б) Найти слово-образ (уточняется понятие) в первом стихе: "решётка".
в) Определить по этому слову главную тему стихотворения: неволя и переживание личности, оказавшейся в этой неволе.
г) Как достигается в стихотворении усиление образа неволи лирического героя ? (орёл)
д) Почему именно эту птицу изобразил Пушкин рядом с узником?
Учащиеся делают вывод о схожести образов, удвоении образа: человек и орёл должны быть свободными. Нелепость цепей и решёток.
е) Какими поэтическими средствами выражен мотив узничества? Введение нового термина "приём контраста". Орёл молодой и неволя, мир узника в темнице и мир за решёткой.
Нахождение эпитетов.
ж) Как возникает общее желание воли, мотив устремлённости к другой жизни? ("Давай улетим")
з) Перечитав третью строфу, устно нарисовать картину мира, куда устремлены мечты лирического героя. Какие слова-образы помогли вам это сделать? (морские края, гора, ветер) Какими красками вы воспользовались?
и) Как развивается композиция стихотворения?
Введение нового понятия: "Композиция лирического произведения ~ развитие темы и мыслей лирического героя", (запись в тетради)
ВЫВОД: Происходит смена настроения лирического героя и, следовательно, меняется интонация при чтении стихотворения.
к) Проследив по тексту стихотворения развитие чувств и мыслей лирического героя, ещё раз прочитать стихотворение про себя.
Прослушивание и обсуждение чтения учащимися стихотворения "Узник".