«Активные методы обучения и воспитания детей
старшего дошкольного возраста»
В настоящее время педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Сущность современных педагогических технологий выражается в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений педагога.
Сегодня я хотела бы привлечь внимание коллег к АМО – активным методам обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока. В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:
Активные методы обучения- методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Рассмотрим и другое определение АМО.
Активные методы обучения– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков.
Применение АМО возможно и в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю вам ознакомиться с АМО, которые я использую в своей педагогической практике.
Описание самостоятельного разработанного
активного метода обучения
1.
|
Предмет, на котором использован метод
|
Образовательная область «Коммуникация»
|
2.
|
Класс, в котором использован метод
|
Старший дошкольный возраст
|
3.
|
Этап образовательного мероприятия (урока)
|
Основная часть непосредственно организованной деятельности
|
4.
|
Название метода
|
«Бабочки на полянке»
|
5.
|
Цели использования метода
|
- Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении умения правильно произносить звуки, называть слова с заданным звуком.
- Создание условий, обеспечивающих возможность овладения умением определять место звука в слове для каждого ребёнка с учетом его учебных индивидуальных способностей.
- Развитие коммуникативных умений в отношениях: «воспитатель - ребёнок», «ребёнок - ребёнок», «ребёнок - воспитатель».
- Формирование мотивации к непосредственно организованной деятельности, создание ситуации успеха для каждого.
|
6.
|
Количество участников
|
Численность – вся группа
Группа - 2 чел.
|
7.
|
Технология проведения
|
Детям раздаются цветочки и бабочки. Каждая бабочка летит на полянку и находит свой цветочек (такого же цвета). Таким образом, ребята делятся на пары. Работа в парах:
Задание 1. Парам предлагается посоревноваться друг с другом: кто быстрее и чище проговорит скороговорку.
Задание 2. Цветочкам предлагается назвать звук, а бабочкам слова, в которых есть заданный звук и определить место этого звука в слове.
Задание 3. Цветочки называют слово, а бабочки должны назвать слово на последний звук предыдущего.
|
8.
|
Продолжительность проведения
|
15 мин.
|
9.
|
Предварительная подготовка (если требуется)
|
Вырезать из цветной бумаги бабочки и цветочки соответствующих цветов.
|
10.
|
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
|
-
|
11.
|
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
|
После деления детей на пары педагогу необходимо проверить, чтобы в паре не оказалось двух детей с проблемами произношения отдельных звуков.
|
12.
|
Автор метода и источник, где описан метод (если Вы сами разработали метод, указывается Ваши ФИО)
|
Авторская разработка
Синельникова Яна Игоревна
|
Анализ и оценка педагогом апробации АМО
на образовательном мероприятии
1
|
Использовали ли Вы ранее АМО в образовательном процессе?
|
Ранее я использовала АМО, но не так активно. После прохождения курса «Активные методы обучения» я сделала вывод, что эти методы могут работать и на дошкольниках.
|
2
|
Какие сложности возникли при подготовке и проведении АМО для данного Практического задания?
|
При проведении этого АМО небольшое затруднение вызывало то, что необходимо было держать в поле зрения все пары, контролируя правильность выполнения заданий и оказание помощи.
|
3
|
Какие положительные эффекты использования данных АМО Вы отметили?
|
Использование такого АМО помогает индивидуализировать обучение, способствует проявлению самостоятельности детей в овладении умением называть слова с заданным звуком и определять его место в слове,обеспечивает возможность тренировки и закрепления знаний для каждого ребенка.
|
4
|
Как отреагировали обучающиеся на применение данных АМО?
|
Ребята проявили большой интерес и желание поучаствовать в новой игре.
|
5
|
Какие ощущения Вы испытали от использования данных методов?
|
После использования АМО я испытала радость и удовлетворение. К тому же новая форма обучения в игре вызвала у детей интерес, положительный настрой и большой эмоциональный отклик, а это отразилось на результативности непосредственно организованной деятельности.
|
6
|
Будете ли Вы использовать АМО в дальнейшем в своей работе?
|
Я обязательно буду использовать АМО в дальнейшем в своей работе, так как АМОспособствуют проявлению самостоятельности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков детей, стимулирует активность детей, развивает способность к управлению своей учебной деятельностью, поведением и развивает умения работы в парах (группах).
|
Описание второго самостоятельного разработанного
активного метода обучения
1
|
Предмет, на котором использован метод
|
Образовательная область «Познание»
|
2
|
Класс, в котором использован метод
|
Старший дошкольный возраст
|
3.
|
Этап образовательного мероприятия
|
Основная часть непосредственно организованной деятельности
|
4.
|
Название метода
|
«Осенний листопад»
|
5.
|
Цели использования метода
|
- Активизирование имеющихся знаний детей об объектах живой природы (диких животных), освоение новых знаний в сотрудничестве.
