Развивать творческие способности учащихся, дать направление их эстетическому восприятию мира. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображение.
Прививать навыки и умения работы в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приёмами работы. Воспитывать аккуратность и настойчивость в работе.
Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически, мыслить, осознавать виденное.
Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства.
На празднике дети садятся по группам. Они выполняли вместе задания – теперь защищают результата предварительной работы.
Ход праздника.
Ведущий : Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам журчат.
1 ученик: А ведь и, правда, приметы весны повсюду видны.
2 ученик: Медведь встал и вышел из берлоги, лисица из старой норы в новую перебирается, ворона в первой луже купается.
1 ученик: 22 марта – День сорока мучеников, сорок сороков. На сороки прилетают жаворонки.
2 ученик: Уходит зима, все ждут весну, зовут её.
Ведущий: Вот и наши ребята вышли весну зазывать, аукать, птиц прилётных встречать.
Дети (хором) (каждая группа говорит свою «Закличку» весне:
Конкурс 1 «Песни-заклички»
1. Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
2. Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
3. Весна весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
4. Весна! Весна красна! Тепло солнышко!
Приди скорей, согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
С рожью зернистою,
С овсом кучерявым, ячменём усатым,
Со просом, с гречихою.
Приди к нам, Весна, с радостью!
Со великой к нам милостью!
Весна (Девочка в костюме «Весны»)
Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу людям радость я несу.
1 ученик: Погляди, честной народ, кто по улице идёт
А по улице Весна- душа-девица красна!
2 ученик: Собирайтесь, дети, в круг на широкий, да на луг!
Ведущий: На Руси очень бережно относились к древним традициям. Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк.
Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…Давайте поиграем в «Ручеёк»!
Дети встают парами и играют.
Танец Весны (в хороводе).
1 ученик: Разверни гармонь, Тимошка, поиграй для нас немножко!
2 ученик: Весна бровью повела, руки в боки и пошла
И звенят в ушах серёжки, да мелькают лишь сапожки.
Танцевать с Весной не прочь, прочь зима, и вьюга прочь.
Звучит плясовая.
2 ученик: Что за диво, что за пляс! Ноги сами рвутся в пляс!
Всё гудёт весенним гудом, стало всё зелёным чудом!
Ай, да славная весна! Что наделала она!
2 ученик: Весна-красна, на чём пришла?
Весна: - На жёрдочке на тоненькой,
На досточке на славненькой,
С хлебом обильным, со льном высоким.
С калиной, с малиной, с чёрной смородиной,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой.
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Ведущий: Как Весна пришла, вся земля расцвела!
С приходом весны возвращаются в родной край птицы.
Звучат птичьи голоса.
(Слайд 3) Если речка голубая
Пробудилась от сна
И бежит, в полях сверкая,-
Значит к нам пришла …(весна)
(Слайд 4) Если снег везде растаял
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,-
Значит к нам пришла…(весна)
(Слайд 5) Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна
Нам ещё приятней станет,-
Значит к нам пришла …(весна)
(Слайд 6) Ещё лежит снег, а зимующие птицы почувствовали
приближение весны.
(Слайд 7) Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные
колокольчики.
(Слайд 8) Весело зачирикали воробьи
(Слайд 9) А дятел в лесу начал стучать в свой барабан.
Его барабан - сухой сучок.
Дятел стучит по нему клювом, и звук разносится далеко по лесу.
Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню.
(Слайд 10) Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы.
Теперь для них снова достаточно корма: появились
насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.
Ученик загадывает загадку о граче:
( Слайд 11) Всех перелётных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад – вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …(грач)
(Слайд12) Грачи прилетают раньше други считается, что с их прилёта и начинается у нас весна.
До чего ж неугомоны и в работе горячи
Наши новые соседи— Черномазые грачи!
(Слайд13) Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях по нескольку больших гнёзд.
Члены колонии знают друг друга, живут шумно и дружно.
Ученик загадывает загадку о скворце:
(Слайд 14): Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.(скворец)
(Слайд 15) :Время прилёта- конец марта.
