Образовательная программа дополнительного образования детей "Музыкальный театр"
Submitted by Ольга Михайловна Придчина on Tue, 30/10/2012 - 14:57
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Районный центр детского творчества»
Комитет образования Гатчинского муниципального района
Принята на педагогическом совете Утверждена директором МОУ ДОД «РЦДТ»
Протокол №___ от «___» 2012 года Приказ №___от «___»_________2012 года
________________ Михайлова Е.Н.
Образовательная программадополнительного образования детей
«Музыкальный театр»
Гр. №2
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Придчина Ольга
Михайловна
Педагог дополнительного образования
2013 г.
Информационная карта программы.
Направленность: художественно – эстетическая.
Творческое объединение: «Музыкальный театр»
Педагог: Придчина Ольга Михайловна
Вид программы: модифицированная.
Тип программы: образовательная.
Целевая установка: познавательная.
Уровень усвоения: общекультурный.
Образовательная область: искусство.
Возраст обучаемых: 7-8 лет
Форма организации: групповая и индивидуальная.
Срок реализации: 1 год.
По характеру: ознакомительная.
Структура программы детского объединения
«Музыкальный театр»
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
I.Пояснительная записка
1. Направленность
Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность.
2. Новизна
Заключается в том, что в программе используются
информативно-коммуникативные и педагогические технологии.
Игровой метод обучения
образовательный процесс направлен на формирование музыкально-исполнительской культуры детей, которая является частью художественной культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер.
В программе интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. использование в работе детского объединения информативно-коммуникативных технологий.
3. Актуальность
В условиях дополнительного образования детей музыкально-театральное искусство занимает существенное место. Практика показала целесообразность организации такого объединения, так как его деятельность благотворно влияет на развитие творческого начала учащихся младшей ступени, оказывает существенное влияние на нравственное и эстетическое развитие детей.
Детское объединение создано на основе анкетирования родителей первоклассников, а так же по их просьбе.
Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
4. Педагогическая целесообразность
Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Цель образовательной программы:
Формирование навыков и умения в области актёрского мастерства, вокально-хорового исполнительства.
Воспитать у учащихся умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
Развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение.
6. Отличительная особенность программы.
В том, что во время проведения занятий использованы разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительный, информационный.
Использованы такие формы занятий, как беседы, ролевые игры, двигательные упражнения, вокально-хоровая работа, слушание музыкальных произведений и создание их пластических образов, просмотры эпизодов музыкальных спектаклей.
Применяются информационные технологии, что способствует вовлечённости, заинтересованности ребят, расширение их кругозора.
Программа позволяет доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, в музыкальном спектакле реализовывать потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.
Программа даёт возможность детям перевоплотиться из учеников в дирижёра, музыканта шумового оркестра, режиссёра, актёра, зрителя, поверить в свои силы , побороть застенчивость и наоборот чрезмерную активность.
Принципы построения программы:
Принцип научности;
Принцип комплексности;
Принцип последовательности;
Принцип доступности;
Принцип сочетания индивидуального и комплексного образования;
Принцип активной деятельности учащихся;
Принцип гуманистической направленности;
Принцип связи теории с практикой;
Принцип преемственности;
Принцип единства эмоционального и сознательного;
.
7.Возраст детей.
Программа обучения в детском объединении «Музыкальный театр» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 8 лет.
8. Срок реализациипрограммы: 1 год.
9. Формы и режим занятий.
В данной образовательной программе используются такие формы занятий как беседа, репетиция, занятие-путешествие, творческие обсуждения, чтение и просмотр сказок, игра, творческая мастерская.
Иметь представление о театре как виде искусства, особенностях театра.
Как правильно вести себя на сцене во время репетиций и на спектакле
Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании.
По окончанию курса учащиеся должны уметь:
Правильно вести себя на сцене во время спектакля
Разбираться в театральных терминах, отражать свои впечатления в словесной форме.
Правильно произносить текст в исполняемых сказках
Выражать свои впечатления в доступной форме: в виде игры, рисунка, поделки.
Играть на детских шумовых инструментах.
Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.
Оценка уровня обучения.
Время проведения
Параметры
Критерии
Показатель
Оценка уровня
Метод
Сентябрь
Январь
Май
Обучение навыкам актерского мастерства, вокально-хоровому пению;
1.соотношение силы звука своего голоса в хоровом звучании
2.понимание основных театральных терминов
3.умение грамотно произносить текст в обыгрываемых сказках
4. умение предать настроение и характер героя
1. Правильное интонирование выученной партии
2.правильное применение и оперирование сценическими терминами
4.создание сценического и литературного образа в предложенных сказках
В стремление к овладению актёрскими и вокально-хоровыми навыками
С – не всегда правильное произношение текста и оперирование сценическими терминами
Н – отсутствие желания работать над собой
Наблюдение
Прослушивание
Оценка уровня воспитания.
Время проведения
Параметры
Критерии
Показатель
Оценка уровня
Метод
Сентябрь
Январь
Май
воспитание у учащихся
умение работать в коллективе.
1.умение слушать других и быть услышанным
2.выражение дружелюбия и доброжелательности на занятиях
3.дисциплинированность на занятиях и выступлениях
4. умение чётко выполнять требование педагога
1. проявление терпения и уважения к другим участникам занятия
2. умение радоваться и уважать успехи других детей
3.чёткое выполнение требований педагога
4.ответственное отношение к занятиям и поручениям
В проявляет интерес к занятиям, доброжелателен, трудолюбив, организован
С – частичный интерес к занятиям, часто невнимателен
Н – проявляет пассивное отношение, невнимателен, неорганизован
Наблюдение
Оценка уровня музыкального развития учащихся.
Время проведения
Параметры
Критерии
Показатель
Оценка уровня
Метод
Сентябрь
Январь
Май
Развитие памяти, произвольного внимания, творческого мышления и воображения.
1.быстрое запоминание музыкальных фраз, частичное запоминание целого предложения
2.проявление элементов музыкальной импровизации
3.хорошо развито воображение, быстро включается в процесс
4 интерес к выступлениям, спектаклям
1. Высокий показатель музыкальной памяти, ритма
2.проявление самовыражения и самопознания
3.проявление интереса ко всему новому
4.активное посещение занятий и выступлений
В – стремление достичь хороших результатов, творческий рост
С – средние музыкальные способности, развитие проходит медленно
Н – музыкальные способности на первоначальном уровне
Наблюдение
Прослушивание
11. Формы подведения итогов реализации программы:
Отчётный спектакль для родителей и сотрудников МБОУ «Высокоключевая СОШ»
II. Учебно – тематический план.
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего часов
теория
практика
1-3
Раздел 1. Введение в мир театра.
Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.
16 час.
6
10
4-6
Раздел 2. Мир вокруг нас.
16 час.
6
10
7-11
Раздел 3. Как звучат слова.
16 час.
4
12
12-14
Раздел 4. Волшебной музыки страна.
16 час.
5
11
15-17
Раздел 5. С песенкой по лесенке.
8 час.
3
5
Итого
72
24
48
III. Содержание учебного курса.
Раздел 1.Введение в мир театра.16 часов.
1. В чем сила искусства.
Теория:
Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.
Вступительная беседа о музыкальном театре
Практическая работа: Составление правил поведения в театре.
2. Давайте познакомимся.
Теория:
Беседа - представление о занятиях. Краткое ознакомление учащихся с содержанием программы в форме необычного путешествия.
Практическая работа:Контактные и сюжетно-ролевые игры. Игры – упражнения на развитие слухового внимания..
3. Вместе весело играть.
Теория:
Беседа оразвитии у детей умения действовать в коллективе.
Практическая работа:Игры – упражнения на развитие слухового внимания. Групповой, игровой практикум. Игры «Театр на столе».
Раздел 2.Мир вокруг нас.16 часов.
4.Здравствуйте, меня зовут Искусство!
Теория:
Беседа о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, цирк, музей. Просмотр видео- и фотоматериалов.
Практическая работа:Игры: «Превращение комнаты», «Художник и краски», «Игра в оркестр».
5. Азбука театра.
Теория:
Беседа о видах театра и театральных постановок: Драматический, музыкальный, оперный, кукольный, пальчиковый, театр одного актёра.
Практическая работа:игровой кастинг на лучшие исполнительские качества.
6. В гостях у сказки.
Теория:
Беседа о формировании творческой художественно-речевой деятельности на примере сказок, об умении осмысливать содержание художественного произведения, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Просмотр диафильмов.
Практическая работа:
Чтение и проигрывание фрагментов сказок, инсценировка отдельных эпизодов. Игры: «Сказка на руках», «Превращение комнаты», «Мозаика сказок». Игровой тренинг.
