Мастер-класс «Использование медиаресурсов на уроках географии и экологии»
Submitted by Наталия Алексеевна Бесстрашнова on пн, 29/10/2012 - 18:06
Мастер-класс
«Использование медиаресурсов на уроках географии и экологии»
учителя лицея №3 им. П.А.Столыпина
Бесстрашновой Н.А.
Недавно ушедший из жизни гениальный польский мыслитель Станислав Лем подарил миру яркую метафору: информационный взрыв. Человечество переживает невиданный доселе взрывоподобный рост количества информации, и процесс этот идет с нарастанием. В частности, он проявляется в быстром увеличении количества новых средств массовой информации.
Россия по этому показателю – одна из наиболее динамичных стран в мире. Медиасфера в нашей стране за последние двадцать лет демонстрирует чрезвычайно высокую динамику развития, не перестающую вызывать удивление. Ни экономический спад 1990-х, ни социально-политические трансформации не смогли создать препятствие этому процессу.Быстро развиваетсяИнтернет, медиарынок России, увеличивается возможность телевизионного вещания.
Все это может сослужить очень хорошим подспорьем учителю на уроках, если выбрано в «то время и в том месте».
Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия.
Multimedia - (англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию.
«Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.
В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:
· Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок.
· Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи.
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий медиаресурсов. По методическому назначению это может быть:
• компьютерные учебники (уроки);
• программы-тренажеры (репетиторы);
• контролирующие (тестовые оболочки);
• информационно-справочные (энциклопедии);
• имитационные;
• моделирующие;
• демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
• учебно-игровые;
• досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).
Широкое использование средств мультимедиа породило название уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок.
Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:
1. повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
Пример: на уроке формирования знаний о территории Росси в 8-м классе можно предложить обучающимся просмотреть кадры х/ф «Борис Годунов», где идет рассуждение о территории России. Одновременно с просмотром предложите обучающимся определить территорию нашего государства в ту историческую эпоху. Данный прием не только позволит вспомнить драматическую повесть Пушкина, но и с художественной точки зрения посмотреть на карту того времени, людей того времени, услышать картографические названия частей России, произнесенных литературным языком. («Б.Годунов» - А.С.Пушкин – фильм Ф.Бондарчука 1 часть(49.00-50.30 ) http://narkom.su/5232-boris-godunov-hdrip-720-1986-god-smotret-onlayn-lentu-kino-besplatno.html)
2. появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.
Пример: моделирование положения Земли относительно Солнца и т.п. явлений в режиме функциональности. Модель "Вращение Земли вокруг Солнца"
3. возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,
Пример: страничка сайта школы со ссылками на ресурсы Инета http://moysosh3.ucoz.ru/index/uchenikam/0-67
4. организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,
Пример: на уроке географии 11-классникам предлагается проанализировать информации программы ТВЦ «В центре событий с Анной Прохоровой» (http://www.tvc.ru/vv.aspx?vid=be1f495a-c6c2-45de-b15f-841b5355165c&faid=66c9e010-40f6-4ef2-93b4-250d6f11b880&fn=0 в центре событий 11.11)
Вопросы анализа:
Как вы относитесь к прогнозам Российских экономистов и политологов о месте России в современном мире?
Почему очень важно знать и помнить геополитическое положение госудаства на карте мира?
5. повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов.
Пример: презентационный фонд, в т.ч. презентация «Южные материки»
6. развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся, формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
Пример: просмотрев отрывок фильма С.Хокинга «Инопланетяне»
определите две гипотезы происхождения жизни на нашей планете
дайте оценку этим гипотезам
почему – эти теории гипотезы?
Таким образом, мы видим насколько широки возможности медиаресурсов на уроках. Я счастлива, что имею возможность использовать их и повышать познавательную активность обучающихся.
Закончить мастер-класс я хочу словами Р. Рождественского
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вёл по свету мои корабли,
Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звёзды сползают к фьёрдам всё ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Медиаресурсы не дадут нам нам скучать, а позволят все это увидеть!!!