Submitted by Ольга Михайловна Придчина on Tue, 30/10/2012 - 09:53
Тема четверти: Между музыкой разных народов нет непереходимых границ.
Тема урока: "Музыка и культура Японии" (урок-спектакль).
Художественно-педагогическая идея урока:
Музыка - искусство человеческого общения!
Задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями японской музыки,
выявить сходство и отличие японской и русской музыки,
добиваться в вокально-хоровой работе кантилены, выразительности исполнения,
дать характеристику творчества И.О.Дунаевского,
познакомить ребят с новой гранью творчества Д.Б.Кабалевского.
Оборудование:
синтезатор
фортепиано
музыкальный центр
ноутбук
мультимедийный проектор
экран
Музыкальный ряд:
И.Дунаевский «Летите, голуби»
«Вишня» японская народная песня
Д.Кабалевский «Вариации на тему японской народной песни «Вишня»
Зрительный ряд:
П. Пикассо "Голубь мира".
Слайд презентации «Карта Японии»
Слайд презентации «Цветущая ветка сакуры»
Ход урока:
Вход в класс: звучит И. Дунаевский "Летите, голуби", - Слышали ли вы раньше это произведение?
- О чём оно?
- Какой образ рисует нам музыка?
- Какую картину увидели?
- Какой характер в музыке?
- Какие краски использовал композитор для своей песни?
(на экране слайд с картины П. Пикассо "Голубь мира".)
- Как вы думаете, почему картина названа «Голубь мира»?
(короткая беседа по картине и о художнике П.Пикассо)
- Почему голубь – символ мира на земле?
- Знаете ли вы кто написал эту песню?
(слайд Портрет И.О.Дунаевского).
Учитель: И.О.Дунаевский - один из самых жизнерадостных авторов, король песенного марша, автор музыки к кинофильмам "Веселые ребята", "Дети капитана Гранта", "Цирк", "Волга-Волга", "Мы за мир" и другим.
Учитель: В чем проявляется фантазия автора в этой песне? (Интонация взмаха крыльев).
Интонируется мелодия песни сначала на «лё», затем со словами.
- Любимые цветы японцев - хризантемы. (Прикрепляем цветы в японский уголок).
- У нас в гостях девочка из Японии. Поприветствуем ее. (Выходит школьница в японском костюме, приветствует гостей, учителя, детей).
Проводится интервью с нашей гостьей
- Как называется японский национальный костюм? (Кимоно).
( на экране слайд «Национальная одежда японцев)
- Ваш любимый напиток? (Кипяченое молоко).
- Любите ли вы стихи? (Прочитайте).
(Девочка читает фрагмент стихотворения)
Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя-гордеца.
Девочка: Как вы это понимаете?
(Дети думают, рассуждают)
Учитель: Давайте поблагодарим нашу гостью.
Да, японцы тонко чувствуют красоту. Живописные работы любят выполнять акварелью, не смешивая краски, прорисовывая мелкие детали.
(на слайде примеры живописных работ))
Учитель: Кто назовет любимое дерево японцев? (Вишня-сакура).
День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнет распускаться цветок. Это момент любования и раздумья о жизни. Нежно-розовые цветы, окутывающие деревья, помогают людям верить в то, что прекрасное вечно. Давайте и мы полюбуемся красотой... (Звучат голоса птиц, выполненные и записанные на синтезаторе).
Сразу всё согласно и неслышно
Словно кто-то дал команду тут,
Белые и розовые вишни
Надо всей Японией цветут!
(Я. Смеляков)
Звучит японская народная песня "Вишня". (На экране слайд «Цветущая ветка сакуры»)
Учитель: Увидевший прекрасное, является участником его создания.
- Что было красивого в музыке, что мы увидели? (Как распускаются цветы вишни).
- Красота была яркая, броская или нежная? (Хрупкая, нежная, лепестки тянулись к солнцу).
- Видно ли это в звуках? (Да).
Поем интонацию на "ю", потом со словами всю песню. Затем концертное исполнение.
В процессе урока следует отмечать общее и отличие:
Учитель: Японцы любят любоваться полнолунием. Море у подножия горы Фудзиямы кишит лодками, люди пускают фонарики по воде.
- Как вы думаете, зачем? (Хотят увидеть счастье).
- Давайте и мы к ним присоединимся.
Слушаем "Вариации" Д. Кабалевского.
Учитель: Удалось нам услышать счастье? (Нет).
- Что же помешало, кто почувствовал? (Что-то страшное).
- Что знакомо вам в музыке?
- Что изменилось?
Краски стали темнее, настроение тревожное, в конце - страшное, траурный колокольный звон.
- Мелодия звучала один раз или несколько? (Несколько).
- Были ли изменения?
- Как называется такое построение музыки? (Вариации).
"Вариации" Д.Б.Кабалевский написал после поездки в Японию. Там он узнал о трагедии Хиросимы и Нагасаки.
Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!?»
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Она вынесет все, переждет -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Учитель: Жизнь продолжается, музыка помогает нам в этом. Наша японская гостья исполнит для нас танец с зонтиком.
(Звучит мелодия "Веточка вишни»).
Вывод: "Музыка прежде всего - искусство человеческого общения".
Учитель: Мы с удовольствием исполнили японскую народную песню. Она покорила нас своей теплотой, лиричностью, любовью ко всему живому. Д. Кабалевский использовал в своих «Вариациях» тему, понятную каждому жителю земли. Русские песни, песни написанные русскими композиторами тоже любят в разных странах.
Как вы понимаете смысл этих слов?
Все мы любим милую "Катюшу".
Любим слушать, как она поет.
Из врага выматывает душу,
А друзьям - отваги придает.
- О чем стихи? (О песне, которая помогала воевать).
Учитель: О какой песне идёт речь в стихах? Давайте споём 1 куплет. (Ребята исполняют)
Учитель: В Японии любят петь русские песни, есть клуб любителей русской песни "Катюша". Хотите там побывать? Там вас ждет подарок за хорошую работу сегодня на уроке. (Звучит "Катюша" в исполнении солистов, ансамбля и хора из Японии)).
Заключительное слово: Россияне любят японскую музыку. Я надеюсь, что далекая Япония приблизилась к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли, ведь музыка - это свободный белый голубь. Всего вам доброго!
Ребята выходят из класса под музыку И.Дунаевского «Летите, голуби»