Submitted by Галина Штраух on вс, 14/10/2012 - 17:08
Классный час в 1специальном (коррекционном) классеVIII вида
Тема «Мои права и обязанности».
Учитель Штраух Г.И.
Цели:
•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.
•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;
Оборудование:
•презентация
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
(Слайд)
Тема сегодняшнего классного часа «Мои права и обязанности».
У детей, как и у взрослых, есть права и обязанности.
Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать образование, медицинскую помощь, отдыхать.
Обязанности – определённый круг действий, обязательный для выполнения. Для ребёнка, это, например, обязанность уважать взрослых.
Существуют документы, в которых закреплены права ребёнка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребёнка и Законодательство Российской Федерации.
(Слайд) Конвенция ООН защищает права детей всего мира. С некоторыми правами детей мы сегодня познакомимся.
2.Знакомство с правами:
- В какой стране мы живём?
-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами. (Слайд) Каждый ребёнок имеет право на гражданство, с самого рождения он является гражданином страны, в которой живёт. Каждый ребёнок в нашей стране является россиянином, гражданином России. Это подтверждает первый документ - свидетельство о рождении.
Когда ребёнку исполняется 14 лет, он получает следующий документ – паспорт гражданина России. В паспорте указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес.
На обложке паспорта изображён российский герб.
Каждый гражданин обязан любить свою родину, участвовать в жизни своей страны, вставать на её защиту, если ей грозит опасность, быть честным, справедливым, смелым, мужественным. Вы должны гордиться теми людьми, которые отстояли свободу нашей Родины в кровопролитной войне, помнить, что это они сделали для вас.
(Слайд) Каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, право на их заботу. Родители по закону несут ответственность за ребёнка, управляют и руководят ребёнком. А ребёнок обязан уважительно относиться к ним, проявлять почтение.
Каждый ребёнок имеет право жить в благополучной, дружной семье. Хорошо, когда детей окружают несколько поколений: папа, мама, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.
А вы знаете имена, фамилии и отчества своих родственников? Попробуйте дома с родителями составить генеалогическое древо своей семьи. Оно выглядит вот так. (Слайд)
Постарайтесь запомнить пословицы и поговорки о семье.
Кто живёт ладно, у того всё складно.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
- Наша страна широко протянулась с запада на восток.
- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, (Слайд) с разным цветом кожи, волос и глаз. И все люди имеют равные права.
- Права не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
(Слайд) - Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
труд жизнь прислуга отдых
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это правона жизнь.
(Слайд)
-А зачем человеку труд?
Существует множество профессий, каждый человек сам выбирает, кем он будет работать.
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.
(Слайд)
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
- Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
- Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.
- Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
- Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых.
- Но мы не должны забывать, что у нас обязанности, которые мы должны выполнять. Все дети обязательно помогают дома родителям
-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (Физминутка) как мы…
(Слайд)(под музыку «Антошка»)
- моем посуду
- застилаем постель,
- поливаем цветы,
- выносим мусор,
- ходим в магазин за хлебом.
- чистим картошку
- вытираем пыль
(Слайд)
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
-Дети имеют право на образование. Каждый ребёнок должен иметь возможность учиться, чтобы раскрывать свои таланты, умственные и физические способности.
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
- Когда человек много знает, с ним интересно общаться.
- Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
- Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
- Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
(Слайд)
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.
-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?
-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
-Что надо для этого делать?
(Слайд)
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
СПОРТ
ПИТАНИЕ
РЕЖИМ ДНЯ
-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
(Слайд)
- Каждый ребёнок имеет право на жильё и его неприкосновенность.
- Отгадайте сказку, в которой было нарушено право на жильё?
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка) (Слайд)
3. Подведение итогов:
(Слайд)
-Перечислите свои права.
-Можно ли нарушать чужие права?
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей помогать им, бережно относиться к здоровью.)