Submitted by Галина Александровна Уманец on чт, 25/10/2012 - 12:14
Урок 1.
Тема: «Химия как часть естествознания. Предмет химии».
Цели урока:Знакомство с предметом химии, основными химическими понятиями: вещества, вещества простые и сложные; химические реакции; формирование познавательного интереса к новому предмету; создание позитивного эмоционального настроя.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Учебная:Сформировать представление о науке химии; научить определять и описывать физические свойства веществ, сравнивать их, находить сходство и отличие; раскрыть межпредметные связи; обсудить проблемы окружающей среды.
Воспитательная: Способствовать развитию интереса учащихся к химической науке; осознать значение химии в различных отраслях народного хозяйства; формировать интерес к информационной деятельности и коммуникативной диалоговой среде, которые позволят создать условия для воспитания культуры взаимоотношений в детском коллективе.
Развивающая: организация совместного творческого поиска с целью применения полученных знаний на практике.
Методы обучения: диалогическое изложение, межпредметная беседа, объяснение, химический эксперимент, демонстрация символико-графических средств наглядности, метод классификации.
Приёмы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка и решение учебных проблем, организация акцентированных наблюдений, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся.
Средства обучения: причинно-следственные связи, внутрипредметные и межпредметные связи, оборудование и реактивы, мультимедийный проектор, компьютер.
Цель урока:
1. Сформировать понятия «наука химия», «вещество», «свойства веществ».
2. Дать первое представление о предмете химии.
3. Научить учащихся определить и описывать свойства веществ, закрепить упражнениями умение сравнивать, находить существенные признаки, обобщить материал
Цель урока:
Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:
а) о веществе, а также о простых и сложных веществах.
б) о химическом элементе и о трех формах его существования.
в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.
Ход урока:
Девиз урока (слайд1)
Записать в тетради число, тему урока.
? Какие у вас возникают ассоциации со словом «химия»?, записать в тетради несколько слов.
Происхождение слова Химия (слайд 2)
? Как вы думаете, какая существует взаимосвязь между понятием «химия» и Древним Египтом, Вавилоном, Индией, Китаем?
История развития химии в древности (слайды 3-6)
Алхимический период развития науки (слайд 7)
Химия – как наука, ученые – основоположники химии (слайды 8-11)
Нобелевские лауреаты (слайд 12)
Девиз урока (слайд 13)
Химия в быту (слайды 14-15)
Вещество, материя образует весь окружающий нас мир.
Вставши утром, вы подошли к раковине и взяли в руки кусок мыла.(слайд 9) Вот вы уже и имеете дело с химией в лице одного из ее продуктов и в химических процессах – действия мыла на кожу.
Вставая утром, вы оделись и обулись (слайд 10). Одежда, то есть пряжа и ткань, из которой она сделана, химически побелены и окрашены, кожа ботинок выдублена и вычернена. Все это химические процессы, как и предварительное изготовление нужных для этого белящих, дубящих и красящих веществ.
Кстати, знаете, откуда получается большинство современных красок? Из темно-бурой каменноугольной смолы. Сотни различных ярких, радующих наш глаз, красок добывают из нее химики и сверх того, хотя смола пахнет прескверно, из нее получают благовонные ароматические вещества. Та же смола дает ряд ценных лекарств, помогающих при различных болезнях, обеззараживающие вещества и – увы! - материалы для изготовления убийственных ядов.
Одевшись и умывшись, вы садитесь пить чай (слайд 11), и опять перед вами дары химии. Листочки чайного дерева не просто засушены, они предварительно провялены, подвергнуты химическим процессам брожения, а иногда, что греха таить, еще и безбожно подкрашены. Сахар – выделяется на специальных заводах, с помощью сложной химической обработки свекольного сока!
Процесс приготовления пищи – сложный химический процесс.
Да и сами мы с вами – мини химические заводы по переработке химического сырья – пищи. Сложные химические процессы начинаются в нашем организме с первого момента попадания пищи в рот.
Позавтракав, вы отправились на занятия. А где мы с вами в классе встречаемся с химией? с ее продуктами?