Раздел 3. Как звучат слова. 16 час.
7. Весёлая гимнастика.
Теория:
Развитие навыков концентрации внимания и координации движений. Дыхательная гимнастика, элементы медитации и релаксации.
Беседа об устройстве речевого аппарата и звукообразовании.
Практическая работа:Упражнения на развитие речевого аппарата. Голосо – речевой тренинг.
9. Играем пальчиками и развиваем речь.
Теория:
Работа с пособием В.Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь»
Практическая работа:Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.
10. Забавные чистоговорки.
Теория:
Работа с пособием Т.Куликовской «Забавные чистоговорки»
Практическая работа: Голосо-речевой тренинг. Игры со словами. Заучивание чистоговорок.
11. Игры-говорилки.
Теория:
Беседа о правильном звукообразовании, о развитии интонационной выразительности речи.
Практическая работа:голосо – речевой тренинг. Декламирование стихотворного текста от лица разных сказочных персонажей. Декламирование под музыку. Сочинение продолжения к известным сказкам. Игра «Печатная машинка»
Раздел 4. Волшебной музыки страна. 16 час.
12. В гости к музыке.
Теория:
Беседа о музыке как о виде искусства.
Практическая работа: Прослушивание фрагментов музыкальных произведений. Пластическая импровизация на музыкальную тему. Изображение музыки (цветопись)
13. Сказка на шумовых инструментах.
Теория:
Беседа о музыкальных и шумовых инструментах. Беседа о понятиях: звук, динамика, темп, оркестр, партия, дирижёр, композитор, исполнитель, слушатель.
Практическая работа:Озвучивание знакомых сказок шумовым оркестром. Игра в оркестр.
14. В мире загадочных звуков.
Теория:
Беседа о музыкальных шумовых звуках.
Практическая работа:Игры на развитие слухового внимания: «Угадай, чей голосок», «Уши путешествуют», «Фабрика звуков».
Практическая работа:Игровой практикум по пособиям «Музыкальный дом», «Музыкальная палитра»
16. Чтобы голос был послушным.
Теория:
Беседа о певческом дыхании и звукообразовании.
Практическая работа:
Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкально – дидактические игры. Инсценировка песен. Вокально-хоровая работа.
17. Игры – тренинги на развитие музыкальной ритмической координации.
Теория:
Беседа о ритме, движении.
Практическая работа: Игры – тренинги. Музыкально – дидактические игры.
IV. Методическое обеспечение программы.
№
Раздел
Форма занятий
Приёмы и методы проведения занятий
Дидактический
материал
Форма подведения итогов
1
Введение в мир театра.
Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.
Теоретическое занятие.
Беседа
Игра
Игровой практикум
Объяснительный
Словесный
ТСО, DVD, ПК
Собеседование
Устный опрос
2
Мир вокруг нас.
Комбинированное занятие
Практическая работа
Игра
Игровой кастинг
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
Иллюстрации
ТСО, DVD,
Синтезатор, сборник песен
Кастинг на актёрское мастерство
Инсценировка фрагментов
Обыгрывание ролей
3
Как звучат слова.
Комбинированное занятие
Практическая работа
Беседа
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
Иллюстрации
Диски с ритмической, танцевальной музыкой
Декламирование стихов
Устный опрос
4
Волшебной музыки страна.
Комбинированное занятие, музыкальная игра
Практическая работа
Беседа
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
ТСО, DVD,
синтезатор
Иллюстрации
Цветопись
Устный опрос
Рисунок по содержанию
Озвучивание сказок
5
С песенкой по лесенке.
Комбинированное занятие, музыкальная игра
Практическая работа
Беседа
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
Кинофильм
Телевизор
Фортепиано
Синтезатор
ПК, сборники песен
Показ спектакля
Игровой практикум
V. Список использованной литературы.
Список литературы, рекомендуемой для педагогов.
Артемова Л. Театрализованные игры дошкольников. /Л. Артемова М.: 1991 г.
Баряева Л. «Театрализованные игры-занятия». СПб изд-во «Союз» 2001 год
Библиотека учителя. Русская поэзия 19 -20 веков
Горбина Е.В. «В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные сказки- спектакли для школьников. Янаев В.Х., Куров В.Н. Ярославль: Академия Холдинг, 2001 г.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы. М: Айрис пресс Рольф.1999.
Зимина А.Н. «Музыкальные сказки: Сценарии и ноты. Издательство «Гном» и Д» 2000 год.