- Предоставление возможностей каждому ребёнку оценить свой запас знаний об объектах окружающего мира.
- Создание положительной мотивации для самообразования через побуждение к расширению своего багажа знаний путём самостоятельного нахождения информации об интересующих объектах в повседневной жизни (узнать у взрослых, посмотреть в книге, журнале и т.д.)
|
6.
|
Количество участников
|
Численность – вся группа
Группы – 4-5 чел.
|
7.
|
Технология проведения
|
На рабочих местах у детей лежат разноцветные треугольники (желтый, оранжевый, коричневый, зелёный). На ковре обручи, в центре которых находятся листья соответствующего цвета. Детям предлагается найти на ковре осенний лист такого же цвета, как и на своём рабочем месте, стать рядом с ним. Таким образом, ребята делятся на 4 подгруппы. Каждой подгруппе педагог загадывает загадку, отгадав которую, ребята узнают, о каком объекте (в данном случае диком животном) они будут делиться своими знаниями друг с другом.
На обратной стороне осеннего листа прикрепляется картинка-отгадка с изображением дикого животного. Детям предлагается рассказать друг другу (товарищам своей подгруппы) всё, что они знают об этом животном.
В ходе обсуждений воспитатель подходит к каждой подгруппе и даёт дополнительные сведения об объекте коллективной беседы.
|
8.
|
Продолжительность
|
15-20 мин.
|
9.
|
Предварительная подготовка
|
Вырезать треугольники желтого, оранжевого, коричневого, зелёного цветов, осенние листья (размером А 4) таких же цветов, с обратной стороны которых прикрепляется картинка предмета или объекта живой, неживой природы.
|
10.
|
Необходимые материалы
|
Обручи, в центр, которых кладутся осенние листья, с обратной стороны которых прикрепляется картинка предмета или объекта живой, неживой природы.
|
11.
|
Примечание
|
Осенние листья и картинка обсуждаемого предмета должны быть размером А 4.
|
12.
|
Автор метода и источник, где описан метод
|
Авторская разработка
Синельникова Яна Игоревна
|
Анализ и оценка педагогом апробации АМО
на образовательном мероприятии
1
|
Использовали ли Вы ранее АМО в образовательном процессе?
|
Ранее я использовала АМО, но не так активно. После прохождения курса «Активные методы обучения» я сделала вывод, что эти методы могут работать и на дошкольниках.
|
2
|
Какие сложности возникли при подготовке и проведении АМО для данного Практического задания?
|
При проведении АМО было сложно активизировать слабых (отстающих) детей.
|
3
|
Какие положительные эффекты использования данных АМО Вы отметили?
|
Новые формы взаимодействия в ходе АМО сблизили детей друг с другом, поспособствовали формированию у ребят предпосылок мыслить и получать знания по-новому.
Использование АМО в дошкольном образовании позволяет значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
|
4
|
Как отреагировали обучающиеся на применение данных АМО?
|
Ребята проявили большой интерес и желание поучаствовать в новых играх.
|
5
|
Какие ощущения Вы испытали от использования данных методов?
|
После использования АМО я испытала радость и удовлетворение, потому что я решила свои поставленные задачи, увидела в глазах детей заинтересованность поделиться имеющимися знаниями и приобрести новые.
|
6
|
Будете ли Вы использовать АМО в дальнейшем в своей работе?
|
Я обязательно буду использовать АМО в дальнейшем в своей работе, так как АМОспособствуют проявлению самостоятельности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков детей, создают ситуацию успеха для каждого ребёнка, формируют положительную мотивацию для самообразования.
|
Анкета-опрос для детей, присутствовавших на мероприятии, на котором апробировались АМО
|
Понравился ли вам игровой метод обучения?
|
Нам очень понравилось играть и узнавать интересные факты из жизни диких животных
|
|
Что именно понравилось?
|
Интересно было узнать, кто окажется в моей команде, о каком животном мы будем беседовать, понравилось отгадывать загадки
|
|
Что вам не понравилось?
|
-
|
|
Хотели бы Вы учиться с использованием игровых методов обучения?
|
Мы очень хотим на занятиях играть в интересные игры!
|
(в статье использованы материалы образовательного портала "Мой университете")
|
На: «Активные методы обучения и воспитания детей старшего дошкол
спасибо. после каникул обязательно попробую, только не с листочками- бабочками, а снеговиками-снежинками