Рабочая программа по внеурочной деятельности "Правовой час"
Submitted by Людмила Федоровна Рощина on вс, 28/10/2012 - 16:33
Пояснительная записка.
Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.
Права человека! Права ребенка! Эти фразы прочно вошли в нашу жизнь и прижились в нашем обществе. Но еще звучат реплики, что мы не знаем своих прав, что они не выполняются, что не все понимают значимость этих юридических норм. Правовое воспитание школьников определяется теми изменениями, которые происходят в стране. В современных условиях меняется характер отношений между Государством и Личностью. Появилась возможность проявить себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время значительно возросла ответственность за свою судьбу. Жизненный успех определяется приоритетом таких свойств личности, как предприимчивость, деловитость, умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, их правовом регулировании, действовать в соответствии со своими интересами, не переступая при этом закон. Этим определяется особая значимость правового воспитания как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка. Человек должен с детства расти с прочным пониманием необходимости знаний своих прав, обязанностей и прав других людей, чтобы его действия не наносили вред другим. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных ситуациях. Ребенок должен уважать себя и знать, что закон на его стороне.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Одна из важнейших педагогических задач – воспитание ребят сопричастными к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины.
Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Очень важно, чтобы, начиная ещё с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времён и поколений, знали и гордились нашими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину и делали всё, чтобы она была стабильной и крепкой.
Все эти задачи решаются во внеурочной деятельности учащихся.
Цель: способствовать формированию у учащихся правовой культуры, становлению общественно активной, социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободу человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, в игровой форме ознакомиться со статьями из декларации прав человека; сформировать положительное отношение к законам и их выполнению.
Задачи:
· познакомить учащихся с правовыми нормами и правовыми терминами,
· познакомить детей с правами и обязанностями,
· научить использовать теоретические знания на практике в повседневной жизни,
· формировать понятие о преступлении и правонарушении, об уголовной и административной ответственности, умение прогнозировать последствия своих поступков,
· воспитывать уважение к законам, культуру поведения,
· формировать умение соблюдать элементарные правила безопасности.
Универсальные учебные действия
Результат формирования УУ
Личностные действия
Сформированность внутренней позиции школьника, гражданская ответственность, правовое самосознание, духовность и культура, толерантность,наличие морально-этических установок,
основанных на общечеловеческих ценностях.
Регулятивные действия
Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение, способность к моральной самооценке,
принимать самостоятельное решение в конкретных жизненных ситуациях, связанных с
нарушением прав ребенка.
Познавательные действия
Приобретение правовых знаний, которые позволяют эффективно решать проблемы,
представления о правах и обязанностях .
Коммуникативные действия
Способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, не
ущемляя прав других, эмоционально нравственная регуляция поведения в конфликтных ситуациях
Воспитательные результаты
Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень)
Воспитание уважения к законам, культуры поведения, ответственности за свои поступки, взаимопомощи.
Приобретение школьниками знаний о правовых нормах, о правилах групповой работы, сформированности адекватных возрасту взглядов, оценок и убеждений.
Сформированность оценок окружающей действительности, умение различать справедливость от несправедливости, наличие морально-этических установок, основанных на общечеловеческих ценностях
Школьник может объяснять свои взгляды, выражать своё личное мнение о том, что для него значимо, участвовать в дискуссиях, обсуждать актуальные темы.
Методическое обеспечение программы:
Дидактический принцип научности формирует у учащихся правильные понятия.
Вся деятельность побуждается внешней (эмоциональной) и внутренней (познавательной) мотивацией.
Воспитательные и образовательные задачи достигаются через формы и методы работы:
Формы работы разнообразные:
Групповая работа. Работа в парах.
(образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания.