Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика исследования ценностных ориентаций у студентов педагогического колледжа

Submitted by Елена Владимировна Колоколова on чт, 11/10/2012 - 21:49

Министерство образования Саратовской области

Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферовf

Методическая разработка

Методика  исследования ценностных ориентаций у студентов педагогического колледжа

Преподаватель

Колоколова Е.В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 ГЛАВА 1.  Теоретические основы  ценностных ориентаций.

1.1.Основные направления исследования ценностных ориентаций.

1.2. Обусловленность процесса формирования ценностных ориентаций  

        особенностями юношеского возраста      

ГЛАВА  2. Разработка программы исследования, и  ее практическое      

                    применение в условиях педагогического колледжа

2.1. Методика исследования  и процедура эксперимента

2.2. Анализ результатов исследования

 Заключение

Литература

Приложение

Глава I. Теоретические основы ценностных ориентаций

1.1. Теоретический анализ ценностных ориентаций

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует.  Но различия были либо по параметру "общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [5; с. 35].

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности — это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Р.С. Немов под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл [13].

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [8; с. 322].

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.

Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.

Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный "горизонт видения", и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминирует и регулируют поведение человека /Б.Г. Ананьев. А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясищев. Б.Г. Ольшанский, В.А.Ядов /.

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [17; с. 1].

Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов - бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.

Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Понятие "ценность" в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но в своем понятии однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович -жизненной позицией; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями".

Понятие «ценность» в психологической трактовке С.Л. Рубинштейна, означает значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [38; с. 148].

Подытоживая понятие, мы можем утверждать - ценности — мир свободы, творчества, игры, человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного духовного обогащения.

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого" [17; с. 365]. И далее: "Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни".

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций, в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся  ссузов, как показателя определенного уровня развития их личности, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (ихнаправленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру.

Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости. Дело в том, что интериоризация ценностей  как осознанный процесс, происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

Второй параметр, особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания [9, с. 42-48].

Постсоветское общество переживает переходный период. И, несмотря на то, что в это время система целенаправленного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они, какими ценностями будет руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех. Ценности — это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы — таковы основные направления научного поиска.

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствие целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности, благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.

Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития личности,  зависят от того, в какой из видов деятельности она включена. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [20].

В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы — главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

1.2. Обусловленность процесса формирования ценностных ориентаций особенностями юношеского возраста

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ЦО предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования ЦО стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Таким образом, юношеский возраст сензитивен для формирования ЦО как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Остановимся на некоторых особенностях данного возраста, непосредственно связанных с ценностями:

  • возможность независимых моральных суждений– обуславливает относительно независимое /по сравнению с более ранними периодами/ формирование системы ценностей. Юность – это  время, когда человек впервые ощущает возможность самостоятельного выбора. По словам Э. Берна: «Юность – это возраст старшеклассников и студентов, пора получения водительских и гражданственных прав, а также права распоряжаться собственным телом и прочей собственностью… В юности человек решает, что он будет делать с своей жизни, или по крайней мере чем он заполнит время до такого решения. С точки зрения сценарного аналитика, юношеские годы – это репетиция перед отъездом «на гастроли» [3, с. 239].
  • Переориентация юношеского сознанияс внешнего контроля на внутренний самоконтроль. По словам С.Л. Рубинштейна, проблема самосознания прежде всего есть проблема определения своего способа жизни. Предельно обобщая, можно выделить два способа существования человека. Первый из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь весь человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением ценностно-смыслового определения [17, с.30]. Переориентация сознания сильно зависит от социальных и культурных условий. Внутренний самоконтроль входит в определение психологически взрослой, зрелой личности и является необходимым условием верной оценки жизни в целом, так и отдельных ее составляющих.
  • Формирование жизненных планов.По мнению большинства психологов, основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Профессиональное самоопределение, выбор профессии и путей достижения этого,  начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания, а учебная деятельность приобретает в результате определенную нацеленность на будущее и обуславливается в значительной степени профессиональной ориентацией. Также, важное место в представлениях старших подростков в своем будущем занимает создание семьи.
  • Чувство взрослости.«Подросток хочет ощущать себя взрослым, самостоятельным. Старший возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль при формировании ценностных ориентаций личности.» [6].

Однако юноши и девушки стремятся не только к самостоятельности и независимости, но и, как правило, к свободе от ответственности.

  • Разрушение авторитетов.В отличие от ребенка, принимающего правила поведения на веру, юноша уже начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, с чем нужно их соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. «Пока своя система ценностей не сложилась до конца, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать и т.д» [7, с.545].
  • Отношение к родительским планамотносительно будущего образа жизни. В данном случае наиболее часто встречаются два варианта: некритичное принятие родительских планов или же не менее некритичное отвержение их. Это часто происходит не из-за несогласия, осознанного расхождения собственных и родительских планов на будущее, а просто из свойственного всем юношам чувства противоречия.

Интегративным показателем сформированности ЦО в юношеском возрасте можно выделить четыре уровня:

Инертный.

Учащиеся этого уровня проявляют интерес лишь к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Прислушиваются лишь к мнению тех людей, которые входят в их референтную группу, не умеют самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу, безинициативны, равнодушны к делам коллектива и группы, характеризуются эгоистическими наклонностями и безразличным отношением к окружающей действительности.

Второй уровень – репродуктивный.

К этому уровню относятся юноши и девушки, которые характеризуются преобладанием узколичностных мотивов поведения, а также наличием мотива долга и ответственности. В деятельности проявляют, в основном, активность вопроизведения, самостоятельность в деятельности не высока, дисциплинированны, исполнительны, однако не инициативны.

Продуктивный.

Этот уровень характеризуется наличием мотивов самоопределения и самосовершенствования. Их отличает стремление преодолевать препятствия. Они проявляют творчество и инициативу в деятельности, что связано с желанием сделать что-либо полезное для других людей, овладеть различными способами применения своих знаний и умений, способны принимать самостоятельные  решения в ходе работы, самокритичны, требовательны к себе и другим.

Четвертый уровень – творческий.

Деятельность  личности данного уровня внутренне мотивирована: собственное развитие в процессе деятельности, действие с другими и для других, характеризуется творческой активностью, которая предполагает стремление к теоретическому осмыслению получаемой информации, самостоятельному поиску решения проблемы, деятельностны и инициативны.

Таким образом, юношеский возраст занимает важное место в процессе формирования ценностных ориентаций личности. Если в детстве знания о человеческих качествах и идеалах носят формальный характер, то с развитием рефлексии и новообразований юношеского возраста происходит присвоение общечеловеческих ценностей, и юношеский возраст «Я»  наполняется индивидуально-личностным, а следовательно, и эмоционально значимым смыслом. Для этого необходимы соответствующие условия. Процесс формирования ЦО может быть представлен как переход от инертного (низшего) уровня к наивысшему (творческому). Для того чтобы обеспечить целенаправленный процесс развития современного ученика, необходимо переносить приоритетное внимание с учебной деятельности, понимаемой как расширение области знаний, на воспитание как целенаправленное развитие личности, ее духовной и социальной сферы.

 

Глава 2. Разработка программы исследования

2.1. Методика исследования

Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 60-х годов и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов. (2). В некоторых странах, прежде всего, в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью  жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности – методика словацкого психолога Т.Т. Тарочковой «Жизненные цели», тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», опросник Олпорта – Верона – Линдсея и многие другие. В качестве основного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ЦО, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы /профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений/ обладает для разных людей различной степенью значимости.

В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. однако, практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь – это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого – это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д.

Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.

В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и жизненных сфер деятельности студентов – нами был взят опросник терминальных ценностей /ОТеЦ/ (18).  Опросник позволяет выявить иерархию ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности. Методика  ОтеЦ  позволяет диагностировать следующие ЦО личности:

  1. собственный престиж;
  2. высокое материальное положение;
  3. креативность;
  4. активные социальные контакты;
  5. развитие себя;
  6.  достижения;
  7. духовное удовлетворение;
  8. сохранение собственной индивидуальности.

