Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Малые группы

Submitted by Алексей Михайлович Лосевский on пн, 22/10/2012 - 15:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лосевский Алексей Михайлович
Место работы, должность: 
МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова, с. Песчанокопское, Ростовская область, учитель истории и обществознания
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Образовательная цель: Уметь объяснять понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация», продолжить ознакомление учащихся с особенностями малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.

Развивающаяся цель: Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме:
– сравнивать, анализировать, делать выводы;
– рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная цель: Способствовать выработке гражданской позиции, ответственности и толерантному поведению учащихся.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Обществознание. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. (под редакцией Л.Н. Боголюбова М, Просвещение. 2008

Используемая методическая литература: 

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию – Профильный уровень. 10 класс – М.: ВАКО, 2011;

Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений профильный уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2011.

Используемое оборудование: 

проектор, экран, ноутбук (персональный компьютер), карточки-задания

Используемые ЦОР: 

 Авторская презентация Лосевского А.М.

Краткое описание: 
Ознакомление с особенностями малых групп и выявлением особенностей межличностных отношений в малых группах. Осуществление комплексного поиска и систематизация социальной информации по теме, с целью выработки своей собственной гражданской позиции. Изучение нового материала в виде работы в группах. Анализ составленного кластера, синквейна, ПОПС-формулы. Закрепление ответов учащихся в группах слайдами презентации. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Тема урока:
«МАЛЫЕ ГРУППЫ»

урок по обществознанию
в 10 кассе

Профильный уровень



Учитель МБОУ Песчанокопской средней общеобразовательной школы № 1 им. Г.В. Алисова
Лосевский Алексей Михайлович


Тема урока: «Малые группы»


Цели:

Образовательная цель: Уметь объяснять понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация», продолжить ознакомление учащихся с особенностями малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.

Развивающаяся цель: Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме:
– сравнивать, анализировать, делать выводы;
– рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная цель: Способствовать выработке гражданской позиции, ответственности и толерантному поведению учащихся.

Тип урока: Комбинированный урок
1-й урок был урок лабораторного типа (урок практикум).

Основные понятия: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция».

Термины: «социометрия», «деиндивидуализация».

Оборудование урока: проектор, экран, ноутбук (персональный компьютер).
Используются: карточки-задания, презентация «Малые группы».

Литература:

-    Обществознание. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. (под редакцией Л.Н. Боголюбова М, Просвещение. 2008;
-    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию – Профильный уровень. 10 класс – М.: ВАКО, 2011;
-    Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений профильный уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2011.

 

Ход урока


1.    Организационный момент.

  Человек существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека его удовлетворенность жизнь во многом определяется его положением о тех группах, в которых он существует. Можно конечно говорить о сопричастности лица своему Отечеству, науки и т.д. Но наша повседневная жизнь связана с так называемыми малыми группами. Именно они оставляют большой след в жизни человека. Что они собой представляют, мы рассматривали на прошлом уроке. А как строятся отношения в группах, мы будем рассматривать сегодня. Итак, мы продолжаем сегодня ознакомление с особенностями малых групп и выявлением особенностей межличностных отношений в малых группах, продолжаем учиться осуществлять комплексный поиск и систематизацию социальной информации по теме, с целью выработки своей собственной гражданской позиции.
  Но чтобы нам перейти к рассмотрению нового материала, давайте вспомним и повторим, что мы рассматривали в группах на лабораторном занятии.

2.    Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос:
- Назовите, что в социальной психологии понимается под малой группой? (Ответ - Не многочисленные по составу совокупности людей, члены которой объединены общей деятельностью и находится личном общении).
- Что считается главной характеристикой группы?
(Ответ - Наличие «мы» чувства).
- Укажите признаки малой группы как системы?
(Ответ - Социальная система, динамическая система, открытая система и самодостаточность).

Были даны домашние задания группам:

- Составить кластер по теме «малые группы»;

- Составить синквейн «малая группа»;

- Подумать над вопросом: почему референтную группу некоторые исследователи называют группой эталонной?;

- Составить ПОПС – формулу.


Изучение нового материала


Работа в группах

Задание группе №1
«Межличностные отношения в малой группе»
- Какие отношения складываются в малых группах?
Официальные (нормы и правила), неофициальные (личные отношения), деловые (должностное положение), личные (симпатии и антипатии), отношения по вертикали (начальник, подчиненный), по горизонтали (между коллегами), рациональные (друг с другом), эмоциональные (основанные на индивидуальном восприятии).
- Сделайте общий вывод о системе межличностных отношений в малой группе?
М.О. – это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.
- Что такое «социометрия»? для чего она нужна?
 Социометрия – это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам) охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения.

Задание группе № 2
- Что такое групповая интеграция?
Групповая интеграция – это состояние группы характеризующейся признаками, психологического единства, ее целостности или социальной общности.
- Расскажите о сущности теории А. Петровского о трех слоях групповой интеграции?
1-й - непосредственные контакты (эмоциональное восприятие).
2-й - отношения, основанные на совместной деятельности.
3-й - принятие всеми участниками группы единых целей групповой деятельности. Это высший уровень развития группы.
- Назовите показатели и факторы групповой интеграции.
1-й - эмоциональная идентификация, т.е. принадлежность к группе.
2-й - согласованность действий.
3-й - совпадение представлений, позиций.

Задание группе № 3
- Какие процессы способствуют групповой интеграции?
Возникновение чувства «Мы» и конфликтные ситуации.
- К каким отрицательным последствиям она может привести?
Процесс деиндивидуализации личности в группе. Это приводит к ослаблению ответственности за поведение и группам антисоциального характера.
Деиндивидуализации - это процесс в группе, когда ощущение «Мы», становится сильнее ощущения «Я».
- Дайте характеристику группы основанной на гуманистических ценностях.
Отношение в такой группе обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, поддержкой в трудную минуту, - это дружеские отношения. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.
«Когда мой друг рядом, мне кажется, что я один, и я вправе не только думать о чем хочу, но и говорить об этом» Сенека.


Рефлексия и подведение итогов

- Закрепление ответов учащихся в группах слайдами презентации;
- Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.
Задания №№ 4.4, 4.5 – практикум стр. 138.
Задание № 2 практикум (Поурочные разработки стр. 487).

Домашнее задание: § 34. Составьте проект «Мой класс как малая социальная группа» и защитите его.

Дифференцированные задания по группам:

Группа № 1
- Классификация малых групп на примере нашего класса (реальные группы, условные группы, лабораторные группы, формальные группы, неформальные группы).

Группа № 2
- Виды межличностных отношений в нашем классе (официально - деловые отношения, неофициальные отношения, эмоциональные отношения).

Группа № 3
- Провести исследование: Определите свои индивидуальные цели участия в нескольких группах, к которым вы принадлежите.

Придумать вопросы для анкеты:
- С кем бы вы хотели дежурить в классе?
- С кем бы вы хотели провести совместное мероприятие и т.д.?
- С кем бы вы хотели делиться новостями о своих успехах?


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн