Submitted by Тамара григорьевна Сидорова on Tue, 16/10/2012 - 15:18
1) Приветственное слово учителя
2) Знакомство с целями и задачами урока
Цель:
- Дать знания учащихся по теме: «Нефть - природный источник углеводородов»
- Подчеркнуть позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества
- Продолжить формирование знаний школьников о комплексном использовании сырья, о современной технологии, об охране окружающей среды
Задачи:
- Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать информацию, представлять ее, используя современные технологии
- Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение, основываясь на жизненный опыт
- Формировать умение работать в группах и индивидуально
- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки
- Поддерживать познавательный интерес к предмету
3) Основная часть:
Учитель химии: (слайд № 1, 2) Девиз: «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Нефть – это богатство страны, основа цивилизации. На долю России приходится треть мировых запасов газа и нефти.
Учитель географии: Сегодняшний урок начнем мы с того, что вспомним из курса географии, где расположены основные месторождения нефти по территории РФ и Ненецкого АО. На основании географических карт, выявите основные районы нефтедобычи на территории России и НАО.
Выступление 1 ученика: (показ по карте месторождений России и НАО) (слайд №3)
Буровые кругом, и Ненецкая нефть
Черным золотом греет страну,
Тут наш дом, мы работаем здесь
И в морозы, и в злую пургу.
Выступление 2 ученика: (слайд № 4) Физические свойства нефти, ее состав.
Вывод: нефть содержит около 100 различных соединений.
Учитель химии: Лабораторный опыт: «Физические свойства нефти».
Цель работы: определить цвет, запах, растворимость нефти в воде.
Учитель географии: (слайд №5) Исторические факты о нефти: Сведения о нефти пришли с Ближнего Востока. В Китае бурение было известно еще до н.э. Первая нефтяная скважина в мире пробурена в Баку, в 1848 г. С этой скважины начинается промышленная добыча нефти. В 1745 г. на реке Ухта на Севере был построен первый нефтеперерабатывающий завод. В день он получал из 27 тонн нефти 16 тонн керосина. Нефть поставлялась для двигателей внутреннего сгорания. Был изобретен метод перегонки нефти.
Учитель химии: Д.И. Менделеев говорил го целесообразности переработки нефти. «Топить нефтью то же самое, что и топить денежными ассигнациями». Почему он так сказала? Давайте докажем.
Выступление 3 ученика: (слайд №6, №7) Перегонка нефти в ректификационной колонне + макет «Ректификационная колонна»
Фракции: Соляровая фракция:
Бензины С5Н12 – С11 Н24 (40-2000 С ) Газойль С18Н30 – С24 Н50 (270-400 0С)
Лигрины С8 Н18 – С14 Н30 (150-2500 С) Мазут С19 Н40 – С53 Н108 (болеет 4000)
Керосины С12 Н26 – С18Н38 (180-3000)
Продукты вакуумной перегонки нефти:
1) Смазочные масла – моторное, цилиндровое
2) Не смазочные масла – кабельное, трасформаторное
3) Парафин – спичечная промышленность
4) Битумы – производство сажи, бензола, толуола
5) Вазелин - в медицине
Выступление 4 ученика (слайд №8, №9) О значении фракций нефти + коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
Из нефти мы берем для нужд, страны своей
Поток бензина, масел и мазута,
И к ним в придачу тысячу вещей
Для дома и домашнего уюта.
Вывод: В результате перегонки нефти получают много веществ, являющих сырьем для многих тысяч продуктов (пластмасс, резина, мазут, асфальт и тд). Вот мы и доказали, истинность слов Д.И. Менделеева об использовании нефти.
Выступление 5 ученика (слайд №10, 11, 12): Экологические проблемы, связанные с добычей нефти
Север наш до всех своих окраин
Буровыми вышками набит.
Нынче ненец в тундре не хозяин-
Как ему без мяса в тундре жить?
Где ему пасти оленье стадо?
В речке радугой мазут блестит,
С каждым годом больше нефти надо,
А душа за Север наш болит.
Вывод: Нефть загрязнитель природной среды.
Воздействие на экосистему: - отравление живых организмов - нарушение физиологической активности - возникновение болезней - уменьшение доступа кислорода в почву, воду - изменение среды обитания
Учитель химии: «Какие ваши предложения по охране природы при нефтедобыче?» (Учащиеся выступают об аспектах охраны окружающей среды).
1) Необходимо удалять серу и азот из нефтепродуктов (оксиды их вредны)
2) Не допускать утечки нефти
3) Проводить мелиоративные работы в районах добычи нефти, чтобы сохранить растительный покров тундры
Общая модель решения проблемы (слайд №13) Нефть – богатство стран.
НЕФТЬ
Нефтедобыча Охрана экосистемы
- добыча нефти - избегать потерь нефти
- получение сырья для производств - изменение технологий переработки
нефти
Вывод: транспортировать нефть нужно не только обеспечив экономическую выгодность, но и экологическую безопасность
4)Учитель географии: Закрепление знаний в тестовой форме:
1) Нефть – а) имеет формулу б) не имеет
2) Нефть тяжелее воды – а) да б) нет
3) Нефть – это смесь а) органических соединений б) неорганических
4) Методы перегонки нефти: а) крекинг б) перегонка
5) Виды топлива, получаемые из нефти:
а) керосин б) бензин в) лигрин
Вопросы:
1) Какова перспектива нефтехимии в НАО?
2) В последнее время возросли цены на нефтепродукты. Возможно ли снижение цен, при каких условиях?
3) Нефтехимия и окружающая среда…возможно ли мирное существование. Каковы для этого нужны условия?
Учитель химии: Сегодня мы рассмотрели один из природных источников углеводородов – нефть. Убедились в том, что и наш НАО, добывая нефть, вносит определенную лепту в развитие энергетики страны. Добывая нефть из недр Земли необходимо обеспечивать и экологическую безопасность.
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за работу.