Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе «Школа 2100» (авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
Рабочая программа ориентирована на использование учебникаБунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Литература. 5-й класс («Шаг за горизонт»). Учебник в 2-х книгах. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен преемственностью в преподавании.
Программа рассчитана на 105 ч. в год (3 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 3;
уроков развития речи - 10.
Рабочая программа имеет целью воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления и способствует решению следующих задач изучения литературы на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы). Курс литературы в 5-ом классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
В программе для 5–го класса выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык».Линии, общие с курсом «Русский язык»:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует в дальнейшем успешной социализации обучающихся.
Новизна данной программы определяется тем, что расширение и углубление содержания Примерной и авторской программ ориентировано на развитие творческих способностей обучающихся и заключается в проведении творческих мастерских.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогической, решения продуктивных задач и проектной.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольных рабо
Содержание учебного предмета «Литература».
5-й класс (105 ч.)
Введение (2 ч.)
Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.
Теория литературы. Литература как вид искусства.
Часть I. От чего захватывает дух
Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.
Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч.).
Раздел 1. Жизнь по законам чести (10 ч.).
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными.
Для текстуального изучения.
Ж. Верн«Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.
Для обзорного изучения.
А. Дюма«Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.
Н.Г. Долинина«Честь и достоинство».
Теория литературы.Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя. Эссе как жанр литературы.
Раздел 2. Шифры и клады (9 ч.).
«Законы» приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Р.-Л. Стивенсон«Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.
Для обзорного изучения.
Э. По«Золотой жук» (в сокращении).
А.Н. Рыбаков«Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
Теория литературы.Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.
Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 ч.).
Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Дж. Лондон«Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.
Б.С. Житков«Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
Теория литературы. Жанр рассказа.
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 ч.).
Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.
Для текстуального изучения.
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.
М.Ю. Лермонтов«Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.
Для обзорного изучения.
М. Твен«Приключения Гекльберри Финна» (главы).
Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.
Раздел 5. Правда истории и вымысел (6 ч.).
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин«Песнь о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении.
М.Ю. Лермонтов«Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
Для обзорного изучения.
В.А. Каверин«Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.
Теория литературы.Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.
Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч.).
Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.
Для текстуального изучения.
Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
Теория литературы.Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами
Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 ч.).
Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.
Для обзорного изучения.
А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
Теория литературы.Фантастика. Научная фантастика.
Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 ч.).
Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
Для текстуального изучения.
А. Беляев«Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством.
Н.В. Гоголь«Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Для обзорного изучения.
Р. Бредбери«И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.
Теория литературы.Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.
Раздел 3. Сказка и фантастика (7 ч.).
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.
Теория литературы. Поэма как литературный жанр.
Часть III. В лабиринте событий (4 ч.)
Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива.«Законы» детективной литературы.
Для обзорного изучения.
Э. По«Убийство на улице Морг» (в сокращении) как первый классический детективный рассказ.
А. Конан Дойл«Горбун». Герой и второй герой в детективе.
Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.
Часть IV.Я и другие (14 ч.)
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.
Для текстуального изучения.
В.Г. Короленко«В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.
М.М. Пришвин«Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.
Для обзорного изучения.
Л.А. Кассиль«Кондуит и Швамбрания» (главы).
Г. Белых, Л. Пантелеев«Республика Шкид» (главы).
Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.
В. Распутин«Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.
Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Теория литературы.Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.). Сказка и быль. Стихи и проза.
Часть V.Мы не можем без них или они без нас? (11 ч.)
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.
Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».
Для текстуального изучения.
А.П. Чехов«Каштанка»
А.И. Куприн«Ю-ю» (в сокращении).
Для обзорного изучения.
Э. Сетон-Томпсон«Чинк».
Дж. Даррелл«Гончие Бафута» (отрывок).
К. Чапек «С точки зрения кошки».
Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек»,Б. Заходер «Памяти моего пса».
Теория литературы.Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.
Обобщение (1 ч.).
Мир твоих читательских интересов.
Развитие речи.
