Методическая разработка внеклассного мероприятия "Я в мире прав" 3 класс
Submitted by Людмила Федоровна Рощина on вс, 28/10/2012 - 19:55
Цели:
- познакомить детей с представлением о том, что они имеют права, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка;
- способствовать формированию у учащихся правовой культуры;
- развивать познавательные учащихся, расширять их кругозор;
- способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Задачи:
- повысить у детей уровень знаний своих прав и свобод;
- закрепить и обобщить знания учащихся о гражданско-правовых нормах;
- учить использовать теоретические знания на практике в повседневной жизни.
Оборудование:
медиапроектор, экран, компьютер, карточки с новыми понятиями, конверты с практическим заданием, стеклянные сосуды, цветные камешки, диски с песней и советами родителей, презентация, фильм «Права в мультиках».
Ход мероприятия
I. Вступительное слово.
- Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:
Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам – «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам – «Радости!»,
Удач, успехов и везения! -
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы. Тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с их появлением возникли и главные вопросы:
- Что люди могут делать и что не могут?
- Что они обязаны делать и что не обязаны?
- На что они имеют права и на что не имеют? (слайд 1)
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этой проблемы: в беседе между собой, с помощью различных решений, путем переговоров. Так появились законы, которые помогали устранить неразбериху и облегчить жизнь.
- Что же это такое – законы, по вашему мнению? (ответы детей)
На доске появляется слово Закон.
Ученик 1: - Законы – это правила, которые устанавливает государство.
Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Ученица 2: - Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны
называется Конституцией. Наша Конституция была принята
12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является
государственным праздником нашей страны.
На доске появляется слово Конституция.
- Итак, Конституция (показываю брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.
- А что такое право? (ответы детей)
- Совершенно верно, права – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе. Каждый гражданин нашей страны имеет различные права.
На доске появляется слово Право.
- Кто уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
2. Работа над новым материалом.
- Совершенно верно, речь на сегодняшнем занятии пойдет о правах детей.
Ученик 1: - Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-
то приехал с запада, кто-то – с востока, с севера и юга, из богатой
страны и из бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они
отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках,
поклонялись разным богам.
Ученик 2: - Многие приехали их тех мест, где шла война, где гибли люди.
Другие прибыли из стран, где людей часто преследуют за их
религию, за их политические взгляды.
Ученик 3: - Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше
не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто
никогда не мог наказывать людей без вины.
Ученик 4: - Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом
документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в
том числе ребенок, для того, чтобы мы знали и уважали эти права.
- Так появилась на свет Всеобщая Декларация прав человека.
- С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
- Взрослые люди имеют много различных прав, основные из которых изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
- А есть ли какие-нибудь права у детей?
- Поработайте в группах и напишите на листочках, какие права детей вы знаете.
На модель ребенка прикрепляются листочки с названиями прав, написанные детьми. Учитель зачитывает их.
- Кто прежде всего заботится, беспокоится о вас? (Родители).
- Правильно, но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации. Наиболее авторитетной среди них является ООН, 192 государства входят в ее состав. Представители этих стран 20 ноября 1989 года на общем собрании приняли особый документ – «Конвенцию о правах ребенка» ( Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.) (слайд 2, 3).
- Вы обратили внимание, что конвенция – это соглашение, которое надо выполнять обязательно.
- Наша цель – познакомиться с «Конвенцией о правах ребенка» и научиться применять эти знания в жизни.
- Как вы думаете, почему ООН сочла необходимым принять документ по защите прав ребенка? (Ребенку совсем непросто пройти по дороге, которая ведет в мир взрослых).
- Совершенно верно. И поэтому государство защищает не только ваши потребности, но еще и ваши права. (слайд 4, 5)
- Но помните! Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
3. Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
- Сейчас мы рассмотрим некоторые из ваших прав (фильм – слайд 6).
Раздаю памятки.
Возвращаюсь к модели ребенка.
- В начале занятия вы вспомнили и записали те права, которые уже были вам известны. Теперь, после того, как мы с вами ознакомились с правами детей, записанными в официальном документе, я предлагаю вам взглянуть на наш рисунок и дополнить его.
- Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». В пространстве класса развешаны картинки-знаки. Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать «Разрешается» или «Запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка Разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием, назвали все права, о которых слышали сегодня.
- Обратите особое внимание на этот знак (показать).
- В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
- Каким вы представляете себе жестокого, злого человека?
- Каковы черты его лица? Как он ведет себя?
- А каким вы представляете себе доброго человека?
4. Практическое задание.
- На доске вы видите два изображения. Одно из них символизирует доброго человека, другое – злого. На столе лежат листочки, на которых обозначены человеческие качества. Вам нужно выбрать из них те, которые характеризуют доброго или злого человека, и прикрепить их вокруг соответствующего изображения.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете Добро и Зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда – зло?
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать дома, в классе, на улице, в транспорте, на природе?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь?
(добрую душу, доброе сердце).
- Здесь вы видите пустые сосуды и цветные камешки, обозначающие добрые дела, и темные камешки, обозначающие дела плохие. Вспомните, какие добрые и плохие поступки вы совершили вчера и сегодня и опустите камешки в сосуды.
- Молодцы! Я рада, что вы честно рассказали о своих плохих поступках. Значит, вы понимаете, что поступали неправильно, раскаиваетесь в совершенном, и это уже первый шаг к оздоровлению вашей души.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
- Если человек делает добро, то оно к нему возвращается, а тот, кто не делает добра другим людям, не видит хорошего отношения к себе и считает, что добра нет. Л.Н.Толстой сказал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
- Необходимо научиться творить Добро, и первым шагом на этом пути могут являться вежливость, благодарность и признательность.
5. Проектирование добрых дел.
- Сейчас мы с вами спроектируем ваши добрые дела. В конвертах на ваших столах приготовлены изображения голубков – птиц, которые являются символом мира и добра. Они ждут ваших добрых дел. Подумайте, какие добрые дела вы хотели бы сделать, и запишите их:
- на сиреневом изображении – добрые дела для вашей семьи;
- на белом изображении – для школы и класса;
- на голубом изображении – для друзей, соседей, окружающих.
- Много не пишите, только самые главные, которые вы можете совершить сегодня-завтра.
Звучит песня «Дорогою добра».
Заслушать 3 – 4 человека.
- Советую вам постараться выполнить все запланированные дела, а на следующем классном часе мы с вами обсудим ваши успехи.
- Ребята, посмотрите на экран. Давайте прочитаем Правила доброты, которые помогут нам жить в мире с самим собой и окружающими людьми (слайд 7):
ØСовершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
ØЛюбить людей, знакомых и незнакомых.
ØПризывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
ØНе завидовать.
ØНе грубить.
- Я надеюсь, что мы будем придерживаться этих советов. Помните, что
добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло.
- В Священном Писании сказано: «Не будь побежден злом, а побеждай зло добром».
Стань добрым волшебником!
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой,
Принять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
6. Заключение.
- Если совершать как можно больше добрых поступков и соблюдать права человека, то жизнь на Земле станет намного лучше.
- Если хорошо подумать, то увидишь, что в любой сказке, в любом рассказе герои сталкиваются либо с торжеством прав человека, либо с их нарушением. Итак, давайте посмотрим, о каких правах нам расскажут хорошо знакомые герои сказок.
(фильм – слайд 8 )
- Мы с вами сегодня поговорили о правах.
- С каким важным документом вы познакомились?
- Какой организацией он был принят?
- Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка? (государство, родители, сами дети)
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?
- Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права (слайд 9).
- Какие выводы вы для себя сделали?
- Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
- Какое задание получили?
- Вы живете не одни, а среди других людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми.
- Перед нашим занятием я пообщалась с вашими родителями. Они хотят дать вам несколько полезных советов. (диск со звуковой записью)
- В заключение мне хочется пожелать вам доброты, чтобы по жизни вас всегда вели добрые движения души.
- Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие и поддержку.