Моя педагогическая концепция
Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти своих учеников, но ив их душах и сердцах.
«Человек, как звезда рождается». Если вдуматься в сокровенный смысл стихотворной строки, то невольно понимаешь, что за поэтической метафорой стоит извечная загадка бытия - рождение новой жизни. Жизни, которая может пройти незамеченной, или, наоборот, оставить яркий свет в памяти потомков. В самом деле, кто может сказать наверняка у колыбели младенца, как проявит он себя в будущем? Бесспорно одно: человек, спящий безмятежным сном, таит в себе огромные потенциальные возможности.
Педагогика должна быть обращена на индивидуальное начало в человеке. Важным, считаю, развить в ученике способность мыслить, чувствовать, умение творчески созидать.
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребёнка. Существует распространённое мнение, что творчество является уделом избранных, и что только тот, кто одарён особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к нему. Однако этот тезис является спорным, а с моей точки зрения - недопустимым. Творчество живёт в большей или в меньшей степени в каждом ребёнке.Задача взрослых найти, увидеть, обнаружить творческие процессы уже в самом раннем их возрасте. И цель учителя - сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребёнка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы.Эффективность организации учебного сотрудничества и позитивного взаимодействия, создание атмосферы интенсивноготворческого общения между участниками образовательновоспитательного процесса мне помогают достичь методы активного обучения. К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, которая обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности.
Современный педагог должен уметь конструировать не только урок, но и особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. (АМО)В своей работе особое внимание уделяю методам обучения, осуществляемым через общение. Есть прекрасные слова:
«Заберите у меня всё, чем я обладаю,
Но оставьте мне мою речь,
И скоро я обрету всё, что я имел»
Д. Уэбстел.
Если мои ученики рассказывают какую-то неслыханную сказку, выдумывают истории или пишут стихи, обязательно поддерживаю и поощряю их сочинительство. Ведь «если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л. Успенский).Тем самым даю возможность делать первые шаги ук самовыражению в слове. Пусть ученик удивится, порадуется, начнёт уважать себя. После этого он с большей охотой, более уверенно двигается вперёд за новыми открытиями. После этого возрастает активность детей, сокращается количество неуверенных в себе. Дети не боятся высказываться, доказывать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Появляется искренность и открытость в высказываниях, уверенность в своих силах. Таким образом, специально организованное содержательное общение, которое осуществляется на всех моих уроках, является эффективным для развития самопредставления ребёнка в виде расширения знаний. В общении мы учимся опираться на личный опыт, самостоятельно принимать решение. Даю возможность ученикам к самостоятельному поиску ответов и ошибок, возможность реализовывать собственный опыт. Активные методы позволяют погрузить обучаемых в контролируемое общение, включать их в реальные события, создавать условия, в которых обучаемые вынуждены оперировать понятиями, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и школьным дисциплинам. Главным в своей работе считаю - учить пониманию проблем. Общение помогает научить слушать, передавать и структурировать, информацию, понимать друг друга. При выборе метода обучения прежде всего анализирую содержание учебного материала, лишь после этого использую активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление учеников, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. В своей практике широко использую наглядные приёмы обучения, сопровождающие объяснение, беседу, рассказ: показ изображений на таблицах, плакатах. Объяснение учебного материала сопровождаю демонстрацией опытов, показом видеозаписей. Вся эта работа помогает моим ученикам не только понять и лучше запомнить учебный материал, но и создаёт эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. В своей работе часто использую игровые приёмы: головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей. Тем самым развиваю сообразительность, находчивость, умение применять уже полученные знания. Сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным помогают средства субъективизации. В учебном процессе школьник выступает параллельно в двух ролях. С одной стороны, он - активный ученик, обладающий программным материалом. С другой стороны, ему передаётся часть функций учителя. Ученик предопределяет и формулирует тему урока и его дидактическую цель. Например: определяет содержание словарно-орфографической работы, минутки чистописания, темы всего урока. Ученик становится организатором своих учебных действий. От учащихся требую обоснованного доказательного ответа, что очень благоприятно влияет на развитие их речи. Параллельно они овладевают различными мыслительными операциями: учатся сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие, строить умозаключение. Мои ученики не бояться высказываться, а в процессе наших дискуссийотстаивают свою точку зрения. Со временем появляется искренность и открытость в высказываниях, уверенность в своих силах, чувство защищённости, принятие и понимание внутреннего мира другого человека и своего собственного. Ребята становятся эмоциональными.(«Эмоциональные дети - это талантливые дети»).Очень нравится детям планировать свою работу и выполнять постепенно усложняющиеся практические задания. И здесь на помощь приходит метод проектов. У учебного проектирования большое количество достоинств, одно из которых - осязаемый результат творческой деятельности учащихся, так как при осуществлении проекта проводится исследовательская, поисковая, творческая деятельность, что конечно же ведёт к развитию творческого мышления детей в рамках образовательного процесса. А так же позволяет развивать личностные, коммуникативные, социальные, технологические способности. Проектная работа способствует развитию таких важных качеств, как способность к работе в команде, способность к общению,планированию, креативность, ответственность. Перечисленные методы активного обучения помогают в создании атмосферы интенсивного творческого общения между участниками образовательно-воспитательного процесса.
Моя работа - это источник вдохновения. И как не вспомнить слова Ш. Л. Амонашвили: «Прожить своё утраченное детство со своими ребятами есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя»
|