Представляю вам часть своей рабочей программы по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой в соответствии с ФГТ
IОбязательная часть
Организация режима пребывания детей в детском саду
Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня. Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.
Режим дня в группе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.
Основные физиологические принципы построения режима дня соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.
В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности. Приложение 2.
Большая часть времени направлена на организацию взаимодействия в рамках реализации задачи по охране и укреплению здоровья воспитанников.
Режим пребывания составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду(Приложения 3 и 4)
Режим обучения см. приложения 5 и 6
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.
Содержание соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Содержание психолого-педагогической работы направлено на освоение детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка".
Каждое направление включает несколько образовательных областей.
Физическое направление развития детей
Образовательная область: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель:формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формировать правильную осанку. Закреплять и развивать умение ходить и легко и ритмично бегать, согласовывая движения рук и ног. Действовать по сигналу. Закреплять умения лазания, энергично отталкиваться и мягко приземляться. Отбивать мяч о землю и принимать правильное исходное положение при метании.
Образовательная область: ЗДОРОВЬЕ
Цель:охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья.
Задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Укреплять здоровье детей, закаливать организм и совершенствовать его функции. Осуществлять закаливающие процедуры. Обеспечивать пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику.
Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом, умываться,
мыть руки с мылом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Продолжать знакомить с частями тела и органами чувств человека.
Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма. Развивать умение заботиться о своем здоровье .Дать представление о составляющих здорового образа жизни. Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью взрослым.
Социально-личностное направление развития детей
Образовательная область: СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Цель:освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Задачи:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в их выборе; побуждать к активной деятельности. Формировать умение соблюдать правила поведения в процессе игры. Развивать и обогащать сюжеты, выполнять игровые действия, подбирать предметы и атрибуты для игры.
Формировать умение договариваться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
Расширять область самостоятельных действий и развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Развивать творческие способности детей в играх, поддерживать интерес к театрализованной игре. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, побуждать к проявлению инициативы, предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Способствовать дальнейшему развитию режиссерской игры.
Знакомить с дидактическими играми, поощрять стремление детей освоить правила настольно-печатных игр.
Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым: учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о правилах поведения.
Формировать представление о росте развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Формировать первичные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Углублять представления детей о семье и ее истории. Интересоваться, какие обязанности по дому есть у ребенка.
Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности. Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками.
Воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о красивых местах и достопримечательностях. Дать доступные представления о государственных праздниках, о Российской армии, о воинах, которые охраняют Родину.
Образовательная область: ТРУД
Цель:формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, приводить ее в порядок с помощью взрослого. Формировать умение готовить и убирать свое рабочее место до и после занятий.
Приучать самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке. Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных.
Закреплять умение ухаживать за растениями. Приобщать детей к выращиванию зелени для подкормки птиц зимой. Приобщать к работе в цветнике. Формировать стремление помогать воспитателю при уборке используемого оборудования
Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, развивать умения выполнять поручения Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы Разъяснять детям значимость их труда.
Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях. Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивать значимость их труда.
Образовательная область: БЕЗОПАСНОСТЬ
Цель:формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами и культурой поведения в детском саду, на улице и в транспорте, во время игр и занятий.
Закреплять знания о правилах дорожного движения. Расширять знания о светофоре, о специальных видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте. Знакомить с элементами дороги и дорожными знаками.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными. Объяснять, что растения нельзя рвать без разрешения взрослых- они могут быть ядовитыми. Формировать привычку экономить вводу.
Познавательно-речевое развитие детей
Образовательная область: ПОЗНАНИЕ
Цели:развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Задачи:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств. Формировать образные представления на основе развития образного восприятия. Использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов.
Обращать внимание детей на окружающие здания и сооружения, транспорт, выделяя их части, форму, расположение по отношению к самой большой части. Различать и называть строительные детали. Устанавливать ассоциативные связи. Анализировать образец постройки, самостоятельно измерять постройки. Развивать представление об архитектурных формах.
Обучать приемам конструирования из бумаги.
Приобщать детей к изготовлению поделок из природного и бросового материала.
Развивать исследовательскую деятельность ребенка, привлекая к этому родителей.
