развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;
обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний, займемся исследованием и сделаем новое открытие по теме «Парные звонкие и глухие согласные». На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4.
– Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами.
– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!
III. Минутка чистописания
– Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание.
– Посмотрите внимательно на изображение:
– Какие буквы вы здесь увидели?
– Перед вами цель увидеть и правильно назвать буквы.
– Молодцы, вы очень внимательные и хорошо знаете название букв.
– А теперь покажите, как красиво вы можете писать парные согласные.
– Давайте вспомним эти пары.
– Сколько пар таких звуков имеется в русском языке? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) (Дети хором читают пары). – Запишите строчные парные согласные.
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный.
IV. Словарная работа.
– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место?
– Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита.
Слова: м…двед…, г…род, м…роз, к…р…ндаш.
Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек.
– Какие сходства и различия вы видите в данных словах? (Слово «медведь» отвечает на вопрос Кто? все остальные на вопрос Что?; в слове «карандаш» 3 слога, у всех остальных – 2 слога)
– Запишите эти слова в алфавитном порядке. (г…род к…р…ндаш м…дведь, м…роз) Проверьте.
– Молодцы!
– Посмотрите внимательно на эти слова, где можно еще допустить ошибку.
V. Проверка знания орфографии
– А вот перед нами мыс Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии.
Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова.
Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»
белый пару…
Полосатый кра…
Песчаный пля…
Пятнистый осьмино…
Колючий ер…
Песчаный пля…
Пятнистый осьмино…
Белый пару…
Много меду…
Дружный экипа…
Дружный экипа…
Много меду…
Полосатый кра…
Колючий ер…
– Смотрим вдаль – близко (имитация движений). Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дети по описанию находят их местоположение).
VI. Открытие нового знания
– Мы приближаемся к озеру Грамотеев. Перед жителями острова возникла проблема, они просят у вас помощи. За помощь обещают вам сундук с золотом.
На доске слово: рыб/пка – рыбёшка – рыбный.
– Исследуем это слово и поможем жителям острова решить орфографическую задачу.
– Давайте вспомним, что такое орфограмма? (Буква, которая обозначает звук в слабой позиции, называется орфограммой)
– Что помогает нам решить орфографическую задачу?
– Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова?(Слово нужно изменить)
– Сформулируйте правило.
– Итак, наше исследование завершилось.
– Вы только что сделали новое открытие. Какое? (Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять).
– Молодцы, вы сами вывели правило. Давайте прочитаем его стр. 110.
VII. Первичное закрепление
– Сейчас вам предстоит поработать со своим другом – учебником и закрепить это знание.
С. 110 упр. 3
– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.
VIII. Выполнение теста по теме урока
Тест «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
1. Как проверить парный согласный звук в корне слова?
а) Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного идет звонкий согласный.
б) Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного шел гласный или звонкий согласный Н, Л, Р, М, Й.
– Наш урок подошел к концу. Поделимся впечатлениями о нашем уроке.
– С каким открытием в области орфографии мы познакомились?
– Я скажу стихами, а вы расскажите правило.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.
X. Домашняя работа
Упражнение № 6 страница 111.
XI. Рефлексия
– Зачем нам был нужен этот урок?
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
– У меня на слайде изображены три человечка с разной мимикой: оцените свою работу на уроке.
Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, нарисуйте на полях веселого человечка.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя не уверенно, нарисуйте второго человечка.
Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, нарисуйте грустного человечка.
Размещено вс, 07/10/2012 - 13:25 пользователем Елена Геннадьевна Тарасова.
Ольга Константиновна, добрый день! К сожалению задания в картошке Вы сохранили неточно, поэтому посмотреть и оценить Вашу работу по достоинству невозможно.
На: Парные звонкие и глухие согласные
Ольга Константиновна, добрый день! К сожалению задания в картошке Вы сохранили неточно, поэтому посмотреть и оценить Вашу работу по достоинству невозможно.
С уважением Елена Тарасова