Сначала прилетают самцы. Они находят подходящее гнездо и начинают петь. Когда прилетают самки , самцы распевают особенно вдохновенно. Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, в норах береговых ласточек, в расщелинах, под крышами домов, в щелях глиняных построек, могут использовать гнезда других птиц.
Ведущий: Посмотрите- какие скворечники строят люди скворцам.(Слайд 16,17,18)
В нашей Мастерской кипит работа, ребята – сроят скворечники.
Дети показывают результат проектного задания
Ведущий: Эти домики все вместе на деревьях мы развесим.
Ученик загадывает загадку о жаворонке:
(Слайд 19): Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения.
Его и песни, и полёт, вошли в стихотворение.
Хочет прямо полетит, хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот и в полях поёт. поёт.(жаворонок)
(Слайд 20): Прилетают жаворонки одновременно со скворцами, даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют.
(Слайд 21): Он поднимается в самый зенит
И, не смолкая, в зените звенит.
Он поднимается выше и выше…
Вся наша Родина песенку слышит.
Птицы не видно, а песенка льётся,
Может, поёт её Красное солнце?
(Слайд 22): Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.
Конкурс 2 «Песни-заклички жаворонков»
1)Чувиль-виль, виль, жавороночек, принеси весну на своём хвосту.
2)Ой вы, жаворонки, летите в поле, несите здоровье.
Первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье.
3) Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную, нам зима холодная наскучила,
Ведущий: Рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков.
В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. Однако были жаворонки и без всего.
Дети от каждой группы работают в «Пекарне» и«лепят» жаворонков,уносят на кухню и возвращаются с выпечкой. Угощение всех жаворонками из теста.
Далее рассказы о птицах:
О зяблика (слайд 23,24,25)
О ласточке ( слайд 26,27,28)
О стриже (слайд 29,30)
О трясогузке (слайд 31)
О соловье (слайд 32,33)
О кукушке (слайд34,35,36)
Конкурс 3 «Пословицы о птицах»
Весна: Спасибо вам, ребята, птиц вы хорошо различаете. А знаете ли вы пословицы, которые русский народ сложил о наших пернатых друзьях? Я начну, а вы продолжайте:
Мала птичка-синичка, да …( коготок востёр).
Соловей – птичка-невеличка, а поёт…(лес дрожит).
Каждая птица – хозяйка …(своего гнезда).
Грач на горе - …(весна на дворе).
О том кукушка кукует, что …(своего гнезда нет).
Сорока без причины не …(стрекочет).
Охоча сорока до …(находки).
Как ни бодрись ворона, а до сокола … (далеко).
Сколько б кукушка ни куковала, а к зиме …(отлетает).
Старые орлы бьются, а молодым …(перья достаются).
Птица не сеет, не жнёт, а …(сыто живёт).
Птицу по перьям знать, а сокола - …(по полёту).
Нет той веточки, чтоб …(воробей не сидел).
Соловья за …(песни) кормят.
Ведущий: Каждый должен хорошо знать правила друзей леса:
(Слайд 37) 1. Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы, не бери в руки
яйца или птенцов, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут
насовсем покинуть гнездо.
(Слайд 38) 2. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов. Их родители
рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами
позаботятся о своём потомстве. Расскажите, друзья, что вы повидали.
(Слайд 39) 3. Если у тебя есть собака, не бери её в лес весной и в начале лета.
Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
Ведущий: (Слайд 41,42,43) Предлагая сыграть в игру «Верите ли вы»
Ведущий: Все перелётные птицы весной возвращаются к себе на Родину. Они вьют гнёзда и выводят потомство.
Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.
Песня "Просьба" ("Раненая птица") муз. А.Пахмутовой - сл. Р.Рождественского
Ведущий: (Слайд 46): Пусть живут в лесах, в садах и поют нам птицы.
Ведь они для нас друзья соловьи, грачи, синицы
Весна: Спасибо, ребята, повеселили, потешили меня. Да и я вас порадую.
(Награждение участников праздника- все получают призы)