Submitted by Юлия Анатольевна Котова on Sat, 18/04/2009 - 19:22
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель.Сегодня нам предстоит необычный урок. Урок, на котором каждый из вас будет сочинять, слушать, разгадывать, создавать своё. Будем творить!
II. Сообщение темы урока.
У. Прежде всего вам предстоит разгадать тему урока.
Первое слово- это существительное, которое обозначает всё красивое прекрасное, всё что доставляет наслаждение . (КРАСОТА)
Последнее слово- это имя существительное, которое обозначает весь земной шар, а также все люди, которые населяют планету Земля. (МИР)
КРАСОТА … МИР.
У. Как вы думаете, как связаны между собой эти слова?
Второе слово- глагол, значение которого «избавить от чего-то опасного, страшного» (спасти)
КРАСОТА СПАСЁТ МИР!
У. Как вы понимаете это выражение? Что представляете когда слышите слово «красота»? А какая красота для вас важнее?
III. Работа над эпиграфом к главе.
Красиво было так, что Ёжик время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это?(запись на доске)
У.Как вы думаете, почему Ёжик так себя ощущал? Из какой сказки эти строчки? («Ёжик в тумане»)
У.Кто автор этой сказки? (Сергей Козлов)
У. Я предлагаю вам вспомнить сказки С. Козлова, с которыми вы уже знакомы. У вас на партах карточки с отрывками из сказок. Попробуйте определить из какой сказки этот отрывок.
«Вылезли греться на солнышке паучки, проснулись задремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенёк и поднял уши. А Ёжик с Медвежонком просто не знали, что им делать.
-Пойдём наберём веточек, - сказал Медвежонок.- Голых ветвей. А на некоторых- один или два листика. Знаешь как красиво!
-А что с ними делать?
- Поставим в дом. Только немного, понимаешь?- сказал Медвежонок.- Если много- будут просто кусты, а если чуть- чуть…
-Пойдём, -согласился Ёжик.» («Красота»)
«Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и , улыбаясь, поплыла по небу.
Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нём по грудь, и теперь казалось- большая белая утка плывёт в тумане и , отфыркиваясь, опускает в него голову.
Ёжик сидел на горке и смотрел на долину, затопленную туманом.» («Ёжик в тумане»)
«Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает: «Волка серого не боюсь, Лисы красной- ни капельки, Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются- страшно мне…»
Пришел к Черному Омуту спросил:
- Почему, когда листья сыплются, страшно мне?
- Это не листья сыплются- это время шуршит, - сказал Чёрный Омут, - а мы – слушаем. Всем страшно» («Чёрный Омут»)
«Они побежали мимо старой сломанной березы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.
-Смотри!- сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб лисичку.
Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
-Видишь?- сказал Ёжик.- У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один- и не плачет.» («Лисичка»)
У.В каких произведениях С.Козлов помог нам увидеть красоту окружающего мира? (“Ёжик в тумане», «Красота», «Лисичка»)
IV. Первичное восприятие сказки детьми (просмотр мультфильма)
У: Сейчас мы познакомимся с ещё одной сказкой С.Козлова “Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды”. Автор учебника задаёт нам вопрос: “А вы, ребята, хотя бы изредка “протираете звёзды”?” (ответы учащихся). Мы вернёмся к нему в конце урока.
Просмотр мультфильма.
Беседа после первичного восприятия.
У: Хотите поделиться впечатлениями. Что вас удивило? Что вас рассмешило? (высказывания детей)
У: Узнали ли вы героев сказки? Кто они? (Это Ёжик и Медвежонок. Они встречались в сказках С.Козлова, которые мы читали раньше)
У: Давайте выясним особенности характера каждого персонажа. Медвежонок он какой? А Ёжик?
На доске словарь, которым дети могут пользоваться во время ответа.
Разговорчивый
Впечатлительный
Внимательный
Злой
Ответственный
Эмоциональный
Рассудительный
Невнимательный
У: Захотелось ли вам прочитать эту сказку?
V. Вторичное восприятие сказки. Анализ произведения.
Чтение детей.
У: Ребята, зачем надо протирать звёзды? (Потому что они запылённые)
У: Какие слова говорят об этом? Найдите и прочитайте (“Если я не буду протирать звёзды каждый вечер, они обязательно потускнеют”, “Их давно бы уже никто не увидел. Вон какая пыльная”)
У: А на ваш взгляд трудная это работа или лёгкая – “протирать звёзды”? Подтвердите строчками из текста. (кропотливая)
- Давайте зачитаем, как эту работу выполнял Ёжик.
–Подберите слово, которое охарактеризовало бы работу Ёжика (тщательно, старательно)
Физминутка
– Давайте и мы попробуем также поработать, как Ёжик. Представим, что в одной руке у нас тряпочка, а в другой веник. Веник берём в правую руку и осторожно обстукиваем звёзды, чтобы случайно не сбить звезду с неба. А теперь берём тряпочку и протираем бережно звёздочку до блеска очень тщательно. Звёзды высоко – тянемся за звёздами. Молодцы!
– А как у Медвежонка получалось протирать звёзды? Давайте зачитаем (“Медвежонок очень старался, но у него не всегда получалось, как у Ёжика. И если с неба падала звезда, все в лесу знали, что это её нечаянно столкнул Медвежонок)
– Подберите слово, характеризующее работу Медвежонка (неуклюже)
– Каким выражением можно заменить слова “протирали звёзды”? (ухаживали за звёздами)
– Зачем они ухаживали за звёздами? (Чтобы они были чистыми, чтобы было красиво. Красота дарит радость)
– И об этом говорит сам Медвежонок. Он говорит, что сама эта мысль Ёжика “чистить звёзды” - счастливая мысль.
– Почему они считают, что это необходимо делать?( “А как же иначе? – ворчал Ёжик – Если Медвежонок не протрёт звёзды, если я не протру звёзды, то кто же протрёт звёзды?..” “Если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел. Вон какая пыльная …”
VI. Обобщение.
– Так о чём эта сказка? Что хотел сказать нам автор? (нужно ухаживать за планетой, на которой ты живёшь, чтобы было красиво и т.д.)
– Вернёмся к вопросу, который задаёт нам автор “А вы хотя бы изредка протираете звёзды”?
– Что подразумевает автор под этим выражением? (что мы делаем, для того чтобы нас окружала красота и чистота? Как мы ухаживаем за кем-то или за чем-то? )
VII.Творческое задание.
У: А сейчас мы попробуем создать красоту своими руками. ( дети по трафарету вырезают открытку «Бабочка летящая на цветок»)
Бабочка спит. Вот она начинает медленно просыпаться. Крылышки двигаются быстро, но бабочка ещё не взлетела. Подуй на неё! Вот видишь – летит! Но далеко не улетает, порхает вокруг. Вот она села на твоё плечо, затем на плечо твоего соседа, полетела вверх. Посади свою бабочку на ладошку. Загадай желание и отпусти бабочку, пусть летит…
VIII. Итог.
У: С каким настроением вы уходите сегодня с урока?
У: Я хочу поблагодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми, отзывчивыми людьми.
Юлия Анатольевна, думаю, Ваши коллеги были бы Вам очень признательны, если бы к конспекту Вы прикрепили фрагмент мультфильма, который демонстрировался на уроке. Или он очень "тяжелый"? Если Вам нужна помощь с оптимизацией фрагмента и размещением его в сети, мы всегда готовы помочь. Обращайтесь!
На: Красота спасёт мир!
Юлия Анатольевна, думаю, Ваши коллеги были бы Вам очень признательны, если бы к конспекту Вы прикрепили фрагмент мультфильма, который демонстрировался на уроке. Или он очень "тяжелый"? Если Вам нужна помощь с оптимизацией фрагмента и размещением его в сети, мы всегда готовы помочь. Обращайтесь!