1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение-размышление о книге, литературном герое.
3) Сочинение-рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
4) Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.
Чтение и изучение произведений – 94 ч.
Развитие речи – 8 ч.
Резерв – 3 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
Обучающихся 5 класса должны знать:
- читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;
- выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть;
- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;
- выявлять авторское отношение к изображенному;
- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
- выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;
- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания;
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения различных жанров.
Обучающихся 5 класса должны уметь:
– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания;
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера,
-писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Календарно-тематическое планирование
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Литература как искусство словесного образа.
|
1
|
|
|
2.
|
Литературный герой.
|
1
|
|
|
3.
|
От чего захватывает дух.
|
1
|
|
|
4
|
Александр Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги.
|
1
|
|
|
5.
|
«Законы чести» в главе «Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала».
|
1
|
|
|
6.
|
Что такое дружба (по главе «План кампании»).
|
1
|
|
|
7.
|
Р/р Подготовка к написанию сочинения в жанре эссе.
|
1
|
|
|
8.
|
Жюль Верн – удивительный писатель.
|
1
|
|
|
9.
|
Мужественные и честные сердца.
|
1
|
|
|
10.
|
Знаменитый географ на борту «Дункана».
|
1
|
|
|
11.
|
Роман-учебник, роман-открытие.
|
1
|
|
|
12.
|
Р/р Написание сочинения по разделу «Жизнь по законам чести».
|
1
|
|
|
13.
|
Контрольная работа №1 по изученному разделу.
|
1
|
|
|
14.
|
Что такое шифр и что такое клад.
|
1
|
|
|
15.
|
К.Г.Паустовский «Эдгар По».
|
1
|
|
|
16.
|
Тайна золотого жука (по рассказу Э.По «Золотой жук»).
|
1
|
|
|
17.
|
Р.Л.Стивенсон и неизведанные острова.
|
1
|
|
|
18.
|
Полный опасностей путь.
.
|
1
|
|
|
19.
|
Цена честного слова.
|
1
|
|
|
20.
|
«Вьётся по ветру «Весёлый Роджер», Люди Флинта песенку поют».
|
1
|
|
|
21-22.
|
Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик».
|
2
|
|
|
23.
|
Р/р Написание сочинения по разделу «Шифры и клады».
.
|
1
|
|
|
24.
|
Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона.
|
1
|
|
|
25-26.
|
Что такое любовь к жизни?
|
2
|
|
|
27-28.
|
Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.Житков и его рассказ «Механик Салерно»).
|
2
|
|
|
29.
|
Р/р Подготовка к сочинению по разделу «Экстремальные ситуации».
|
1
|
|
|
30.
|
Марк Твен и его маленькие герои.
|
1
|
|
|
31.
|
Приключения – игра.
|
1
|
|
|
32.
|
Приключения – игра и жизнь.
|
1
|
|
|
33.
|
Приключения – жизнь.
|
1
|
|
|
34.
|
Море Пети и море Гаврика.
|
1
|
|
|
35.
|
Большие события и маленькие дети.
|
1
|
|
|
36-37.
|
Дети становятся взрослыми.
|
2
|
|
|
38.
|
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».
|
|
|
|
39.
|
Р/р Написание сочинения по разделу «Как мы становимся взрослыми».
|
1
|
|
|
40-41.
|
«Я найду экспедицию».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
2
|
|
|
42.
|
Лётчик Григорьев и штурман Климов.
|
1
|
|
|
43.
|
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
|
1
|
|
|
44-45
|
«Ведь были ж схватки боевые…».
|
2
|
|
|
46.
|
Р/р Написание сочинения по разделу «Правда истории и вымысел».
|
1
|
|
|
47.
|
Что мы узнали о приключенческой литературе.
|
1
|
|
|
48.
|
Контрольная работа №2.
|
1
|
|
|
49.
|
Стихи о прекрасном и неведомом.
|
1
|
|
|
50-51.
|
Защита творческих проектов по визуальному видению стихотворений о прекрасном и неведомом.
|
2
|
|
|
52-53.
|
Мастерская творческого письма.