Опросник также позволяет определить степень значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать. Это:

  1. сфера профессиональной жизни;
  2. сфера обучения и образования;
  3. сфера семейной жизни;
  4. сфера общественной жизни;
  5. сфера увлечений.

2.2. Процедура эксперимента

Нас интересовали различия в ценностях студентов социально-педагогического факультета, а также динамика ценностей студентов за годы обучения в педагогическом колледже. Естественно, что социальная ситуация развития личности первокурсника и студентов-выпускников неодинакова и ЦО как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы учебы. Таким образом, перед нами встали две задачи:

  1. определить специфические особенности ЦО студентов разных групп;
  2. выявить динамику ЦО студентов каждой группы на протяжении их обучения в педагогическом колледже.

Для решения данных задач были отобраны группы учащихся отделения «Социальная педагогика» на базе 9 и 11 классов. Всем студентам, включенным в нашу выборку, было предложено ответить на вопросы методики  ОтеЦ (80 вопросов). В следующей таблице показаны самые высокие оценки по всем изучаемым шкалам (7-11), так как они дают нам представление о доминировании той или иной ценности.

  1. Анализ результатов исследования

 

 

 

Курс, отделение

Социальная

на базе 9 классов

1-4 курс

педагогика

на базе11

классов

1-3 курс

Ценностные ориентации:

1. престиж

 

45-20

 

40-36

2. материальное положение

65-73

83-82

3. креативность

32-20

52-33

4. активные социальные контакты

57-40

52-33

5. развитие себя

80-60

98-73

6. достижения

47-40

74-48

7. духовное удовлетворение

37-20

55-18

8. сохранение собственной индивидуальности

70-60

79-79

 

 

 

Жизненные сферы:

1. сфера профессиональной жизни                    

 

40-40

 

69-64

2. сфера обучения и образования

45-40

67-54

3. сфера семейной жизни

50-40

76-21

4. сфера общественной жизни

50-45

65-50

5. сфера увлечений

70-65

60-55

 

Проанализировав полученные результаты, с точки зрения общих тенденцией, можно отметить следующее:

  1. для всех групп характерно большое число студентов, получивших высокий балл по показателю «высокое материальное положение» /от 65% до  83%/. Это означает, что материальное положение и благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.
  2. Для студентов данных групп характерна высокая потребность в достижениях /от 40% до  74%/, т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.
  3. Большое количество студентов /от 60% до 79%/ имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желания сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.
  4. К сожалению, немногие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных.
  5. Наиболее значимыми сферами жизнедеятельности студентов являются сфера обучения и сфера увлечений, причем на  у группы учащихся на базе 9 классов сфера увлечений превалирует над сферой обучения.
  6. Профессиональная же сфера для учащихся-девятилеток еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь для них является чем-то непривлекательным и неизвестным.

Особенных различий в ЦО студентов данного отделения мы не обнаружили, все различия касаются динамики ЦО от 1 курса к выпускному. Для анализа динамики ЦО студентов мы проранжировали все ценности и жизненные сферы по их значимости для студентов каждой группы. Ранговые места /от 1 до 8 для ценностных ориентаций и от 1 до 5 для жизненных сфер, где 1 – наиболее значимая ценность/ представлены в следующей таблице:

Ранговые места значимости для студентов отдельных ЦО и жизненных сфер.

 

Курс, отделение

социальная  педагогика

 

Ценностные ориентации:

На базе 9 классов

1-4 курс

На базе 11 классов

1-3 курс

1. престиж

7-5

6-4

2. материальное положение

2-1

3-1

3. креативность

6-6

8-4

4. активные социальные контакты

6-6

4-3

5. развитие себя

4-4

5-3

6. достижения

1-3

1-2

7. духовное удовлетворение

5-7

7-4

8. сохранение собственной индивидуальности

3-2

2-2

Жизненные сферы:

1. сфера профессиональной жизни

 

 

4-1

 

5-3

2. сфера обучения и образования

3-2

1-1

3. сфера семейной жизни

3-2

4-3

4. сфера общественной жизни

1-3

5-3

5. сфера увлечений

2-1

2-2

 

