Submitted by Екатерина Маткова on вс, 14/10/2012 - 18:05
Игра-дело серьёзное.
Это заглавие -не стилистический приём: игра -действительно дело, и дело серьёзное. Игра как ведущая деятельность у детей младшего школьного возраста определяет формирование новых качеств личности, именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает, развивает. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра-это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. А мы, педагоги, прекрасно знаем, что ребёнок развивается только тогда, когда сам активно действует и наша задача -пробудить эту активность и направить её в нужное русло.
Смысл игр в педагогической деятельности и заключается именно в том, чтобы учащиеся стали соучастниками, а не просто присутствующими.
Подчёркивая значимость воспитательно-дидактических функций игры, можно отметить, что в процессе обучения она создаёт наилучшие условия для развития мотивации младших школьников и творческого характера учебной деятельности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат ( в частности препятствует формированию «психического барьера»).
Специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребёнком не в явном виде, а маскируются. Дети отвлекаются от мысли, что они учатся, но в результате достигают поставленных целей. А цели, при которых мы используем разнообразные игры на уроках иностранного языка, таковы:
формирование определённых навыков,
развитие определённых речевых умений,
обучение умению общаться,
развитие психических функций,
запоминание речевого материала.
Форма игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и лото, карты, домино, и загадки, конкурсы, всевозможные жизненные события-оборудования квартиры, сборы в поход, а также разыгрывания всяческих профессий, поведения людей.
Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно , для этого нужно самому быть увлечённым и по возможности участвовать в игре.
Игры, особенно проводимые в командах, в парах, сюжетно-ролевые игры, решают многие учебные и воспитательные задачи. Учебные задачи у каждой игры свои, в то время как воспитательные –общие для всех игр. Это и воспитание умения общаться, и уважительно относиться друг к другу, к сопернику, действовать сообща, воспитание умения находить компромиссы, считаться с мнением другого человека, слышать другого.
Ниже предлагается ряд игр соответствующие данным целям.
Для формирования навыков и умений, отработка речевого материала.
1) Лото.
Игра проводится в командах на примере темы «Профессии».
Каждая команда (их может быть 2-3-4)получает картинки по данной теме и карты с названием профессий. Побеждает та команда, которая быстрее заполнит карточками свой лист.
стоматолог
врач
водитель
милиционер
няня
пожарный
сантехник
учитель
оператор
2). Сюжетно-ролевая игра «В магазине»
Детям заранее предлагаются вежливые формы вопросов и ответов для дальнейшего их использования в диалоге.:
- Я бы хотел купить…
- Чем могу вам помочь?
- Не могли бы вы мне помочь?
- Возьмите, пожалуйста!
- Не стоит благодарности! и т.д.
Выбирается продавец. На столе- товар ( игрушки, одежда и др.предметы, названия которых мы недавно узнали ) . Дети идут покупать, имея заранее нарисованные деньги.
Подобная игра « В кафе» проводится на отработку ЛЕ по теме «Еда» + Правила поведения («вежливые» речевые структуры).
3). Игра «Прятки»
А). Отработка ЛЕ по теме «Мой дом», отработка навыка построения вопроса с глаголом-связкой
Перед ребятами схема дома
Выбирается ведущий. Прячется (мысленно) в любой из комнат. Остальные по очереди задают вопросы:
- Ты в спальне?
-Ты в ванной? и т.д
В). Подобная игра может проводиться для отработки лексики по теме «Мебель» + предлоги. Здесь уже ведущий «прячется» в одной из комнат: под диван, под кровать, за шторы и т.д.
4). Игра «Приседалочка»
Игра может проводиться на отработку ЛЕ по любой теме.
Поставить детей в 2-3 линии (команды). Каждая команды получает (может сама выбрать) определённую карточку (слово или картинка). Учитель произносит в хаотичном порядке слова. Если это слово одной из команд- эта команда должна присесть.
5). Всем знакомая игра «Снежный ком» (очень хорошо развивает память и внимание)
Игра проводится с карточками. Р1 называет первую карточку, Р2 - первую и вторую, Р3 - первую, вторую и третью. Игра усложняется, если добавить слова «У меня есть» и играть без карточек- восприятие на слух Например: P1: мама; P2: мама и папа; P3: мама, папа и дедушка и т.д.
6). Игра: «Найди картинку» или «Тише-громче» (самая любимая игра моих детей)
Вызывается один ученик к доске, закрывает глаза. Учитель прячет картинку. Ученик начинает искать картинку, а дети подсказывают ему, произнося это слово хором то тише (если не там ищет, то громче, если верно, как игра «горячо-холодно»)
Большинство игр призваны развивать способности и психические функции-залог успешного учения.
2. Игры на развитие способностей и психических функций.
1). "Что пропало"
На доске развешиваются картинки.дети их называют. Учитель даёт команду: "Закрой глаза!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Открой глаза!" и задаёт вопрос: "Чего нет?" Дети вспоминают пропавшие слова.
2)."Найди домик "
На доске развешиваются карточки (5-6) со словами на 2-3 звука, а на доске размещают карточки с соответствующими звуками (домики). Дети, поднимая карточку со словом, называют его и кладут в соответствующий "домик", т.е. под карточку со звуком, на который это слово начинается.
3). "Разноцветные буквы"
На простыне рисуют звуки/ буквы разными цветами. Учитель даёт команду: "Нади жёлтый ", ребёнок встаёт на букву указанного цвета и называет её.
(Для усложнения, кроме буквы ребёнок может называть слова, которые с неё начинаются).
4)."Противоположности ".
Игра по командам.Учитель называет слово, а команды отвечают противоположным по значению. Или одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению). Например:
Маленький- большой
Холодный- горячий
Смелый- трусливый
Длинный- короткий
Старый- молодой и т.д.
5). "Это правда или нет?"
Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание. Игрок ловит мяч и отвечает: "Это правда", либо "нет, это ложь". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку. Например:
Пушистый мишка
Сладкая ручка
Мохнатый крокодил
Красное яблоко и т.д.
6). Игра на внимание для отработки звуков.
После знакомства с новой буквой и её звуком, проводится следующая работа. Учитель читает стих. Дети внимательно слушают и ведут подсчёт нужного звука. Говорят, сколько звуков , например [ t] услышали. Затем стих читается ещё раз и проверяем вместе.
Так же для достижения воспитательных целей проводится оформление групповых проектов, стенгазет, постановка спектаклей.
На: Игра-дело серьёзное
Жаль, что картинки к играм не загрузились...