· дидактический материал: карточки со словами, словари.
Этапы урока
1. Вводный этап.
Вера Ивановна (В.И.):Здравствуйте, дети!
Ольга Викторовна (О.В.): Hello, children.
Sitdown, please.
Мотивация детей к учебной деятельности.
В.И.:Как вы видите перед вами сегодня 2 учителя, такой необычный урок.
Два учителя - учитель русского и учитель английского языков – учителя – филологи. Как вы думаете, что такое наука филология? Где более точно можно узнать об этом? - Обратимся к словарю. Вот как об этом говорит толковый словарь. (Чтение текста из словаря учеником) Филология - наука о языке и литературе.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
О.В.:Овладеть языком непросто, а тем более иностранным, так как необходимо запоминать такое большое количество слов и терминов.
Как вы думаете, есть ли что-то такое в языках, что происходит одинаково, объединяет языки?
Давайте посмотрим на некоторые русские и английские слова:
Какая особенность объединяет эти слова?
перерисовать rewatch
неизвестный unhappy
водитель a teacher
морозный cloudy
домохозяйка a housewife
овощевод a Walkman
Затрудняетесь ответить. Вам не хватает знаний, вот мы и попытаемся на уроке это узнать.
2. Основной этап.
Упражнения в определении новых знаний и первичное закрепление:
Способы образования слов с помощью приставки.
В.И.:I1.Язык потому и верно служит людям, что все слова в нём дружно работают при помощи своих помощников (приставка, суффикс, сложение слов)
а)Обратите внимание на данные слова. Что общего в них?
переделать соблюдать
обвести записать
нарисовать передумать
перечитать выделить
избежать пересмотреть
узнать подобрать
б)Изкаждой группы выберите слово, которое имеет общий признак. (выбираются слова с приставкой пере-)
в)Что же объединяет эти слова? - Приставка пере-.
г)Какое значение получает слово, когда добавляется приставка пере-.
- Получается действие в значении снова, заново, вновь.
О.В.: 2.В английском языке можно сделать то же самое. Получить действия в значении снова, заново, вновь.
а)Попробуйте догадаться, как выглядит эта приставка в английском языке.
redo
rethink
reread
rewatch
redraw
Фон. зарядка
б)Что означают эти слова?
3.Работа по группам.
На доске появляются по очереди картинки.
В.И.:Итак, мы запомнили приставку пере- иre-,
А теперь по очереди попробуйте образовать данное действие со значением «сделать заново» по-русски и по-английски.
писать – переписать; write- rewrite
мыть – перемыть; wash- rewash
петь – перепеть; sing- resing
звонить – перезвонить; phone- rephone
стелить – перестелить; make-remake
рисовать – перерисовать; draw- redraw
О.В.:Итак, какая же часть слова участвовала в образовании русских и английских слов?(приставка)
В.И: II1.A) Продолжаем работать с приставками, попробуйте образовать слова с противоположным значением, используя при этом приставку.
счастливый - _______
добрый - _______
известный - _______
интересный - _______
здоровый - _______
Б)Что помогло нам образовать слова с противоположным значением? (приставка не)
О.В.а)Давайте вспомним, как эти прилагательные звучат по-английски:1 happyи т.д.
б)Перед вами различные приставки попробуйте выбрать приставку, которая придаёт отрицательное значение. – un
В.И.Вывод:Итак, какая же часть слова участвовала в образовании русских и английских слов? - (приставка, способ словообразования приставочный)
2. Способы образования слов с помощью суффикса
В.И.: Давайте рассмотрим другие способы образования слова.
I1.Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону.
a)Образуйте слова по аналогии и запишите на карточке.
1 писать - писатель
2 читать - _______
3 учить - _______
4 водить - _______
Самопроверка по слайду.
б)С помощью чего образованы слова? (суффикс тель-)
в)Что означают образованные слова? – профессию, род деятельности
г)Попробуйте назвать сами любые профессии, выделите суффикс в слове. От какого слова образовалось ваше слово?
О.В.:2.a)Попробуйте образовать слова тем же способом по-английски на другой стороне карточки. В английском языке слова, обозначающие род и профессию , образуются с помощью суффикса –er. Образуйте существительные от данных глаголов.
read - reader
write - writer
teach - teacher
drive– driver
Какой вывод мы можем сделать.
