Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 3 классе "Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"
Submitted by Людмила Федоровна Рощина on вс, 28/10/2012 - 19:11
Цели:
- привлечь внимание учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепление живой связи поколений;
- развивать у школьников мотивацию к чтению, воспитывать уважение к книге;
- воспитывать литературный вкус на примере произведений А.С.Пушкина;
- развивать речь, память, внимание, воображение;
- обогащать словарный запас детей.
Оборудование:
1. Портрет А.С.Пушкина.
2. Иллюстрации к сказкам.
3. Выставка книг.
4. Выставка рисунков.
5. Грамзапись.
6. Высказывания:
«Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»
А.С.Пушкин.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А.С.Пушкин.
«Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – А.С.Пушкина»
К.Паустовский.
Ход урока
– Сегодня мы проводим литературную игру, посвященную сказкам А.С.Пушкина, великого русского поэта.
Его книги знает и любит весь мир, потому что каждое пушкинское слово – это целая картина. Читаются они легко, просто, спокойно.
Совсем маленькие дети, не умея читать, уже запоминают от старших отдельные строчки стихотворений. Но стихи Пушкина каждый раз читаются все с таким же интересом и с той же радостью, как будто знакомимся с ними в первый раз.
Великий русский поэт…
Почему мы говорим русский?
Почему великий?
Пушкин любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу.
А.С.Пушкин. 1799 – 1837.
Свои детские годы Александр Сергеевич Пушкин провел в Москве.
Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора – Лицей. Так называлась только что открывшаяся школа в Царском Селе под Петербургом. Уже в Лицее Пушкин понял, что главное дело его жизни – поэзия.
На экзамене Пушкин читал свои стихи. Слава юного поэта распространилась в литературных кругах. В Лицей приезжали лучшие поэты того времени, чтобы познакомиться с ним.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Писал стихи, поэмы.
За свои стихи, призывавшие к свободе, Пушкин в ранней молодости был выслан по приказу царя из Петербурга на юг России. Там в Кишиневе и Одессе он провел 4 года. Из Одессы Пушкин был выслан на север – в село Михайловское, Псковской губернии, в имение своих родителей. Еще два года прожил он безвыездно в этом глухом селении. Годы ссылки – это время бурного развития таланта поэта.
Возвратился Пушкин из ссылки осенью 1826 года общепризнанным первым поэтом России.
Александр Сергеевич много путешествовал по стране. Жил он в Петербурге. В 1836 году начал издавать журнал «Современник». Погиб Пушкин на дуэли.
Итак, начинаем наш литературный турнир. В нем участвуют две команды:
первая команда «Золотая рыбка», капитан команды – Кабаргина Юля,
вторая команда «Золотой петушок», капитан – Колесникова Вика.
I. Разминка.
(Вопросы для всех, за правильный ответ раздаются жетоны)
1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(30 лет и 3 года)
2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности
возле его царства нет?
(«Ки-ри-ку-ку,
Царствуй лежа на боку!»)
3. Откуда эти строки:
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.»
(Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
(«Дурачина ты, простофиля»)
5. Сколько раз закидывал старик свой невод в море?
(Три раза)
6. С чем приходил невод?
(Первый раз – с тиной,
второй раз – с травою морскою,
третий раз – с золотой рыбкой)
7. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?
(«Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам»)
8. За какую плату согласился Балда работать у попа?
(В год за три щелчка тебе по лбу)
9. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?
(В комара, в муху, в шмеля)
II. Стук в дверь. Почтальон Печкин.
Печкин: – Здравствуйте, ребята! Это я, почтальон Печкин. А это я куда попал, в сказку что ли?
Так … значит по адресу все сходится:
(Читает надпись на конверте)
Куда: Школа №4
Кому: Любителям пушкинских сказок
Обратный адрес: Царь Дадон.