Дать представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов. Учить считать до 5. Сравнивать 2 группы предметов, именуемые числами. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета, уравнивать неравные группы двумя способами. Отсчитывать предметы из большего количества.
Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте) и толщине, отражать результаты сравнения в речи. Сравнивать по двум признакам. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами.
Развивать представления о геометрических фигурах ( круг, квадрат и треугольник), а также кубе и шаре, выделяя особые признаки фигур. Познакомить с прямоугольником, сравнивая его с другими фигурами. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров. Соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, обозначать словами положение предметов. Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко.
Расширять представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире. Знакомить с признаками предметов, сравнивать и группировать предметы по некоторым признакам. Расширять знания об общественном транспорте. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Знакомить с культурными явлениями. Дать представление о жизни и особенностях труда в городе и сельской местности; об изменении видов человеческого труда и быта. Познакомить с деньгами, возможностями их использования.
Расширять представление детей о природе, знакомить с домашними животными, с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), с их внешним видом и способами передвижения. Расширять представления о насекомых. Знакомить с фруктами, овощами, ягодами и грибами. Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях, их названиях и способами ухода за ними. Узнавать и называть 3-4 вида деревьев. Расширять представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений. Развивать умение замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы во время сезонных наблюдений.
Образовательная область: КОММУНИКАЦИЯ
Цели:овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Обсуждать информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы ближайшего окружения, способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, выражать свою точку зрения, обсуждать различные ситуации.
Пополнять и активизировать словарь, развивать умение использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Определять и называть местоположение предмета, время суток. Учить употреблять существительные с обобщающим значением, слова-антонимы.
Закреплять правильное произношение звуков, развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Поощрять словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать активно употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Совершенствовать диалогическую речь. Развивать умение рассказывать, описывая предмет, картину. Закреплять умение пересказывать отрывки из сказок.
Образовательная область: ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цель:формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Формировать интерес к книге, регулярно читать художественные и познавательные книги. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений, показывая, как много можно узнать, рассматривая иллюстрации. Правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать считалки. Познакомить с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е.Чарушиным.
Художественно-эстетическое направление развития детей
Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
В рисовании помогать детям располагать изображения на всем листе, передавать соотношения предметов по величине. Закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Формировать умение закрашивать рисунки, проводя линии и штрихи только в одном направлении, не выходя за контур. Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров. Познакомить с городецкими изделиями, выделять элементы городецкой росписи.
Развивать интерес детей к лепке, совершенствовать их умения: прищипывание с легким оттягиванием краев, вытягивание отдельных частей из целого куска, сглаживание поверхности. Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений, Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявления активности и творчества.
Развивать интерес к изобразительной деятельности, вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Обогащать представление об искусстве как основе развития творчества. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения. Сохранять правильную позу при рисовании. Проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Приобщать к восприятию искусства, развивать интерес к нему, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Познакомить с профессиями артиста, художника, композитора. Понимать содержание произведений искусства. Различать жанры и виды искусства: стихи, роза, загадки, песни, танцы, музыка, картина, скульптура, здание и сооружение . Выделять и называть основные средства выразительности и создавать свои художественные образы. Познакомить детей с архитектурой, вызывать интерес к различным строениям, закреплять умение замечать различия в сходных по форме строению зданиях. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок, музеев. Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Продолжать знакомить с оформлением помещений, подчеркивая их назначение, замечать изменения в оформлении группы и зала, участка. Формировать умение видеть красоту окружающего, предлагать называть предметы и явления, особенно понравившиеся им.
Образовательная область: МУЗЫКА
Цель:развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о
жанрахв музыке(песня, танец, марш). Формировать навыки культуры слушания музыки. Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Развивать способность различать звуки по высоте.
Формировать навыки выразительного пения, умения петь протяжно, подвижно, согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него.
Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы.
Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, совершенствовать танцевальные движения, совершенствовать навыки основных движений.
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму. Инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане и металлофоне.
Интеграция образовательных областей
Содержание образовательных областей взаимодействует друг с другом для обеспечения целостности образовательного процесса, то есть происходит интеграция образовательных областей.
