Положительная динамика сформированности общих учебных умений и навыков обучающихся
Познавательная деятельность
Диаграмма. Качество сформированности учебных умений и навыков в познавательной деятельности
Сформированность учебных умений и навыков исследовалась в ходе проведения психолого-педагогической диагностики. Познавательная деятельность обучающихся изучалась при помощи методики А.З. Зака. Целью данной методики являлось выявление сформированности действий поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели. Оценивались регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий. Форма оценивания индивидуальная.
Для диагностики поискового планирования использовался вид задач, в которых для достижения результата требовалось выполнить ряд действий. В зависимости от того, какое количество действий (до выполнения) способен наметить ребенок, можно было различить уровни планирования. В результате анализа работ получены следующие данные:
Ø обладают целостным планированием 2009– 2010 - 11, 2010-2011 - 17, 2011-2012 – 20.
Ø обладают частичным планированием 2009-2010 – 16, 2010-2011 – 10, 2011-2012 – 7.
Диаграмма. Динамика сформированности действий поискового планирования
Количество детей с целостным планированием преобладает над количеством детей с частичным планированием. Наблюдается положительная динамика сформированности учебных умений и навыков.
Вывод:
У обучающихся сформированы следующие общеучебные умения и навыки: наблюдение объектов окружающего мира, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов, анализ результатов сравнения, работа спростейшими знаковыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых предметов, умение самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческих задач.
Речевая деятельность и работа с информацией (информационно-коммуникативная деятельность)
Диаграмма. Качество сформированности умений и навыков
Общие учебные умения и навыки младших школьников в речевой деятельности и в работе с информацией изучалась при помощи модифицированной методики Г.А. Цукерман «Кто прав?». Оценивались учебные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера). Ситуация оценивания – индивидуальное обследование ребенка. Метод оценивания – беседа.
В результате были получены следующие данные:
- детей, не учитывающих возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, исключающих возможность разных точек зрения, принимавших сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной – не было.
- детей, давших частично правильный ответ (ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свой ответ) – было в 2009-2010 – 8, в 2010-2011 – 5, в 2011-2012 – 2
- детей, демонстрирующих понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывающих различные позиции персонажей и способных не только высказать, но и обосновать свое мнение, было в 2009-2010 – 19, 2010-2011 – 22, 2011-2012 – 25.
Результаты диагностики свидетельствует о целенаправленной и методически грамотной работе.
Вывод:
У обучающихся сформированы следующие общеучебные умения и навыки: работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, определение темы и главной мысли текста, построение монологического высказывания, использование простейших логических выражений, элементарное обоснование высказанного суждения, передача, поиск, преобразование, хранение информации, представление материала в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам, поиск необходимой информации в словарях, каталогах.
Организация деятельности (рефлексивная деятельность).
Сформированность учебных умений и навыков обучающихся изучалась по методике «Кто я?» в модификации методики М. Куна. Цель – выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности. Метод оценивания – фронтальный письменный опрос.
Оцениваемые учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Более наглядно полученные результаты можно показать на диаграмме.
Диаграмма. Качество сформированности умений и навыков
Вывод:
У обучающихся сформированы следующие общеучебные умения и навыки: самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи, выполнение инструкций, точное следование простейшим алгоритмам, нахождение ошибок в работе и их исправление, определение причин возникающих трудностей, путей их устранения, предвидение трудностей, действия по осуществлению учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности).
|