Submitted by Ольга Петровна Андрюшкина on чт, 11/10/2012 - 23:58
План урока:
1. Организационный момент – 1-2 мин.
2. Повторение пройденного материала – 7 мин.
3. Объяснение и первичное закрепление нового материала – 25-30 мин.
4. Подведение итогов – 2 мин.
5. Оценка работы учащихся – 2 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами будем изучать новую, интереснейшую тему. Но прежде давайте освежим нашу память и выполним с вами следующее упражнение. (К доске вызывается один ученик)
Обратите свое внимание на следующие предложения. (Слайд 2)
1. Синтаксическая пятиминутка.
Учитель: Вы видите 5 предложений, с которыми мы совершим ряд действий.
- Из предложения Мы любили встречать рассвет на речке мы возьмем дополнение. Ученик записывает на доске - рассвет.
- Добавим сказуемое из предложения Дождь застал нас врасплох. Ученик записывает на доске - застал.
- Из следующего предложения (Туристы с трудом преодолели подъем) нужно выписать существительное, стоящее в именительном падеже и употребить его в родительном падеже множественного числа (туристов).
- Из предложения На нашем пути лежало бревно взять обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом (на пути).
- Из предложения Над рекой расстилался туман взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места и употребить его в дательном падеже единственного числа с предлогом к (к реке).
Итак, какое у нас получилось предложение?
Ученик: Рассвет застал туристов на пути к реке.
Учитель: А теперь добавьте предложение, сделав его сложносочиненным. Каждый должен придумать свой вариант. (Просим зачитать получившиеся предложения).
Ребята, а как вы думаете, какой корень можно выделить в слове застал? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова: стать, заставать, восстать.
Какой общий корень вы можете выделить в этих словах?
Ученики: Корень -ста-.
Учитель: Верно. Это корень, который не употребляется отдельно, а встречается только в соединении с приставкой. Давайте запомним его.
2. Объяснение нового материала.
Учитель: Послушайте диалог, который происходил между знакомыми мне бабушкой и внучкой.
Бабушка заболела.
- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.
- Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.
- Никто, просто знобит.
- А разве так может быть?
- В жизни не бывает, а в языке есть такие глаголы, которые нам представляют действие так, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и поэтому используем безличные глаголы.
Я думаю, вы поняли, что тема нашего сегодняшнего урока – безличные глаголы. Мы должны с вами научиться отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи.
Запишем предложения:
Зимой быстро смеркается. К вечеру подморозит. Мне не спалось.
С этими предложениями выполните следующие задания:
1) Определите время, род, лицо, число глаголов. (Опрашиваем несколько ребят).
Зимой быстро смеркается (н.вр., 3л., ед.ч ). К вечеру подморозит (буд. вр., 3 л., ед.ч.). Мне не спалось (прош.вр., ср.р., ед.ч.).
2) Подчеркните грамматические основы предложений. (Опрашиваем одного ребенка).
Совсем рассвело. Не сидится дома. Мне не спалось.
Учитель: Чего не хватает в этом предложении?
Ученики: Подлежащего.
Учитель: А можно ли добавить в это предложение подлежащее?
Ученики: Нельзя.
Учитель: А кто же тогда осуществляет это действие? Давайте вспомним историю с бабушкой.
Ученики: Действие происходит само по себе.
Учитель: Молодцы! Из этого можно сделать вывод, что безличные глаголы не имеют лица. Ещё раз посмотрите на записанные предложения. Что обозначают наши глаголы?
Ученики: Явления природы, состояние человека.
Учитель: Давайте обратимся к параграфу № 87 «Безличные глаголы» и прочитаем материал.(Минута). А теперь ответьте на вопросы:
- В каких наклонениях употребляются безличные глаголы? (В изъявительном и условном)
- В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени? (Только в форме 3 лица единственного числа)
- В каком роде они употребляются, если стоят в прошедшем времени? (Только в среднем роде).
- В какой ещё форме употребляются безличные глаголы? (В форме инфинитива)
Учитель: Давайте начертим таблицу и заполним её (Слайд 4).
Возьмем два глагола в неопределенной форме - подморозить и смеркаться.
Наст. вр.: смеркается, подморозить не употребляется в этом времени (не позволяет значение).
Учитель: Часто происходит так, что безличные глаголы путают с личными глаголами. Их различие состоит в том, что личные глаголы обозначают действия, производимые действующим лицом (предметом), а безличные – действия, происходящие сами по себе.
Давайте посмотрим на экран. (Слайд 5). В какой колонке в предложениях употреблены личные, а в какой – безличные глаголы? Почему? (В первой – личные, во второй - безличные).
Нужно добавить, что безличными могут быть не только глаголы, но и предложения. И это взаимосвязано. Безличные предложения – это предложения, в которых нет подлежащего, а сказуемое выражено безличным глаголом.
нахождение в них грамматических основ; запись безличных глаголов в тетрадь, определение того, что обозначают безличные глаголы; указание на наклонение безличных глаголов, род или лицо.
Например, не дышится – безл. гл., состояние человека, изъяв. накл., 3 л.
2) Записываем под диктовку предложения, расставляем знаки препинания, составляем схемы.
Лужи затянуло сизым ледком, и люди начали прятаться от холода по домам.
Ребёнку не сидится на месте, и вот он уже рисует каракули на обоях.
4. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что такое безличные глаголы, в каких формах они употребляются, что обозначают. Я надеюсь, вы сможете теперь отличать в предложениях безличные глаголы от личных.
5. Домашнее задание: упражнение 512, или составить рассказ из 5 безличных предложений, употребив в них все возможные формы безличных глаголов.