Образовательная область
|
Интеграция с содержанием других образовательных областей
|
«Здоровье»
|
«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей);
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представления о здоровье и здоровом образе жизни человека);
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части здорового образа жизни);
«Безопасности» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья);
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни)
|
«Физическая культура»
|
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укрепления физического и психического здоровья);
«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей);
«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, как одного из средств овладения операциональным средством различных видов деятельности);
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение);
«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирования первичных представлений о себе собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности);
«Труд» (накопление опыта двигательной активности)
|
«Социализация»
|
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения норм и правил поведения);
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширения кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)
«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желаниях трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности);
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье обществе, а также безопасности окружающего мира);
«Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами)
|
«Безопасность»
|
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания);
«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности);
«Познанием» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы);
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоения общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания);
«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни)
|
«Труд»
|
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых);
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых, детей);
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности);
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государств, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых);
«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда).
|
«Познание»
|
«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми);
«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого- педагогической работы – формирования целостной картины мира);
«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о своем здоровом образе жизни);
«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире);
«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира природы);
«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и художественного искусства)
|
«Коммуникация»
|
Решение основных психолого- педагогических задач данной области осуществляется во всех образовательных областях.
|
«Чтение художественной литературы»
|
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи);
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей);
«Социализация» ( формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений);
«Художественное творчество» (развитие детского творчества)
|
«Музыка»
|
«Физическая культура» (развитие физических качеств для музыкально – ритмической деятельности);
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки);
«Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства);
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкально искусства)
|
«Художественное творчество»
|
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности);
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства и творчества);
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности);
«Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности);
«Музыка», «Чтение художественной литературы»
( развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)
|
Планируемые результаты освоения рабочей программы по развитию детей.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
К концу года дети средней группы могут:
- Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
- Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
- Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
•Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
К концу года дети средней группы могут:
- Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
- С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
- Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
- С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
- Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
К концу года дети пяти лет могут:
- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
- Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
- Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду.
- Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать характерные отличия.
- Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
- Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
- Различать левую и правую руки.
- Определять части суток.
РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
К концу года дети могут:
- Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и об следования.
- Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка).
Уметь рассказывать о своем городе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.)
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В конце года ребенок средней группы может знать:
- Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; уме ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
- Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей част и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машинист Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней ц роге, знает назначение каждого цвета светофора.
- Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улиц а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ор ентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их пер движения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной м шины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общ ственного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюла' на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двустораним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Зна1 о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначениЗнает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада д мой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объя! няет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
К концу пятого года дети могут:
- Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
- Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
- Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
- Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
- Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
- Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
- Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
- Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
- Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
- Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОНСТРУИРОВАНИЕ
К концу года дети могут:
•Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять ин
терес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
- Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
- Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
•Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке
•Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную компози
цию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
- Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
- Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
- Составлять узоры цз растительных форм и геометрических фигур.
-
Ожидаемые результату по конструированию к концу пятого года
- У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.
- Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей.
- Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.
- У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).
- Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции.
- Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними).
- Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).
- Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними.
- Развивается творчество, изобретательство.
- Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок.
- Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.
- Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
- Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.
- Учатся пользоваться ножницами, клеем.
- Развивается деловое и игровое общение детей.
- Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
К концу года дети могут:
Бережно относиться к своей одежде, уметь приводить ее в порядок;
Самостоятельно поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада
Ухаживать за птицами и растениями в помещении и на участке;
Самостоятельно
Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений.
В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняются диагностические карты.
Содержание мониторинга тесно связано с реализуемой комплексной "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2010 г.).
Промежуточный мониторинг освоения детьми Программы проводится дважды в течение учебного года в дошкольных группах (декабрь, апрель).Мониторинг для вновь прибывших детей и детей, имеющих недостаточный уровень освоения программы по итогам мониторинга предыдущего учебного года, осуществляется в начале учебного года в сентябре.
Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных в "Программе воспитания и обучения в детском саду"/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2010 г.) по основным направлениям развития:
- физическое развитие
- социально-личностное развитие
- познавательно-речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Оценка достижений детей прописана в «Мониторинге качества освоения программы. Средняя группа.» Ю. А. Афонькиной Волгоград. Издательство «Учитель»
Система мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
№ п/п
|
Направление развития
|
Диагностические методики
|
Ответственные
|
Сроки
|
|
Физическое развитие
|
Критерии физического развития детей дошкольного возраста, сформулированные в "Программе воспитания и обучения в детском саду"/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2010 г.)
|
Заместитель заведующего, воспитатели групп
|
Сентябрь- октябрь, май
|
Оценка уровня физической подготовленности детей.
