.
-Ребята, как вы понимаете слова мудреца Гилеля о сути Торы?
V. Актуализация полученных знаний.
1. Приём "Взаимоопрос" (работа в парах) :
Карточка 1.
Соотнеси термины и определения.
Синагога Пятикнижие Моисея.
Тора суббота, особый день, связанный с памятью о седьмом
дне Творения.
Закон заповеди добрых дел , описанных в Торе.
Шабат молитвенный дом евреев.
Мицвот свод правил( норм),обязательных к исполнению.
Карточка 2.
Верны ли утверждения?
Иудаизм - религия арабов.
Слово Тора на русский язык обозначает "учение".
Симхат Тора- начало годового цикла чтения Торы.
Тора - главный иудейский закон.
"Золотое правило Гилеля" гласит: " Сделай всем плохо, а тебе будет хорошо".
VI. Рефлексия.
а) Приём " Синквейн" ( работа в группах).
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Тора
священная, древняя
помогает, учит, наставляет
Чтение-лучшее учение.
Закон
б)Приём " Опрос- итог."
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Чему научились?
-Что узнали по теме урока?
в) Выступление " психолога".
г)Приём " Мордашки". (Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками).
VII. Домашнее задание.
1. Запишите в словарик новые термины и понятия.
2. Найди в дополнительных источниках 10 основных заповедей Торы.
3.(творческое) Через рисунок попробуй выразить смысл "золотого правила Гилеля".