- Какие слова я вам зачитала? Что вы заметили? Кто меня внимательно слушал?
-В словах есть сочетания жи- ши, ч а- ща, ч у-щу,чк,чн,,щн..
-Правильно, молодцы!Скажите мне, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-О правописании сочетаний.
Веселая переменка №6
III. Объявление темы и целей урока(открываются 2 и 3 слайды) Сегодня на уроке мы будем повторять правила о написании сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу,чк,чн,щн. упражняться в написании слов с данными сочетаниями, закрепим ранее пройденный материал. Побудем в одном интересном необычном королевстве.
- Ребята, нам пришло письмо от Ученого словаря, Первого министра Королевства Правописания. Давайте прочтем его.
(открывается4 слайд)
Приглашение
Дорогие ребята! Я,Ученый Словарь, от имени жителей Королевства Правописания, приглашаю вас посетить его!
До того, чем войти в замок, давайте споем песенку про грамматику. №1, аудиоучебник
-Кто хочет побывать в этом Королевстве?
(открывается 5 слайд)
На нем изображено Королевство Правописания и волшебница Орфография.
-Королевство наше действительно необычное. Мы будем в нем частыми гостями, подружимся с жителями, и они станут нашими друзьями в школе. Вот мы с вами в Королевстве Правописания. Обратите внимание на названия улиц, площадей, дворцов. Как нам известно, чтобы перейти улицу, надо знать правила дорожного движения. Так вот, чтобы путешествовать по Королевству, надо тоже знать правила и с ними можно познакомиться во Дворце Правил. Это дворец феи-волшебницы Орфографии. Кстати, волшебница сама пришла к нам в гости, послушать и посмотреть, как мы работаем (на доску вывешивается Волшебница Орфографии). Вместе с собой она принесла волшебный ларец.
-Посмотрим, что в этом ларце?
-Она принесла нам книгу про свое Королевство, правила, которые мы сегодня должны повторять.
- Знакомиться с первым правилом мы начнем со сказки, которую нам принесла волшебница Орфография.
Сказка
В Королевстве Правописания у князя Алфавита жили 33 буквы. Они могли написать любую сказку, рассказ, так как составляли различные слова. Однажды был карнавал, и Ы очень хотела попасть на бал. Но в это время буквы Ж и Ш составляли рассказ и требовали её присутствия. Они не любили увеселений и всегда шипели. Мимо проходила букваИ в своем серебристом карнавальном костюме, и тогда Ы решила пойти на хитрость.
-Милая И, я так плохо себя чувствую, побудь здесь вместо меня, а я схожу к доктору. И была очень добрая, и хотя очень спешила, согласилась. Когда Ы попала на карнавал, она забыла все на свете и очнулась только тогда, когда он кончился. Буквы Ж, Ш,И обратились к князю Алфавиту с жалобой наЫ. Князь выслушал их и сказал так: «За свой обман букваЫ будет наказана. А как вы думаете, какое наказание получила буква Ы?
-Ребята, давайте повторим все правила Волшебницы, и узнаем, что за наказание.
-Что вы знаете о букве ж?
-Он согласный, звонкий, всегда твердый.
-Какой еще звук всегда твердый?
-Звук ш.
-Какой звук пишется после твердых согласных ж и ш?
(открывается 6 слайд) Работа над слайдом. Вы будете отгадывать, какие гласные пишутся в словах вместо точек.
-Вот какое наказание за свое непослушание получила буква Ы: «Пусть всегда по закону нашего Королевства Правописания после букв Ж иШ пишется буква И, и пусть ни одно слово не начинается с буквы Ы»
Вывод:ЖИ-ШИ пиши через и.
-Какие звуки всегда мягкие?
-Звуки ч и щ.
-Какие звуки будем писать в сочетаниях ча-ща, чу-щу?
(открываются 7 и 8 слайды)
Работа над слайдами.
Вывод: ЧА-ЩА пиши через а, ЧУ-ЩУ пиши через у.
-Как будем писать сочетания чк, чн?
(открывается 9 слайд) Работа над слайдом.
Вывод: сочетания ЧК,ЧН, ЩН пишутся безь знака. Звук ч уже мягкий и дополнительно его мягкость обозначать не надо.
Веселая переменка №9(аудиоучебник)
IV. Работа в тетрадях.
Одиннадцатое марта.
Классная работа.
Чистописание: « Век живи, век учись».
V. Словарный диктант. №11, 13, 16, 19( аудиоучебник)