Тесты общероссийской системы мониторинга
|
ст. медсестра
|
сентябрь, май
|
Параметры оценки физического развития.
|
ст. медсестра
|
в течение года
|
|
Социально-
личностное развитие
|
Критерии социально-личностного развития детей дошкольного возраста, сформулированные в "Программе воспитания и обучения в детском саду"/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2010 г.)
|
Заместитель воспитатели групп
|
декабрь, май
|
Изучение эмоционально-волевой сферы:
Мясоед П.А. «Методика непрямой экспресс - диагностики уровня психического развития дошкольников по наблюдениям родителей и/или воспитателей»
Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ Под ред. А.А. Реан. - СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
|
Педагог-
психолог.
|
сентябрь, май
|
|
Познавательно-речевое
развитие
|
Критерии познавательного развития детей дошкольного возраста, сформулированные в "Программе воспитания и обучения в детском саду"/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2010 г.)
|
Заместитель заведующего воспитатели групп
|
Сентябрь- октябрь, январь,
май
|
Диагностика развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет:
Мясоед П.А. «Методика непрямой экспресс - диагностики уровня психического развития дошкольников по наблюдениям родителей и/или воспитателей»
Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ Под ред. А.А. Реан. - СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
|
Педагог-
психолог
|
сентябрь, май
|
Изучение когнитивной сферы:
Мясоед П.А. «Методика непрямой экспресс - диагностики уровня психического развития дошкольников по наблюдениям родителей и/или воспитателей»
Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ Под ред. А.А. Реан. - СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
|
Педагог-
психолог
|
сентябрь, май
|
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Критерии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, сформулированные в "Программе воспитания и обучения в детском саду"/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, (2010 г.)
|
Заместитель заведующего воспитатели групп
|
Сентябрь- октябрь
декабрь, май
|
|
Готовность
детей
к обучению
в школе
|
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы, сформулированные в "Программе воспитания и обучения в детском саду"/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, (2010 г.)
Интегративные качества ребенка, сформулированные вФедеральных государственных требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009.
|
Заместитель заведующего воспитатели групп, специалисты
|
апрель
|
Диагностические методики оценки уровня развития детей, используемые в
МДОУ "Детский сад №187"
Источник в литературе
|
Образовательная область
|
Название и
автор методики
|
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. (6-е изд. испр. и доп. - М.:Мозаика-Синтез, 2009)
И.М.Новикова "Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников" М.:Мозаика-Синтез, 2009
Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2007г. стр.85.
Журнал «Управление ДОУ» № 4 – 2004 г., стр. 41
Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 – 1990 г., стр.116 Журнал «Дошкольное воспитание»
№ 1 2007г. стр.85
|
"Здоровье"
|
1. Критерии развития детей дошкольного возраста, сформулированные в Программе воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;
2. Оценка показателей качественного анализа представления детей 5-7 лет о здоровом образе жизни (Е.Н.Васильева, Л.Г.Касьянова, И.М.Новикова)
3. Уровень представлений о ОЗОЖ - младшая группа
4. Диагностический опрос детей о здоровье.
(И.О.Пастухова)
5. Социально-гигиенические условия жизни дошкольников и оценка состояния их здоровья.
6. «Диагностика сформированности у ребенка первичных потребностей быть здоровым»
|
Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г. стр. 96.
Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № 2 2007г. стр 34. Журнал «Дошкольное воспитание» №10 1999г. стр.44.
кн. Т.Г.Храмцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Москва 2007г. стр 37.
|
"Безопасность"
|
1. Проверка знаний правил дорожного движения в ДОУ. (С.Н.Пидручная)
2. Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука» (И.А.Агапова)
3. Обследование педагогов, детей и родителей, анкета для детей (первичная) «Один дома» (Н.Мельникова, Л.Захарова, Г.Шакурова)
4. Диагностика знаний дошкольников о правилах безопасного поведения вне дома и условий освоения этих знаний (кн. Т.Г. Храмцова)
|
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. (6-е изд. испр. и доп. - М.:Мозаика-Синтез, 2009) кн. Н.Е.Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Москва 2008г. Центр Пед.образования стр. 22, 45.
"Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников" (пособие для воспитателей и учителей начальных классов для занятий с детьми 5 - 7 лет) под. ред. О.В. Дыбиной - М. "Мозаика- Синтез" - 2008 г.
кн. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу под ред.Т.С.Комаровой и
ОА.Соломенниковой, Ярославль, 2006 г.
Н.Б.Вершинина
Диагностика уровня освоения программы: вторая младшая и средняя группы - Волгоград: Учитель, 2010.
Е.К.Ривина
"Знакомим дошкольников с семьей и родословной"- М. "Мозаика- Синтез" - 2008 г.
Кн.О.В.Дыбина «Ознакомление
дошкольников с предметным миром»
уч.пособие Москва,2007г. стр.24-58;116-117
|
"Социализация"
|
1. Критерии развития детей дошкольного возраста, сформулированные в Программе воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
2. Диагностика полоролевой воспитанности детей.
3. Диагностика:
-технологической компетентности;
-информационной компетентности;
-социально-коммуникативной компетентности.
(О.В.Дыбина и др.)
4. Диагностика уровня знаний детей о социальной действительности (Е.К.Ривина)
5. Ребенок и окружающий мир
6. Диагностика знаний и представлений детей о семье
7.Диагностические задания, критерии и уровни познания предметного мира детьми дошкольного возраста
|
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. (6-е изд. испр. и доп. - М.:Мозаика-Синтез, 2009)
Л.В.Куцакова «Нравственно- трудовое воспитание в детском саду»,
Москва,2007г.стр.124-132,134
|
"Труд"
|
1. Критерии развития детей дошкольного возраста, сформулированные в Программе воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
2. Вопросы для проведения диагностики по формированию трудовых навыков и умений детей. Анкета для проведения наблюдения за трудом детей. Характеристика уровней соц.направленности в трудовом воспитании детей 5-7лет.Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений, навыков детей дошкольного возраста
|
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. (6-е изд. испр. и доп. - М.:Мозаика-Синтез, 2009)
кн.
г.
Н.Б.Вершинина
Диагностика уровня освоения программыВолгоград: Учитель, 2010.
|
"Познание"
|
1. Критерии развития детей дошкольного возраста, сформулированные в Программе воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
4. Формирование элементарных математических представлений (вторая младшая, средняя группы)
5. Природное окружение. Экологическое воспитание (вторая младшая, средняя группы)
|
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. (6-е изд. испр. и доп. - М.:Мозаика-Синтез, 2009)
кн.
г.
В.Н.Макарова, Е.А.Ставцева, М.Н.Едакова Диагностика развития речи дошкольников- М.Педобщество России, 2007
|
"Коммуникация"
|
1. Критерии развития детей дошкольного возраста, сформулированные в Программе воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
3. Диагностика развития речи
4. Развитие речи
|
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. (6-е изд. испр. и доп. - М.:Мозаика-Синтез, 2009)
Журнал «Дошкольное воспитание»
№ 11 – 2003 г., стр.42
|
"Чтение художественной литературы"
|
1. Критерии развития детей дошкольного возраста, сформулированные в Программе воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
2. Диагностическая карта по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» (Л.Лукина)
|
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. (6-е изд. испр. и доп. - М.:Мозаика-Синтез, 2009)
кн. «Народное искусство в воспитани и дошкольников» под ред. Т.С.Комаровой Москва, 2006 г., стр. 237.
Ст. И.В.Штанько «Формирование основ художественной культуры» Журнал «Управление ДОУ» № 5 – 2005 г., стр. 78
кн. И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», Москва, 2007 г. стр.105
кн. И.А.Лыкова Педагогическая диагностика 1- 7 лет. Генезис изобразительной деятельности детей 1 – 7 лет, Москва, 2007 г.
кн. «Народное искусство в воспитании дошкольников» ред. Т.С.Комаровой Москва, 2006 г.,
стр.225
|
"Художественное творчество"
|
1. Критерии развития детей дошкольного возраста, сформулированные в Программе воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
. Показатели художественно-творческого развития, протоколы обследования, таблицы, схемы, диаграммы.
8. Диагностика уровня интеллектуально-эстетического развития детей
|
|
|
Диагностика интегративных качеств
|
кн. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы»,М., Мозаика-Синтез, 2011
|
|
1. Мониторинг детского развития (Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса)
|
|