Методика организации традиционных праздников в подростковом клубе по месту жительства
Аналитическая часть
Организация праздника в подростковом клубе требует необходимость учёта специфики работы клуба, продуманных слов и поступков: они показатели нашей педагогической культуры, душевного такта, терпения и сложившихся отношений с детьми.
Специфика организации праздника в клубе заключается в том, что:
в подростковых клубах отсутствуют большие актовые залы – из чего следует, что игры, соревнования и конкурсы, которые являются составной частью праздника, необходимо продумывать в соответствии с площадью помещения;
в подростковом клубе более сплочённый педагогический коллектив, благодаря чему, подготовка к празднику происходит через коллективное творческое дело;
в клубе наблюдается более тесное сотрудничество между педагогами и родителями, в результате чего педагоги могут рассчитывать на помощь родителей в организации праздника (покупка призов и подарков, пошив праздничных костюмов и т.д.);
в каждом клубе сформирован постоянный творческий детский актив, что даёт возможность педагогам опираться на мнение и помощь детей при организации праздника;
подростковый клуб посещают дети разного возраста - это тоже надо учесть при организации праздника.
Практическая часть
Современный календарь богат традиционными датами, по случаю которых можно устроить праздник.
Организация праздника предполагает, прежде всего, своевременную подготовку. Иногда о празднике вспоминают слишком поздно и начинают готовиться к нему с судорожной поспешностью. Часто в таких случаях результат никого не удовлетворяет.
Как же подготовить праздник? С чего начать?
Для подготовки к празднику необходимо:
1. Создать штаб праздника. В него входят: педагог – организатор подросткового клуба, руководители детских творческих коллективов, детский актив, родители.
2. Составитьрабочий планпраздника. Цель такого планирования — четко сформулировать главные цели и задачи задуманного мероприятия, предусмотреть все необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников. При составлении плана нужно учитывать мнение всех сторон, а такжеспецифику работы клуба по месту жительства.
Успех праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Ведущее место в нем принадлежит сценарию, содержащему основную информацию, влияющему на интеллект, воображение, чувства детей.
3. Разработка сценарияпраздника.
При написании сценария праздника необходимо учесть тематику праздника. Тема традиционных праздников может соответствовать календарным праздникам, например, День Знаний, День защитников Отечества, Международный женский день, Новый год и т.д. Также, традиционными праздниками для подросткового клуба могут быть праздники, посвященные Дню рождения клуба, «Дню клубного именинника» и другие праздники, которые с момента создания клуба проводятся из года в год и стали для него традиционными.
Определить цели праздника.
Под выбранную тему подобрать соответствующий материал. Собранный материал помогает выстраивать ход праздника.
Выбрать ведущих и персонажей праздника, роли которых распределяются между детьми и педагогами.
Подобрать игры, соревнования в зависимости от темы праздника, возрастных особенностей детей и специфики клуба.
Хорошо известно: все ребята, пришедшие на праздник, хотят быть не только зрителями, но и участниками действий. Приемы, помогающие стереть грань между аудиторией и исполнителями, могут быть разнообразными: коллективное пение, хоровод, кричалки, конкурсы, игры, соревнования, встреча с интересными людьми.
Игра — это полноправное слагаемое праздника. Ему иногда бывает тесно в одном помещении, тогда он выходит за рамки зрительного зала. Его шаги можно услышать в фойе, коридорах, на улице. Например, на новогоднем празднике коридоры превращаются в торговые ряды и городок аттракционов, где глашатаи оповещают о ярмарке. Играя, дети познают мир.
Соревнование — важный компонент любого праздника. Небольшое по времени соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества. Дружная совместная работа приведет к тому, что соперничество станет содружеством. Соревновательные моменты помогают заинтересовать детей и подростков и привлечь их к участию в празднике.
На празднике должны возникать моменты интеллектуального, волевого, эмоционального напряжения и эмоциональной разрядки (шутки, песни, кричалки). Если дети плохо слушают, отвлекаются, шалят, значит, праздник однообразен, вял, скучен и его организаторам есть над чем задуматься.
Встреча с интересным человеком— значимая часть многих праздников в подростковом клубе. У нас множество замечательных людей, чья жизнь, дела и подвиги — пример для многих поколений. И как важно, чтобы этот человек смог выступить ярко, убедительно. Я считаю, что гость сам во всем разберется, сумеет выступить как нужно. Но так бывает не всегда. В детской аудитории важно не только знать что, но и как сказать. А это большое искусство. Организатору праздника необходимо вовремя прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Как бы ни был знаменит гость, нужно встретиться с ним заранее, чтобы поделиться замыслом, высказать просьбы, пожелания, договориться о времени выступления. К приходу гостя необходимо подготовить цветы и сувенир.
Эмоциональное воздействие на участников и зрителей праздника зависит от оформления праздника: демонстрация кинофрагментов, слайдов,музыкальное оформление,художественное оформление места проведения праздника.
4. Оформление праздника включает в себя
Музыкальное оформление. Музыка играет огромную роль в любом празднике. Феномен музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у человека ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы, готовят к встрече с участниками торжества, подводят к восприятию определенной мысли. Музыкальная партитура праздника очень важна. Это музыкальные сигналы вначале, фоновая музыка, оркестровая «отбивка», музыка, которая сопровождает стихотворные сценарии, — таков далеко не полный перечень того, что составляет понятие «музыкальная партитура». Фонотека нужна каждому подростковому клубу. Ее создать нетрудно. Можно переписать шумы и песни из видеофильмов, с кассет, пластинок. Музыкальное оформление удобнее записать на одну кассету и несколько раз сделать «прогон» записи, чтобы в праздничный день не было заминок.
Оформление залатакже играет важную роль. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты. Вот первый из них — соблюдайте меру, чтобы украшения не «забивали» друг друга. Проявляйте фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег. Какие-то элементы украшения останутся в вашем фонде. Например, буквы из цветной, блестящей плотной бумаги, из которых можно составить любое поздравление, пожелание. Запомните: оформление праздников не должно повторяться. Другое правило — непортите стены. Ничего не прибивайте гвоздями, не прикрепляйте канцелярскими кнопками, не приклеивайте клейкой лентой-скотчем, потому что останутся следы. Если хотите что-то поместить на стене, укрепите под потолком узкую деревянную рейку или тонкий металлический прут и к ним привешивайте на нитках или леске то, что хотите, — к каждому празднику новое. Задрапируйте стену красивой плотной тканью, её очень удобно оформлять с помощью маленьких иголочек. Третий секрет — больше веселых неожиданностей, сюрпризов. Например, таких: сюрпризы на дверях — плакаты, фотомонтажи, приглашения, афиши, программы праздника, объемные маски.Можно развесить гирлянды, флажки, воздушные шарики, на которых следует нарисовать веселые рожицы, написать пожелания, «нарядить» шарики в шляпки, парики, панамки, косынки. Чудо-зеркало — еще один сюрприз, который очень нравится детям. Взглянув в такое зеркало, гость видит себя в костюме космонавта или одного из сказочных героев. Сделать такое зеркало просто, для этого вся зеркальная поверхность закрывается картинкой, остается только овал для лица.
Афиша праздника— важная составляющая праздника. Ее следует делать яркой и запоминающейся. Изобразительный язык афиши предельно условен. Никаких узоров, орнаментов. Достаточно нескольких нужных деталей, чтобы сразу стало ясно, что ожидает гостей. Например, если ваш праздник посвящён Дню Знаний — можно изобразить на афише книгу и школьный звонок.Главный козырь афиши — необычность и привлекательность.
Программка праздникатакже очень важна. Ее назначение то же, что и афиши, но преобладает не изображение, а текст. Возможны самые разные варианты: «Только у нас!», «Спешите видеть!», «Чудо-концерт» и т. п.
5. Предпраздничные репетиции — важный этап в подготовке праздника. Чтобы они были продуктивны, нужно учитывать следующие моменты:
репетировать надо по частям, по эпизодам;
если номер готов, незачем «мучить» исполнителей до генеральной репетиции;
старайтесь проводить репетиции весело;
тщательно репетируйте массовые сцены. Не жалейте времени на то, чтобы хор мог без шума, в считанные секунды построиться за легким занавесом или уйти за кулисы без звука;
обращайте внимание на стыковку кино и текста, музыки. Это наиболее уязвимые части праздника. Случается так: текст произнесен, а кинофрагмента нет и возникает мучительная пауза.
Успех праздника зависит и от учета возрастных особенностейдетей. Наибольший воспитательный результат чаще всего достигается, когда праздник рассчитан на одну возрастную группу. Но осуществление возрастного подхода не означает, что не может быть интересных и необходимых праздников для разновозрастных коллективов. В этом случае важно при распределении обязанностей по подготовке и проведению праздника учитывать, что у детей разных возрастных групп уровень знаний и умений, опыт общественной работы неодинаковы.
Во время подготовки и проведения праздника очень важно наладить контакт сродителями, в этом случае они охотно станут вашими помощниками, и участники праздника будут обеспеченны яркими праздничными костюмами, сладкими призами и сюрпризами.
Заключительный аккорд любого праздника - анализпроведенного мероприятия.Обсуждение совместного важного дела — это важная часть заключительного этапа праздника. Во время обсуждения детям нужно задать три вопроса:
Что у нас получилось хорошо? Даже если ребят постигла неудача, обязательно найдите что-то хорошее, что удалось.
Что у нас было плохо? Если в минуту общей радости и удовлетворения от успеха наши дети научатся замечать, что и почему им не удалось, они будут избавлены от опасной болезни, имя которой — зазнайство, самодовольство, самоуспокоенность.
Что нужно учесть на будущее? Данный вопрос учит извлекать из удач и ошибок полезный опыт и закреплять его в коллективном сознании.
Эти три вопроса не такие уж простые. Они несут в себе глубокий смысл, ускоряют накопление общественного, нравственного опыта всей группой и каждым ребёнком в отдельности.
III.Заключение
Чтобы праздник удался, нужно знать следующие правила:
Создавайте предпраздничное настроение. Оно всегда связано с ожиданием чего-то приятного, доброго, сказочного. Предвкушение праздника — это лишь начало, нужно поддерживать этот праздничный дух.
Не забудьте о сюрпризах. Детям необходимо знать, что на празднике их ждет что-то интересное и таинственное. Это может быть новое в оформлении зала или учебного кабинета, подарки, неожиданный гость и т. д.
Организуйте праздничное общение. Дети любят то, что помогает им общаться друг с другом энергично, увлеченно, весело.
И еще одно незыблемое правило — добровольность участия в празднике. Часто мы говорим: «Сегодня должны быть все...» Знакомая ситуация? А почему, собственно, должны? Праздник — это радость! А радость не бывает по принуждению. Если детям обещан интересный праздник, если он их коллективное творение, не понадобятся распоряжения насчет обязательной явки.