Мы определили закономерность образования слов в русском и английском языке.
Фон. зарядка
О.В.:3.Работа по карточкам.
Ромашка. Задание:
Назовите деятельность или профессию людей, выполняющих указанную работу:
Прыгать - (прыгун) - jump- jumper
Бежать - (бегун) - run- runner
Строить - (строитель) - _______ - _______
Петь - (певец) - _______ - _______
Охранять – (охранник) - _______ - _______
Воспитывать - (воспитатель) - _______ - _______
О.В:Какую часть речи вы получили? (существ.)
Из какой? (из глагола)
В английском языке такая же закономерность, как и в русском. Некоторые существительные образуются от глаголов.
О.В:IIДавайте посмотрим можно ли образовывать другие части речи.
а)Задание: слова разрезаны пополам, попробуйте соединить две части слова и напишите на листке, от какого слова они образованы.
Облач/ный - облако
Cloud/y– a cloud
Туман/ный - туман
Fog/gy- fog
Мороз/ный - мороз
Frost/y- frost
Солнеч/ный -солнце
Sun/ny - sun
Дожд/ливый- дождь
б) Какая часть была первоначально, а какая образовалась?
в) Какую часть слова необходимо добавить к корню, чтобы получилось новое слово?
(суффикс – в русском языке – н, в английском языке - y)
В.И.:Вывод:Назовите второй способ образования новых слов в русском и английском языках.(суффиксальный)
3. Словообразование с помощью сложения двух слов
В.И.:IIIКакой способ образования слов вы ещё знаете?
1. а)Сложите слова в одно слово (устно)
Стол, тумба - стол-тумба:
Звёзды падают – звездопад
Хлебный завод – хлебозавод
Лес рубит – лесоруб
Басни пишет – баснописец
Утиный нос - утконос
Оружие носит – оруженосец
б)С помощью каких частей образовались новые слова? (Сложением двух слов, корней)
О.В.:
2.А в английском языке встречали ли вы такие слова? Попробуйте соединить две части, чтобы получить новое слово.
Toy, bear –toy-bear
Snow, ball –snowball
Foot, ball -football
Rain, fall –rainfall
Sun,shine–sunshine
Физ. минутка
3. Завершающий этап
Рефлексия учебной деятельности
В.И.: Вывод:
Какой 3 способ образования есть и в русском языке и в английском языках? (сложение)
Как можно озаглавить этот слайд (способы образования слов)
Вывод: Как мы определили в русском и английском языках есть одинаковые способы образования новых слов: с помощью суффикса, приставки и сложения корней, основ, двух слов.
Cможем ли мы теперь ответить на вопрос, который возник в самом начале урока?
Возвращение к первой таблице.
1.Что общего вы увидели в словах русского и английского языка?
2.Назовите слова, образованные
а)приставочным способом в русском, в английском.(на слайде показываются выделенные морфемы)
б)Суффиксальным способом?
в)Способом сложения двух слов?
О.В.: Вывод:Какие у вас появляются возможности в изучении языков, когда вы знаете способы словообразования?
1 Изучение языков становится более эффективным, более быстрым (при помощи приставок, суффиксов, сложением можем образовать много новых слов)
2 речь более разнообразна
3 возможность определить часть речи (в английском языке)
4 возможность определить значение слова (по приставке, суффиксу или входящему в состав слову)
5 развивает умение размышлять и анализировать
6 даёт возможность более научного подхода к языку.
В.И.:Творческая работа
Давайте попробуем использовать полученные знания и придумаем сказку на русском языке.
Начало сказки такое: «Собрались у воды родственники…..»
Но сначала давайте напишем, как можно больше родственников воды, которые пришли к ней. При этом используйте все изученные способы словообразования.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. По очереди каждая группа называет по гостю.
В.И:А теперь попробуйте дать оценку своей деятельности. Обведите один вариант ответа:
«Своей работой на уроке я …»
а) доволен (-льна)
б) не совсем доволен (-льна)
в) не доволен (-льна), потому что … .
О.В.: Д/З:1. по русскому: Придумайте продолжение сказки о воде, используя как можно больше образованных слов.
2. по-английски: Найдите 3 английских слова и образуйте от них как можно больше других слов.
На: Словообразование
Содержательный и информативный урок, возьму его в свою копилку.