.
|
2
|
|
|
54.
|
Наследие Артура Конан Дойла.
|
1
|
|
|
55.
|
Наука и полёт фантазии (анализ главы XIIиз романа «Затерянный мир»).
|
1
|
|
|
56.
|
Фантастический мир Александра Беляева.
|
1
|
|
|
57-58.
|
Мари Лоран и голова профессора Доуэля. Профессор Доуэль и профессор Керн.
|
2
|
|
|
59.
|
Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Рэя Брэдбери).
|
1
|
|
|
60.
|
Каждый из нас в ответе перед будущим (рассказ «И грянул гром»).
|
1
|
|
|
61.
|
Н.В.Гоголь и «ненаучная» фантастика.
|
1
|
|
|
62-63.
|
Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет».
|
2
|
|
|
64-65.
|
Жизнь и фантастика в сказке (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
|
2
|
|
|
66.
|
Творческая мастерская по презентации сказок.
|
1
|
|
|
67-69.
|
А.С.Пушкин и его первая поэма. «Там чудеса…» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»).
|
3
|
|
|
70.
|
Р/р Подготовка к домашнему сочинению по разделам «Научная и «ненаучная» фантастика» и «Сказка и фантастика».
|
1
|
|
|
71.
|
Что такое детектив?
|
1
|
|
|
72.
|
Истоки детективной литературы (Э.По «Убийство на улице Морг»).
|
1
|
|
|
73-74.
|
Знаменитый сыщик мистер Шерлок Холмс (А.Конан Дойл «Горбун»).
|
2
|
|
|
75.
|
Р/р Написание собственного детектива.
|
1
|
|
|
76-77.
|
Драмы взрослых и драмы детей (повесть В.Г.Короленко«В дурном обществе»).
|
2
|
|
|
78-79
|
Уроки добра и справедливости.
|
2
|
|
|
80.
|
Смысл названия и основные идеи повести.
|
1
|
|
|
81.
|
Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
|
1
|
|
|
82.
|
Тропа Насти.
|
1
|
|
|
83.
|
Тропа Митраши.
|
1
|
|
|
84.
|
«Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести.
Комбинированный урок.
|
1
|
|
|
85.
|
Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество Льва Кассиля).
|
1
|
|
|
86-87.
|
Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания»).
|
2
|
|
|
88.
|
Республика Шкид и её проблемы (глава из повести Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид».
|
1
|
|
|
89.
|
Рассказы о детях. В.Распутин «Мама куда-то ушла».
|
1
|
|
|
90.
|
Стихи о детях (Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий).
|
1
|
|
|
91.
|
Р/р Написание сочинения по разделу «Я и другие».
|
1
|
|
|
92-93.
|
«Собачий мир» в рассказе А.П.Чехова «Каштанка».
|
2
|
|
|
94-95.
|
«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И.Куприна «Ю-ю» и в рассказе К.Чапека «С точки зрения кошки».
|
2
|
|
|
96-97.
|
Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.
|
2
|
|
|
98.
|
Мир животных в стихах.
|
1
|
|
|
99-100.
|
Мастерская по защите творческих проектов по визуальному видению стихотворений о животных.
|
2
|
|
|
101.
|
Р/р Подготовка к домашнему сочинению по разделу «Мы не можем без них или они без нас?..».
|
1
|
|
|
102.
|
Контрольная работа №3.
|
1
|
|
|
103-105.
|
Мастерская творческого мышления.
|
3
|
|
|
Учебно-методические средства обучения
Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебники в 2-х частях для 5-го («Шаг за горизонт»).
2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетради по литературе» для 5-го класса.
4. Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебникам 5-го класса.
5. Мультимедийная поддержка уроков
Авторские презентации
Материалы публикаций в «Педагогическом мире»,
«Педагогической газете», «Нуми»,»Про школу»
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
|