Проанализировав результаты  проведенного исследования, мы пришли к следующему выводу о динамике ЦО студентов педколледжа от первого курса к выпускному:

  1. стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению и к старшим курсам переходит со 2-3 места на 1-ое. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью.
  2. Наиболее значимая ценность всех первокурсников – потребность в достижениях (у всех на первом месте). Эта потребность имеет тенденцию к снижению (на 2-3 место), оставаясь, однако, одной из наиболее значимой в структуре ЦО студентов.
  3. На третьем по значимости месте для первокурсников стоит потребность сохранения индивидуальности, которая к 3,4 курсу занимает уже второе место в структуре ценностей студентов, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и воспитания студентов.
  4. Аналогично со стремлением к развитию себя. У большинства студентов значимость этой потребности к выпуску возрастает и выходит на 3 место.
  5. На протяжении обучения в колледже увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию соответственного престижа. Эта потребность выходит к последнему курсу на 4 место и объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками  (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят семью).
  6. Стремление к активным социальным контактам, креативность и духовное удовлетворение имеют небольшое значение для большинства студентов.
  7. Отрадно заметить повышение значимости сферы профессиональной жизни для всех студентов. Однако, несмотря на эту тенденцию,  профессиональная жизнь все еще остается чуть ли не последнем по значимости месте для большинства студентов, исключение составляет лишь отделение социальной педагогики. студентов на базе 9 классов, где к выпускному курсу профессиональная жизнь выходит на первое место по значимости по сравнению с остальными сферами жизнедеятельности.
  8. Сфера обучения является наиболее значимой для всех студентов данного отделения.
  9. Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту  (от 1 курса к  выпускным группам), что на наш взгляд, совершенно естественно, и связано со стремлением к образованию собственной семьи.
  10. Интерес к общественной жизни, в свою очередь. Имеет тенденцию к снижению. Это объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям к  выпускному курсу значительно падает.
  11. Что касается сферы увлечений, то она по-прежнему занимает одно из ведущих мест в жизни студентов.

Итак, все результаты, полученные в ходе нашего исследования, являются отражением частных проблем Вольского педагогического колледжа и не могут быть перенесены на всю категорию студентов, но на наш взгляд, мы обнаружили некоторые общие закономерности динамики ценностных ориентаций современного студента. Работа по изучению различных аспектов личности и деятельности студентов будет продолжаться, и мы надеемся, что результаты данного исследования  помогут в разработке  целевых программ по формированию ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе данного учебного заведения.

Заключение

В современный переходный период у молодежи формируется новая система ценностный ориентаций. Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активной личности, определяющий общий подход человека к окружающему миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

Формирование ценностных ориентаций личности – сложный и длительный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.п. при этом важная роль в формировании ЦО личности принадлежит образованию.

Успешность формирования системы ЦО студентов зависит от многих факторов: культурного опыта студента, его моральных принципов, личного опыта, семейных взаимоотношений. Важная роль при этом принадлежит процессу обучения, в содержании которого непременно должна быть включена система ценностей и ее формирование. Этому должны способствовать профессиональные, моральные, культурные и человеческие ценности самого педагога, определяющие его ценностную жизненную ориентацию, а также специальные методологические условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности.

Литература

  1. Rokeach V/ The nature of human values. N. Y., 1973.
  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. – М.: Высш. школа, 1988. – 150с.
  3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.
  4. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. – М.: РАУ, 1993. – 11с.
  5. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - №4. С.13.
  6. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. – 1993. - №3.
  7. Волков Е.С, Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
  8. Выготский Л.С. Проблемы культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1991. №4. С.5-19.
  9. Куприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999 - № I (январь-июнь) с. 34-36.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304с.
  11. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. Кн. для класс. руков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,1981. – 176 с.
  12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1999. – 632с.
  13. Новые ценности образования: тезаурус для преподавателей и школьных психологов /Под ред. Н.Б. Крыловой. – М.: Инноватор, 1995. – 113 с.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн