Submitted by Нина Герасимовна Петухова on чт, 25/10/2012 - 20:16
Клянемся вежливыми быть!
(Внеклассное мероприятие для начальных классов)
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости.
2. Воспитывать уважение к окружающим.
3. Развивать речь учащихся.
Наглядность:выставка книг о добрых и вежливых поступках, плакат «Правила вежливого человека», «вежливые» слова на карточках.
Ход мероприятия.
I Организационный момент.
II Основная часть.
Ведущий.Ребята, вы окончите школу и станете трудиться на заводах и фабриках, строить дома, водить поезда или корабли, выращивать новые сорта растений, лечить больных. Вы будете строителями, капитанами, космонавтами, врачами, продавцами, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться с детства.
Что это значит - быть вежливым? (Ответы учащихся)
Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Но иногда ребята ведут себя грубо с родителями, со старшими, со своими друзьями.
Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком мальчике говорится в данном стихотворении?
1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем
Мы лучше здесь его не назовем.
2 ученик.«Спасибо», «здравствуйте», «простите»-
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
3 ученик. Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
4 ученик. А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
5 ученик. Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
6 ученик. Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
7 ученик. Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы… мы скажем вам «спасибо».
Ведущий.Ребята, а среди вас есть такой школьник? Если есть, то он должен исправиться и стать вежливым.
Для того чтоб стать вежливым, мы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение. А какие «волшебные» слова вы знаете? Когда вы говорите эти слова?
(Ответы учащихся).
Ведущий. Теперь проведем поэтическую игру «Словарь вежливых слов». Я читаю начало строчек, а вы добавляете последнее слово.
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(спасибо).
2. Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день).
3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо)
4. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(прости, пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свиданья)
Ведущий. Молодцы. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки наши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда не приходилось за них краснеть, стыдиться.
А сейчас, ребята, решим все вместе задачи не на сложение, а на уважение.
Задача 1. Мальчик на улице крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Какие ошибки сделал мальчик?(1.Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»2. После ответа взрослого надо было сказать «Спасибо»)
Задача 2. Девочкавозмущенно жаловаласьмаме: «Мальчишка во дворе такой невежа - зовет меня Галка. «А ты как его зовешь?», - спросила мама.
«Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу «Эй, ты!»
Скажите, права ли Галя?
Задача 3.Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному мальчику 8 лет, а другому -11 лет?
Задача 4.Однажды по улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел. Как вы думаете, что сказал мальчик старику?
Задача 5. Каких слов не хватает?
Однажды Миша поехал в театр. В автобусе он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Миша встал и сказал женщине: «Садитесь,… (пожалуйста)» Женщина очень вежливо поблагодарила Мишу: «…»(спасибо). Неожиданно автобус остановился. Миша чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Миша сразу же сказал: «…»(извините, пожалуйста).
Ведущий. Молодцы! Ребята, грубость и неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями и со своими товарищами бывают не только мальчики, но и девочки. Так ли это? Об одной такой девочке написала А.Барто в своем стихотворении «Любочка».
Синенькая юбочка. Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придете в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога объявляет на ходу:
- У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае, она билета не берет.
Всех локтями раздвигая, продвигается вперед.
Говорит она, толкаясь: «Фу, какая теснота!»
Говорит она старушке: «Это детские места»
«Ну, садись»,- вздыхает та.
Синенькая юбочка. Ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей ее красе.
Случается, что девочки порой бывают грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
Ведущий. Ребята, вы пока учитесь в школе, но вы должны уже сейчас воспитывать в себе привычку заботиться о людях, быть внимательными и добрыми к окружающим.
Например, хлопать со всего маху дверью или громко кричать в доме и школе – это признаки бескультурья. Воспитанный, вежливый человек не будет вмешиваться в разговор взрослых, не бегает во время концерта или спектакля. Вы скажете, что это мелочи? Но из этих мелочей складывается характер человека. И этот характер проявится в большом деле, в дальнейшей жизни.
Стихотворение «И ежели вы вежливы…»
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
И ежели вы вежливы то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Ведущий. А иногда, ребята, бывает и так. Во время перемены или дома вы играете, бегаете, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку. И тогда ребята постарше и посильнее начинают бить слабых. Что вы можете сказать о такой ситуации?
Стихотворение «Игра»
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать:
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится,- стыдится!
Песня «Настоящий друг»
Ведущий. Все вы, ребята, в играх должны оставаться друзьями. С детства должны быть добрыми, вежливыми, уважать друг друга, старших, должны быть чуткими и внимательными.
Стихотворение «Клянемся вежливыми быть…»
Клянемся вежливыми быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день», «до свидания»-
Если нужно «Прошу прощения!»
Клянемся вежливыми быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету-
Науку помнить эту.
Клянемся вежливыми быть!
- Работа с выставкой книг, ознакомление с книгой В.Осеевой «Волшебное слово».