делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении
практических задач.
3. Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции.
Оборудование: учебник «Обществознание» 9 кл. под ред. Л.Н.Боголюбова; карточки с заданиями
в трех вариантах (по количеству обучающихся в классе); рабочие тетради;
Конституция РФ .
ОБОРУДОВАНИЕ: КОМПЬЮТЕР, ПРОЕКТОР,ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Понятия и термины: гражданское общество, местное самоуправление, общественная палата.
Ход урока
Эпиграф урока (записан на экране)
«Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое».
Л.Н.Толстой, русский писатель
I Организационный момент
II Сообщение темы и цели урока
III. Повторение.
По рабочим тетрадям к § 4.
-Выборочно проверить задания устно, остальные собрать на проверку после урока.
-За устные ответы с комментариями поставить оценки.
1V/ Актуализация темы и цели:
- Сегодня на уроке изучим признаки гражданского общества.
используя текст учебника и Конституцию РФ, мы должны будем в конце урока
ответить на вопрос: Можно ли утверждать, что Российская Федерация является
правовым государством, а российское общество – гражданским.
V.Изучение нового.
1. Практическая работа с текстом учебника по группам.
Ответы возможно оформит в виде схемы или тезисов.
1 группа
- Изучить и охарактеризовать основные признаки гражданского общества.
2 группа
-В чем заключается роль которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства.
Хартия прав человека (включает следующие документы):
· Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г.
· Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г.
3 группа
Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества..
· ООН (Организация Объединенных наций)
· СБСЕ (Совет по Безопасности и Сотрудничеству в Европе)
· СЕ (Совет Европы)
· Европейская комиссия и Европейский суд (в рамках Европейской конвенции о защите прав исвобот.1950 г.)
4 группа.
- Дать определение «гражданского общества» и раскрыть его содержание.
Предполагаемый ответ.
Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни общества.
Можно выделить несколько слоев таких отношений.
· 1 слой – взаимодействие людей в процессе производства
· 2 слой – социо-культурные отношения
· 3 слой – взаимодействие по интересам
5 группа
- Охарактеризовать важнейшие элементы гражданского общества.
Предполагаемый ответ.
Местное самоуправление - публичная власть на местах, в городских и сельских поселениях, действует в соответствии с условиями и особенностями муниципального образования.
СМИ – средства массовой информации, в современной обществе СМИ называют «четвертой властью».
Учитель подводит итог: Государство немыслимо без развития гражданского общества.
Местное самоуправление. Приглашенные: глава станицы.
Работа с учебником.
2.Местное самоуправление. Какие вопросы решает местное самоуправление.
3.Назовите формы осуществления местного самоуправления.
2. Работа с документом – Конституцией РФ (работа в парах)
- Для того, чтобы аргументировано ответить на вопрос: « Можно ли утверждать,
что Российская Федерация является правовым государством, а российское
общество – гражданским» обратимся к тексту Конституции РФ, а именно