Зарождение миров (слайд 12), их развитие, появление на них жизни и их кончина (ибо и миры не вечны) неизменно связаны с химическими превращениями вещества. Химия – удивительная наука. Она научила нас познавать состав небесных тел и даже определять их возраст, она же вооружила нас против злейших болезней. Нет отрасли человеческой деятельности, которая не имела бы прямой или косвенной связи в этой великой наукой.
А как все это начиналось?(слайд 13)
Вот кажется, будто недавно
Жил человек и не знал,
Что из серого, мрачного камня
Выплавить можно металл,
Что обычный песок под ногами
Огонь превращает в стекло
Трудно сейчас и представить,
Как это было давно.
! Ассоциации (зачитать вслух).Химия – какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Зачитать вслух, то, что вы написали в тетрадях.
Работа с ассоциативным рядом.
Получается, что все наше восприятие этого слова можно разделить на полезные (химические волокна, химические удобрения, моющее средства, лекарственные препараты)(слайд 6) и вредные (загрязнение воздуха, водоемов, почвы, продуктов питания химическими веществами, химические отравления, химическое оружие)(слайд 7).
Хемофилия и хемофобия (слайды 16, 17)
Человек связан с окружающим его миром живой и неживой природы тысячами незримых нитей. Он и сам является ее частью. Природа кормит, поит человека, обеспечивает его повседневные потребности, дарит несказанное удовольствие от обращения с ней.
Однако взаимоотношения человека с окружающей средой складываются очень непросто. С одной стороны, человек благоговеет перед природой, восторгается ею, воспевает ее в стихах. Запечатлевает в прекрасных картинах и фотографиях. (слайд3)
С другой стороны, тот же человек вырубает леса, истребляет животных, загрязняет окружающий мир промышленными и бытовыми отходами, превращает прекрасные и полноводные реки в сточные канавы.(слайд4)
Терпеливая и мудрая природа в ответ наказывает человека землетрясениями и цунами, наводнениями и снежными лавинами, непредсказуемыми сменами климата и погоды. (слайд5)
Чтобы взаимоотношения человека и окружающего его мира были добрыми и гармоничными, необходимо знать и понимать природу, бережно к ней относится и грамотно вести хозяйственную деятельность. Этому призваны способствовать и изучаемые в школе предметы, которые относятся к естествознанию: география, биология, физика, химия. Географию, биологию, физику вы уже начали изучать. А с сегодняшнего дня мы с вами начинаем изучать химию. И это не случайно. Почему?
Что же такое химия?
Простое и сложное (замок) (слайд 18)
Дверной замок – вещь.(слайд 8) Собран он из многих отдельных частей, хитро прилаженных друг к другу, но все эти части и весь замок в целом сделан из одного вещества – железа. Сложная вещь по устройству, а по составу вещества – простая.
Вещества и тела (слайды 19-21)
Свойства веществ (слайды 22-24)
В тетрадях выполнить задание, перечислив свойства веществ через запятую. Взаимопроверка.
Практические задания (слайды 25-28)
В тетрадях распределить вещества и тела. Взаимопроверка.
Химический элемент, формы его существования, простые и сложные вещества (слайд 29-31) В тетрадях зарисовать схему форм существования химического элемента.
Закрепление (игровые моменты) (слайды 32-33)
Легенда о восточном султане. (объем материала, научных знаний).
Химия – чудо наука!
В любую область простирает руки!
В одежде химия, в продуктах и в воде,
В жилище, в воздухе, везде!
Цвет жидкости быстро изменит,
Огонь разведет без спички,
Натуральный продукт заменит
Человеку нужно знать ее привычки!
Сельское хозяйство, медицина, космос…
Всюду на химию спрос.
Будем учить ее отныне и до века,
Ведь химия - это и организм человека.
Служанкой назови ее или царицей,
Дело не в имени,
Вся наша жизнь –
Познание химии.
Рефлексия: области применения химии (слайды 34-35)
Химия – не только область естествознания. Она также область производства человеческой деятельности по получению материалов. Нужных при постройке зданий, для изготовления машин, одежды и обуви, красителей, лекарств.