Директор ГКОУ Саратовской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г. Хвалынска»
______________ Т.А.Бузаева
«__»______________2011г
Программа гражданско-патриотического воспитания
«Поэтом можешь ты не быть…»
Возраст детей: 11-16 лет
Срок реализации программы: 10 часов
Разработал: воспитатель группы №3 Иванченко Ирина Викторовна
г. Хвалынск
Саратовской области
2011 год
Паспорт программы.
1) Наименование программы
Программа гражданско- патриотического воспитания
2) Основание для разработки программы
3) Разработчик программы
Иванченко Ирина Викторовна, воспитатель группы №3.
4) Цели и задачи программы
Цель:Формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.
Задачи:
1. Формировать патриотическое сознание и гражданское поведение.
2. Изучить особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины.
3. Способствовать духовному развитию воспитанников.
5) Сроки и этапы реализации программы
10 часов
6) Исполнители программы
Иванченко Ирина Викторовна
7) Ожидаемые конечные результаты программы
- знаком с культурно-историческими ценностями своего народа;
- знает историю и культурные ценности своего города;
- имеет изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;
- уважительно относится к старшему поколению и Отечеству;
- обладает толерантностью;
- знает свои гражданские права и обязанности
8) Организация контроля реализации
программы
Административный контроль.
Итоговый контроль: открытое занятие.
Пояснительная записка.
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала ещё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Но сейчас молодое поколение находится в полной растерянности относительно того, кто они такие и для чего живут. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по – настоящему любить своё Отечество. Поэтому стало очевидным, что решение этих проблем в жизни нашей страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважении к историко–культурному наследию своего народа.
В настоящее время патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Работа по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве прививания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Проведённая диагностика показала, что у многих воспитанников недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма. Не все учащиеся с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле. Это вызвало необходимость разработать воспитательную программу по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав в ней акцент на изучение традиций родного края. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Наше будущее в наших руках» призвала систематизировать и углубить знания воспитанников об истории, традициях, этнографии родного края, закрепить знание прав и обязанностей гражданина РФ, сформировать уважительное отношение к представителям иных рас, вероисповеданий.
Новизна данной программы в том, что каждое занятие предполагает до 50% самостоятельной поисковой работы. Также запланировано оформление творческого проекта.
Анкета по гражданско-патриотическому воспитанию (декабрь 2012г.)
«Пионерское прошлое наших родителей» ОЗ. Круглый стол.
0,4
0,6
8
«Права и обязанности гражданина РФ». Занятие.
0,7
0,3
9
«Долг Родине». Британские дебаты
0,2
0,8
10
«Выходящая диагностика»
1
2. Содержание программы:
1)«Входящая диагностика» - анкетирование детей, подведение результатов.
2)«Символика РФ: герб, флаг, гимн».
Занятие способствует осмыслению исторической необходимости возникновения герба, флага, гимна, знакомит с значением герба г.Хвалынска, Саратовской области.
3)«Город, в котором я живу». Экскурсия в краеведческий музей, которая поможет узнать исторические этапы развития г.Хвалынска, поможет сформировать уважительное отношение к родному краю.
4)«Русские народные традиции». Занятие предполагает на основе национальных традиций разработать традиции будущей семьи, внести предложения по введению новых традиций в детском доме.
5) «Изучение этнографии Саратовской области». Творческий проект. Занятие проводится с предварительной подготовкой. Детям предлагается ответить на ряд вопросов по этнографии Саратовской области и составить проект о национальностях, проживающих в нашем крае.
6)«Толерантность». Беседа с элементами проектапоможет разработать воспитанникам программу-минимум и программу-максимум по развитию у себя чувства толерантности.
7) «Пионерское прошлое наших родителей».ОЗ.Занятие проходит в форме «Круглого стола». С помощью проблемно-поискового метода выявляются знания детей о пионерском прошлом старшего поколения. После ознакомления с историей развития пионерского движения в Советском Союзе, предлагается разработать современную альтернативу.
8)«Права и обязанности гражданина РФ». Занятие проходит в форме деловой игры, которая учит умению аргументировать свою точку зрения, и высказывать контраргументы. Занятие закрепляет знания воспитанников о правах и обязанностях гражданина РФ.
9)«Долг Родине». Занятие в форме «Британские дебаты»вырабатывает умение вести диалог, слушать соперника, отстаивать свою точку зрения. На обсуждение ставится вопрос: « Нужно ли служить в современной Российской армии?»
10)«Выходящая диагностика» - анкетирование детей, подведение результатов.
Ожидаемые результаты:
При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы: воспитанник, который:
- знаком с культурно-историческими ценностями своего народа;
- знает историю и культурные ценности своего города;
- имеет изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;
- уважительно относится к старшему поколению и Отечеству;
- обладает толерантностью;
- знает свои гражданские права и обязанности
Основные критерии эффективности внедрения программы:
1) Рост уровня правовой грамотности, духовного развития воспитанников.
2) Повышение доли воспитанников, участвующих в мероприятиях гражданско-патриотической направленности
Список литературы:
Спутник классного руководителя.10-11 классы / сост. В. В. Шумилова, Т. Т. Н. Мишарёва, И. С. Сидорчук. - Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
Классные часы: 11 класс /Авт-сост. А. В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2009. -256с. – (Учебный год).
Кулинич Г. Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2007. – 224с. – (Педагогика. Психология. Управление.)