– Ребята, я принес вам два письма от царя Дадона. А раз уж я попал к вам сюда, в сказку, стало быть, тоже хочу в ней принять участие. С вашего разрешения прочту вам письмо от Дадона. Очень уж мне интересно, что написал вам царь. Был я у него, надоело ему царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам свои вопросы, да не простые, а мудреные.
(Достает листы из конверта, читает)
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки»
– Узнаете, кто это?
«Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…»
– О каком фрукте идет речь и из какой он сказки?
– А во втором конверте первый выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящен публикации сказочных объявлений.
Сказочные объявления:
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
- запрягать лошадь,
- топить печь,
- закупать продукты на рынке,
- печь яйца, варить кашу,
- нянчить детей.
Мой адрес: …
(«Сказка о попе…», Балда)
2. Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- соболя,
- черно-бурые лисицы,
- донские жеребцы,
- чистое серебро,
- злато.
И все это по доступным ценам! «Пальмира» ждет вас!
Адрес фирмы: …
(«Сказка о царе Салтане»)
3. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания как:
- укусы правого и левого глаза,
- волдыри на носу.
(«Сказка о царе Салтане»)
4. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес …
Обращаться к ...
(«Сказка о мертвой царевне…»,
к царевне-мачехе)
5. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Адрес: …
(«Сказка о золотом петушке»)
Печкин: – Хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина. Мне даже захотелось остаться с вами до конца турнира, а почту я потом разнесу.
III. Следующий конкурс
– Перед вами лежат рисунки, выполненные вами к сказкам. Вы должны отобрать иллюстрации, относящиеся к той сказке, отрывок из которой вы услышите:
1. «Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил»
2. «То невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя»
3. «Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою»
4. «Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой»
IV. Музыкальный конкурс.
– Сегодня у нас много гостей, но есть и необычный гость.
(Слушание первого музыкального фрагмента)
– Как называется музыкальный фрагмент?
(«Полет шмеля»)
– В какую сказку-оперу мы попали?
(«Сказка о царе Салтане»)
– Сказочное чудо стихов А.С.Пушкина композитор Н.А.Римский-Корсаков передал в музыке. В «Сказке о царе Салтане» три чуда. Угадайте, кого изображает музыка.
1. Слушание музыкальной темы – белки «Не в саду, не в огороде…»
2. Слушание музыкальной темы – царевна Лебедь «За морем царевна есть…»
V. Конкурс капитанов.
На полу разложены листы, вырезанные в виде рыбок и петушков. С обратной стороны записаны вопросы. Капитаны берут по очереди листы и отвечают на вопросы.
1. Какие чудесные дары получил от царевны-Лебеди князь Гвидон?
(Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатырей с дядькой Черномором и она сама согласилась стать его женой)
2. С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»?
(«Жил-был поп, толоконный лоб»)
3. Последнее желание сварливой старухи?
(Стать владычицей морскою)
4. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному
зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
5. Верный сторож царя Дадона.
(Петушок)
6. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
(«Смилуйся, государыня, рыбка!»)
VI. Блицтурнир.
(Отвечать очень быстро)
1. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Яблоком)
2. В какой сказке Пушкина «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут»?
(«Сказка о царе Салтане»)
3. Мимо какого острова проплывали гости города?
(Острова Буяна)
4. От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь?
(«Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил»)
5. В какой сказке «царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился»?
(«О мертвой царевне и семи богатырях»)
1. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
(Дадон)
2. Под каким деревом белка грызла орешки?
(Под елью)
3. Как звали жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Елисей)
4. Где встретились поп и Балда?
(На базаре)
5. Какую песенку пела белка при честном при всем народе?
(«Во саду ли, в огороде»)
VII. Жюри подводит итоги.
– Вот и подошел к концу наш литературный турнир. Вы, ребята, молодцы! Показали отличные знания.
Победили ум, смекалка, дружба.
Спасибо всем за участие!
А наши маленькие друзья получают сюрпризы на память о нашей игре.